This is How I Win. Рецензия на фильм «Неогранённые драгоценности»

Братья Сэфди, выходцы из Нью-Йорка, укрепились в звании едва ли не важнейших молодых авторов дня. Оставаясь сами собой больше, чем кто-либо из текущего поколения кинематографистов, они тяготеют к эстетике кислотного трипа, обрамляющей интерес к околокриминальным персонажам. Их творческий метод сравнивали с техникой целого ряда постановщиков, но уникальность его состоит в том, сколь чутко Сэфди вписывают в свои работы эмоцию натянутого нерва, а затем — чувство морального слома. С «Неограненными драгоценностями» они покоряют новые горизонты учащения сердцебиения зрителя — благо, что это проект, к которому братья шли сквозь года, оттачивая навык и формируя стиль.

MV5BNmE5YWIwNGYtNDFkOS00OWY4LThhYzUtMWVlZTFjMzA3YWVjXkEyXkFqcGdeQXVyMTAzMDg4NzU0._V1_SX1777_CR0,0,1777,744_AL_.jpg

Здесь фирменная интонация узнается с ходу — атмосфера лихорадочной спешки накалена в фильме до той степени, что на визгливо бранящихся героев сам же начинаешь кричать. Ощущение просмотра «Неограненных драгоценностей» равносильно духоте болезни, достигшей температурного пика. И в его наращении проявляется тактическое мастерство режиссеров: ритм путешествия по каменным джунглям задан пунктуационно верно. Изредка предлагая перевести дух, Сэфди ускоряют более чем двухчасовой хронометраж до непременного отвала челюсти.

MV5BMzJhNmZlNWEtOWJkNS00NGJmLTg5NWMtM2NkZWZlN2I2MTI3XkEyXkFqcGdeQXVyNjAyNTIzOTM@._V1_SX1777_CR0,0,1777,873_AL_.jpg

В фильме проделана точная работа с американской фактурой: расцвеченные неоном клубы, штурмуемые рэп-артистами; баскетболисты, одержимые драгоценными камнями, секретарши, сгораемые от желания. Это мир вип-зон, где всякий ставит себя вперед другого. Впрочем, ему подобен главный герой, который, сделавшись заложником обстоятельств, непоколебимо убежден, что способен все решить. То есть постановщики на сей раз обращаются к иной, нежели в прошлых своих фильмах, ювелирной оптике.

MV5BNzRjMDUwZTAtMDAwZC00NDMzLWJlZGEtYWRiNTE0MTdlNjJlXkEyXkFqcGdeQXVyNjAyNTIzOTM@._V1_.jpg

«Неограненные драгоценности» пишут историю злополучной неосторожности уже не маргиналов, но еврейского бизнесмена, который с дурным оптимизмом ставит крупные суммы в тотализаторе. Адаму Сэндлеру в кои-то веки есть что играть, так что он со спортивной самоотдачей реанимирует карьеру — столь хорош он был лишь в «Любви, сбивающей с ног». Идиотизм его героя несколько претит, однако притягательное обаяние актера, растворенное в образе, будто бы магнетически притягивает. И, собственно, лелеет надежду на победу известной комбинации: слабоумие и отвага. Вообще, отчасти все работы Сэфди — про слепое самопожертвование, про иррациональность жажды большего, которая неизменно ломает судьбы.

MV5BNDljZTNiN2UtYjQ4My00NThmLWJiYTctNjVjZDM1YWEyMmY0XkEyXkFqcGdeQXVyODUxNjcxNjE@._V1_.jpg

Что удивительно в соответствии с выбивающим землю из-под ног финалом «Неограненных драгоценностей»: в отличие от «Бог знает что» и «Хорошего времени», фильм не производит гнетущего впечатления. Вопреки его фактическому итогу, зритель расплывается в широкой улыбке — слишком уж причудливо складывается сценарный пазл. Концовкой Сэфди принципиально девальвируют понятие фатума, объявляя по-злому ироничный случай единственной истиной. Мало того, будучи в нужной мере невменяемыми, в качестве слагаемого результирующей силы «Неограненных драгоценностей» они используют рассекающий титры хит евродэнса.

MV5BMGNkMWRlM2ItNzFjNS00ZjA0LWIxZjctZGJjMmZmMmEwNWZkXkEyXkFqcGdeQXVyODUxNjcxNjE@._V1_.jpg

Прежде Сэфди рефлексировали трагедию отдельного человека и его социального класса, теперь — вышли на уровень эпоса, попытки описать громоздкую конструкцию мира. «Неограненные драгоценности» — это оттиск хаоса не только капиталистического, но и жизни в целом. В некоторой степени, она такова по умолчанию: дальнейшего не предскажешь, а всякий путь запросто обрывается. И все же, людская суета сконструирована городом, а обширная система человеческих связей методично саморазрушается (к этой идее Сэфди обращаются в каждой своей работе, любуясь урбанистическими пейзажами). Возможно, опал стал объектом страсти героев именно потому, что в его красоте отражается не энтропия вселенной, а ее невозмутимое спокойствие.

Доступно на Netflix с 31 января 2020 года.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s