Английский детектив, американские ценности. Рецензия на фильм «Достать ножи»

Почти каждая работа в небольшой, но разношерстной фильмографии режиссера Райана Джонсона становилась своего рода событием в мире кино и телевидения. Неординарная нео-нуарная драма «Кирпич», несколько знаковых эпизодов всеми любимого сериала «Во все тяжкие», а также независимый сай-фай «Петля времени», где Брюс Уиллис противостоял своей молодой копии в исполнении Джозефа Гордона-Левитта. И наконец «Последние джедаи» ― самый спорный и обсуждаемый эпизод «Звездных войн», заставивший половину фан-базы боготворить Джонсона за смелость, а другую – презирать за разрушение канонов любимой франшизы. Спустя два года на экраны выходит «Достать ножи» ― фильм, в котором режиссер переворачивает с ног на голову тропы классического «английского детектива».

MV5BNDM2NTBiOWYtN2E3Mi00MDdjLTk2MjMtZjlmMWE2N2QxNjdjXkEyXkFqcGdeQXVyNjg2NjQwMDQ@._V1_SY1000_CR0,0,1499,1000_AL_

Легендарный Кристофер Пламмер играет Харлана Тромби – популярного автора детективных романов и патриарха непомерно разросшегося семейства, почти каждый из членов которого кормится за его счет. Когда сразу после празднования его 85-летия писателя находят мертвым, почти все улики указывают на самоубийство. Поэтому и полиция, и все члены семейства Тромби недоумевают, когда за столь банальное и простое дело вдруг берется знаменитый частный детектив Бенуа Блан (Дэниэл Крэйг).

MV5BMmVlZjY5ZWYtZGViOC00MzRmLTk1NzItNGViOTIyMDE3ZjUzXkEyXkFqcGdeQXVyNjg2NjQwMDQ@._V1_SY1000_SX1500_AL_.jpg

Недоумевает и сам сыщик, ведь он даже не знает, кто его нанял, и это еще одна тайна, которую ему не терпится разгадать. Блану придется распутать клубок корыстной лжи алчных родственников Харлана и прислуги покойного. Ведь как выясняется в процессе допроса – почти у каждого из окружения покойного был мотив. И хотя убийца, скорее всего, один, всем членам прогнившего семейства Тромби есть что скрывать.

MV5BNTI5ZGJiYTgtNzg5Yi00NzkxLWExNWMtODcxZGE5NjMzYTFjXkEyXkFqcGdeQXVyNzAwMTc4OTY@._V1_.jpg

Новое творение Райана Джонсона так и тянет сравнить с вышедшим два года назад «Прочь» Джордана Пила. Напрашиваются подобные параллели из-за  схожего соотношения традиционного жанра и остросоциального высказывания, приправленного черным юмором. Вот только у Джонсона этот синтез смотрится гораздо более гармонично. А его излюбленный драматургический принцип «subverting expectations, который в «Последних джедаях» вызывал лишь недоумение, в данном случае безотказно работает на авторскую концепцию.

MV5BMTJjMmRlOGQtMjdjYi00ZDA5LWIwMjgtNTc1YWUyOTRhM2YwXkEyXkFqcGdeQXVyNzAwMTc4OTY@._V1_.jpg

Казалось бы, что в основе фильма типичный детективный сюжет, от которого трудно ожидать каких-то откровений. Но Джонсон отказывается играть по правилам жанра почти сразу: он нагло опрокидывает шахматную доску с расставленными на ней фигурами, и раскрывает зрителю часть разгадки. Классический «whodunit» оборачивается остроумным триллером, в котором детектив и убийца играют в напряженную, но порой довольно абсурдную игру в «кошки-мышки». Впрочем, зрителя всё равно ждет несколько сбивающих с ног твистов.

MV5BNWFlYWUyODMtZGZjZS00NWYyLWIzYjMtZmFhNTNjYzc0ODhlXkEyXkFqcGdeQXVyNzAwMTc4OTY@._V1_.jpg

Многое тут, безусловно, держится на касте. На обаятельном «южном джентльмене» Крэйге, в образе которого смешались черты Джеймса Бонда и Джо Бэнга из содерберговской «Удачи Логана». На Крисе Эвансе, которому чертовски идет образ самодовольного мерзавца. Наконец, на Анне де Армас, в героине которой постановщик заключает эмоциональное ядро истории.

MV5BNGZiMWFkM2YtOTczMC00NDRhLWE3YzEtMWQzNjJjMWQ1M2ZmXkEyXkFqcGdeQXVyNzAwMTc4OTY@._V1_.jpg

Сходу отбрасывая львиную долю типичных элементов жанра, Джонсон концентрируется на традиционных американских ценностях, нанизанных на остросюжетный каркас, и безжалостно препарирует типичные для современности типажи. Рисуя гротескные, но точные портреты, постановщик не щадит никого: ни либералов, ни консерваторов. А те самые ценности, вплетенные в ткань «английского» детектива, он отдает уругвайской иммигрантке. В запоминающемся финальном кадре отображается неизбежность перемен и социально-культурного сдвига.

MV5BMDNlNjg3ZjEtNGZlNC00NGQ0LWE3MWQtMjgxMGQzY2Y2MjIzXkEyXkFqcGdeQXVyNzAwMTc4OTY@._V1_.jpg

Пожалеть можно лишь о том, что одноименная песня Radiohead, в честь которой названа картина, в ней не прозвучит. Но всё и так очень хорошо, ведь Джонсону удалось снять яркую ленту с возможностью неоднократного просмотра. В первый раз – как деконструкцию жанра и одновременно изобретательную пародию на традиционный «whodunit». Во второй – как жесткую и изобретательную сатиру, все актуальные месседжи которой будет очень интересно распутывать и обсуждать. И если ради такого кино Джонсону нужно было на время оказаться в рабстве у Мышиного Дома и снять невразумительных «Последних джедаев», то это того, пожалуй, стоило.

Автор текста: Егор Луканин.

В прокате с 28 ноября.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s