Режиссер или не режиссер? Рецензия на фильм «Большая поэзия»

Сын прославившегося в начале 90-х крепкого постановщика Павла Лунгина пошел в мир кинематографа по стопам отца. 2019-й год смело можно назвать прорывным для Александра Лунгина, фигура которого становится всё более и более заметной. Сначала – сценарий к нашумевшему «Братству», теперь – снял отгремевшую на «Кинотавре» «Большую поэзию». Продолжающий штурмовать отечественный кинематограф Александр Кузнецов получил приз за лучшую мужскую роль, а сам Лунгин-младший – награду за режиссуру. И если со звездой «Лета» и многосерийных «Содержанок» всё кристально ясно, то чествование заслуг постановщика вызывает множество вопросов.

regular_detail_picture-7242d42030f2ccfef0a28437837e68db.jpg

Начать стоит с того, что лично у меня лента вызвала огромный интерес уже сразу после фестивальной премьеры: актёрский состав из талантливых молодых артистов и не так часто исследуемая в нашем кино тема посттравматического синдрома. Не могут не привлекать и источники вдохновения этой криминальной драмы, которые считываются уже при быстро брошенном взгляде на синопсис. Это и скорсезевский «Таксист», и балабановский «Брат». И даже литературно-кинематографическое творчество С. Крэйга Залера. С его работами отечественную картину роднит и тематический пласт, и даже некоторые визуальные образы – будь то инфернализированное пространство города или образ убитого голубя, с описания которого открывается залеровский роман «Мерзкие дела на Норт-Гансон стрит».

Lid.jpg

Александр Кузнецов и Дмитрий Филимонов играют Виктора и Лёху соответственно – двух молодых инкассаторов. Дружба между ними возникла во время службы в Луганске, лишь укрепившаяся в мирное время. Задумчивый и невозмутимый Витя оттеняет взбалмошного и немного тугоумного Лёху, а вместе они охраняют чужие деньги, ходят на петушиные бои и посещают местный поэтический кружок. И, как бы это странно ни звучало, куда менее вдумчивый герой Филимонова делает на поэтическом поприще большие успехи, чем Виктор.

poesia5.jpg

Пространство безымянного российского городка изображено в «Большой поэзии» минималистичными, но экспрессивными мазками. То ли пустыня, то ли огромная свалка, заставленная одинаковыми бетонными высотками. Душащая атмосфера городка нависает над всеми героями картины, каждым из которых правит нужда. Герои тщетно пытаются найти во всем этом лирику. Несмотря на все попытки, единственным «поэтичным» действием для Лёхи и Вити оказывается ограбление, к которому ребят подталкивает так же мечтающий вырваться из обыденности начальник охраны банка Цыпин (Федор Лавров).

poesia6.jpg

В этом приправленном поэзией высказывании на тему посттравматического синдрома, которое попутно деконструирует жанр «фильма-ограбления», можно найти много интересного. Прежде всего, это дуэт взаимодополняющих героев и химия между Филимоновым и Кузнецовым, для которого роль Вити – уже серьезная заявка на звание «русского Гослинга». Несмотря на то, что они контрастируют подобно Инь и Янь – у каждого из них есть черта, без которой другой обойтись не может. И объединяет их то, что они попросту не могут вписаться в контекст мирного времени, в эту душную, лишенную лирики реальность в целом. Наблюдение за их взаимодействием во многом и удерживает внимание зрителя и привносит в медитативный ритм ленты постоянную динамику.

846761.jpg

Лёху и Витю так и тянет сравнить с персонажами уже упомянутых «Брата» и «Таксиста», но в отличие от Трэвиса Биккла и Данилы Багрова – протагонисты Лунгина ни во что не верят, почти ничего не ждут от этой жизни, а конечная их цель кажется очень размытой. В этом смысле, пропитанная духом нигилизма «Большая поэзия» дарует нам своеобразную эволюцию образа «лишнего человека», вернувшегося с войны. И эта новая формация кажется очень актуальной по отношению к нашим смутным, неспокойным временам.

poesia4.jpg

В то же время дебют Лунгина – наглядная демонстрация того, что хичкоковское правило «сценарий, сценарий и еще раз сценарий» не всегда является аксиомой. И Лунгин-сценарист не способен целиком и полностью  держать на своих плечах довольно невыразительно снятый опус Лунгина-режиссера. Проблемы картины бросаются в глаза почти сразу же: это и откровенно слабое сведение звука, и корявый параллельный монтаж. Наконец, злоупотребление стэдикэмом и обрезанными крупными планами.

46284415-1115383.jpg

При отсутствии гармонии между формой и содержанием от «Большой поэзии» трудно получить подлинное удовольствие. Глубоко прописанная история не может выйти за рамки крепкого, но крайне шороховатого дебюта из-за скудности её воплощения. И в данном случае остается только жалеть, что Лунгин-младший решил снимать картину сам, а не передал сценарий более профессиональному постановщику с уже сложившимся взглядом на мир. Хороший драматург не всегда превращается в талантливого режиссера, а исключения лишь подтверждают правило.

Автор текста: Егор Луканин.

Кинокомпания ПРОвзгляд выпускает фильм в прокат 28 ноября. 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s