Освобождение сексуальности. Рецензия на фильм «Матиас и Максим»

«Матиас и Максим» – уже восьмой полнометражный фильм одного из самых именитых молодых кинематографистов нашего времени. Для тридцати лет у Ксавье Долана накопился весьма немаленький список авторских картин, что на самом-то деле, пожалуй, главное достижение в его карьере. При этом, эксплуатируя снова и снова одни и те же сопли, прикрывая художественные недостатки собственных произведений социальными проблемами, Долан, тем не менее, за десять лет смог состояться в кино как независимый режиссёр. Его никто не ограничивает, не диктует правила игры и, что особенно важно, не ущемляет в правах – у него, как художника, развязаны руки. Вот только смотреть дальше собственных юношеских обид, больше напоминающих гипертрофированный максимализм ребёнка, Долан как не мог, так по-прежнему не способен.

MV5BZTRiYjhlN2UtMDdiZC00ZWM5LThmY2YtYjdlMTQ3NDhmYWI0XkEyXkFqcGdeQXVyODY1NDk1NjE@._V1_SX1507_CR0,0,1507,999_AL_

Потерпев неудачу в Штатах, собрав тем самым целый урожай гнилых помидоров от американской прессы за «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована», Ксавье Долан решает вернуться на свою кинематографическую родину. «Матиас и Максим» написан и снят на французском, наиболее родном для режиссёра языке. В этом фильме, в отличие от предыдущего, нет настолько именитого актёрского состава – почти все роли в нём исполняют друзья Долана, а одного из центральных персонажей и вовсе сыграл он сам. Можно сказать, что Долан, как автор, погружает себя и зрителей в ностальгию, возвращаясь к истокам. И если умопомрачительная «Смерть и жизнь» хотя бы давала намёки на какое-то творческое развитие режиссёра, то вот его новая лента однозначно рубит под корень всё, что хотя бы чуть-чуть могло бы напоминать это самое развитие.

MV5BM2Q3ZTk4MTYtZmQxOS00NTk0LTkxNTktMjE0ZWQ2Y2QxY2Y5XkEyXkFqcGdeQXVyODY1NDk1NjE@._V1_SX1507_CR0,0,1507,999_AL_.jpg

В «Матиасе и Максиме» Ксавье Долан в очередной раз занимается исследованием человеческой сексуальности, гендерной самоидентификации и сложных взаимоотношений общества с представителями сексуальных меньшинств. Со всеми этими бесконечно личными для режиссёра проблемами зритель уже давно знаком и, может быть, был бы рад смотреть и обсуждать их вновь и вновь, если бы сам Долан хотя бы что-то новое говорил. Нынешний Ксавье окончательно выдохся, ему не о чем вести дискуссию со своей аудиторией с большого экрана – своим дебютом «Я убил свою маму» он уже успел сказать всё, что ему хотелось, закрепив успех «Мамочкой». Все последующие его работы, в том числе и «Матиас и Максим» – это калейдоскоп больной озабоченности Долана собственной гомосексуальностью, которой он вычурно апеллирует снова и снова.

MV5BMGExMzgzOWYtZDZjNi00MmJhLWIyYjItOTMxZWM0YmZiMmQxXkEyXkFqcGdeQXVyNjI0NTY1ODY@._V1_.jpg

В центре сюжета, не сложно догадаться, находятся два персонажа: Матиас (Габриэль Д’Альмейда Фрейтас) и Максим (Ксавье Долан) – два друга детства, которые в старших классах были близки в сексуальном смысле. Со времён школьной любви прошло определённое количество лет, герои выросли, совсем забыв о бурной страсти юности. У Матиаса есть девушка, а Максим активно старается найти своё счастье с другими партнёрами – тоже женщинами. Персонажи пытаются заменить друг друга кем-то третьим, полностью отдаляясь от своей первой любви, которая, словно родимое пятно на самом видном месте, преследует их всю жизнь. И вполне возможно, что Матиас и Максим так бы всю жизнь и бегали от взаимности, если бы не свалившаяся, словно снег на голову, короткометражка их общей подруги.

MV5BZGE5NzQwZTEtMjdjZC00N2QwLThlYjktZDA4M2ZiYmExM2I1XkEyXkFqcGdeQXVyMTA2ODMzMDU@._V1_.jpg

Вызвавшиеся помочь в съёмках студенческой работы Матиас и Максим невольно становятся заложниками ситуации. Режиссёр забыла уточнить, что их роль заключается в до банальности пошлом поцелуе двух мужчин на камеру. Пошлость здесь заключается в том, что тут уже сам Долан в очередной раз повторяется. На этот раз и вовсе со своим предыдущим фильмом. Как и в «Смерти и жизни», Долан активно выступает против одержимости общества чужой личной жизнью: по сюжету абсолютно никак режиссёр короткометражки не способна объяснить своим друзьям необходимость этого поцелуя в истории фильма – она просто находит милым и прикольным наличие однополой любви на экране. Это весьма актуальный и наиболее удачный ход для Долана как ЛГБТ-активиста, но, как обычно у него и бывает, в какой-то момент он полностью забывает про все намёки на что-то подобное, уводя сразу же сюжет в привычное для себя русло.

MV5BYWY5MTVhYTUtZWMzMi00M2M5LWFjMzctZGFhMzJhNDE3OGY2XkEyXkFqcGdeQXVyMTA2ODMzMDU@._V1_.jpg

Поцелуй на камеру становится отправной точкой для героев – он меняет их привычный уклад жизни, переворачивая всё с ног на голову, которую начинают захватывать юношеские чувства. Рациональное мышление полностью покидает разум, остаётся лишь желание дать волю эмоциям, но герои не могут этого позволить в силу сложившихся обстоятельств. Если у Матиаса есть спутница, то у Максима и вовсе на ближайшие две недели запланирована подготовка к поездке в Австралию на два года. Персонажи стараются убежать, отмыться от собственного влечения друг к другу, забыться в бесконечных вечеринках и бытовых хитросплетениях жизни, но любовь снова и снова берёт вверх над всем остальным. Звучит не просто хорошо, но и местами даже отлично для Долана, у которого на руках было всё, чтобы сделать чуть ли не идеальный фильм в карьере.

MV5BOTlkYzE5NjEtNzVkOS00N2UxLWExMzYtMzJiNjBmZDMyN2VhXkEyXkFqcGdeQXVyMTA2ODMzMDU@._V1_.jpg

Но нет, режиссёр в очередной раз показывает знакомые всем поклонникам своего творчества атрибуты. В очередной раз одну из важнейших сюжетных арок занимает озлобленная на собственного сына мать одного из главных героев, с которой у Максима весьма напряжённые отношения. Снова в центре истории гомосексуальные отношения двух друзей детства, чьё окружение почти на сто процентов состоит из стереотипных белых негодяев, недалёких женщин и, в этот раз, огромного количества диалогов современным языком, трендов о поп-культуре и эре социальных сетей. И при всём этом сюжет совершенно никак не выстраивается в цельное произведение – сценарий больше напоминает плохой фанфик десятилетней давности, случайно попавшийся Долану на каком-нибудь забытом всеми сайте.

MV5BNWY1N2IzMzItOWIxZS00MmRjLWJkYTMtMzEzYWZiOGEyOTUzXkEyXkFqcGdeQXVyNjI0NTY1ODY@._V1_.jpg

Ксавье Долан словно за все эти десять лет так ничему новому и не научился. Да, размах съёмок, сюжетных линий и работы с окружением не такие масштабные, какими были во время производства пары предыдущих проектов режиссёра. Но что-что, а руку Долан набить на них уж точно должен был. Рука осознающего своё дело режиссёра чувствовалась уже в «Мамочке», а «Смерть и жизнь» лишь закрепили этот факт. Долан всё ещё остаётся весьма бездарным сценаристом, но как режиссёр он никак не мог не сформироваться. Однако этого никак нельзя сказать после просмотра «Матиаса и Максима» – фильм больше напоминает студенческий дипломный проект, сделанный без особого рвения, огня в глазах и интереса.

MV5BYzM2MTQ4YTEtMWQxZS00MjQ4LWFiMTctNzYyZDIzZDg3MTRiXkEyXkFqcGdeQXVyMTA2ODMzMDU@._V1_.jpg

Постановке Долана в этот раз вообще нечем отличиться – по всей видимости, он не смог разорваться между режиссёрским креслом и актёрским ремеслом. Визуально картина зачастую и вовсе напоминает балаган – картинка неоправданно трясётся почти всё время, оператор без дела дёргает объектив как хочет, из-за чего картинка постоянно скачет вперёд-назад – постоянное зуммирование безумно раздражает, что очень сильно отвлекает от и без того пустых диалогов. Подкрепляется всё это ещё и неаккуратно рваным монтажом, с которым у Долана последнее время огромные проблемы. Всё это в очередной раз наводит на одну и ту же мысль – Ксавье Долан потерял тот самый яростный запал и тягу к самовыражению, которые когда-то сделали его популярным.

MV5BMThkZDU3MTMtMTAyMS00MTgxLWEzYTctMDQxMWVmNjcyN2M5XkEyXkFqcGdeQXVyMTA2ODMzMDU@._V1_.jpg

«Матиас и Максим» – максимально томительное слезливое кино о раскрытии внутренней сексуальности от выдохшегося Ксавье Долана. Можно бесконечно кричать с экрана о том, как плохо и больно живётся гомосексуалистам в современном жестоком мире, а совсем другое дело – действительно что-то пытаться сделать. Ксавье Долана не особо заботят все эти вещи: его нисколько не беспокоят проблемы сексуальных меньшинств, собственные обиды на общество, родных и некоторых друзей играют большую роль. Если кто и должен поднимать в поп-культуре подобные темы, объясняя людям объективно правильные позиции касательно гомосексуализма, то это уж точно должен быть кто-то другой, а не маленький обиженный на всех мальчик, который даже к своим тридцати не смог побороть юношеский максимализм.  

В прокате с 14 ноября. 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s