Старый злой соцреализм. Рецензия на фильм «Извините, мы вас не застали»

Кен Лоуч – уникальный режиссёр. Во-первых, у него целых две «Золотые пальмовые ветви» Каннского кинофестиваля, что автоматически возводит его в стан величайших. А во-вторых, уже более полувека он продолжается снимать один и тот же фильм. Конечно, такая формулировка ужасно утрирована, ибо сюжеты постоянно меняются, чего не скажешь о его героях и их сложных жизненных ситуациях. Это всегда средний класс (не тот, что на бумаге, вроде как не нуждающийся ни в чём, а тот, что в реальности, ежедневно старающийся убежать от бедности), чьи враги – бюрократия, социальная несправедливость, лицемерие, собственные вредные привычки, а порой даже и государственный аппарат. Кен Лоуч снимает ярко выраженное социальное кино, что в начале своей карьеры, что сейчас. Такого рода фильмы всегда будут востребованы (если лавры Лоуча вас не впечатляют, поглядите на заслуги его соотечественника Майка Ли, работающего в том же жанре), поскольку общество меняется с невероятной скоростью, а его проблемы остаются и чаще всего замалчиваются, нежели решаются.

MV5BY2Y2YjMwZGQtYTNmYy00YjI1LTg2ODUtOWJmZDA2MDQ2Yzk1XkEyXkFqcGdeQXVyODIyOTEyMzY@._V1_.jpg

Проблемы в социуме скапливаются, образуют нарыв, который такие режиссёры, как Лоуч, не могут терпеть и предпочитают тут же его вскрывать, брать маленький молоточек и наносить точечный удар по общественному нерву. В своём новом фильме «Извините, мы вас не застали» британский кинематографист продолжает тему предыдущей картины, за которую он взял одну из «Ветвей» ― «Я, Дэниел Блейк». А именно то, как систематизированная бюрократия на корню истребляет любые проявления эмпатии и сочувствия, отсутствие которых человека может подвести к крайностям (примерно об этом же рассказывает «Джокер»).

MV5BYTdmZmFhMTQtM2VmNC00NjZkLTlkYmMtNjhmOWI0MmE0MjhjXkEyXkFqcGdeQXVyNzIwNDA4NzI@._V1_SY1000_CR0,0,1499,1000_AL_.jpg

Лоуч повествует о семье Тёрнеров, у которой после кризиса 2008 года дела идут не лучшим образом. Отец семейства Рики (Крис Хитченс) на последние деньги решает заняться бизнесом: купить фургон и устроиться в службу доставки, которая вскоре становится для него синонимом корпоративного ада. Чтобы окупить свои затраты и наконец выйти в прибыль (а также избежать увольнения от начальника-изверга) Рики приходится работать по 14 часов в сутки. Его жена Эбби (Дэбби Ханивуд) также трудится не покладая рук в социальной службе, присматривая за маломобильными пожилыми людьми. По доброте душевной она перерабатывает положенные часы, ибо не может бросить слабую старушку в одиночестве, когда её дочь опаздывает, однако оплачивать эти переработки ей никто не собирается. В довесок ко всему у Рики и Эбби есть ещё непутёвый сын-подросток, который в упор не видит, как его родители стараются, наплевательски относится ко всему, прогуливая школу и ввязываясь в драки. Справедливости ради нужно отметить, что есть ещё и дочка, но она ведёт себя образцово, прилежно учится и слишком хороша для этой кромешной тьмы, в которую угодили Тёрнеры, чтобы Кен Лоуч на ней заострял наше внимание.

MV5BN2RlOTdlMzMtZjg3OS00MWQ4LTg0MTEtNTA0YTE3MDQyYjdlXkEyXkFqcGdeQXVyMTQ5Mzc5MDU@._V1_.jpg

Ассоциация с «Джокером» при просмотре «Извините, мы вас не застали» крайне иронична, поскольку она становится подтверждением двойных стандартов в отношениях зрителя к персонажам. С одной стороны, психопат Артур Флек, симпатия к которому вас автоматически приравнивает к психически нездоровому человеку, поощряющего насилие. С другой же, семейство Тёрнеров, столь карикатурно несчастное и «реальное», что если вы вдруг им не сочувствуете и не переживаете за их судьбы, то с вами что-то не так. Другими словами, Кен Лоуч чуть ли не принуждает симпатизировать своим героям, потому что так надо, так правильно, они хорошие люди, которые пытаются делать хорошие вещи, а поддерживая их, вы косвенно также можете считаться хорошими людьми, ратующими за правое дело. Что-то из разряда «поставь свечку в церкви, и все твои грехи прощены».

MV5BYjIzZGUwYzEtN2M2MC00NDIyLThmY2QtYmEyMWJiNmU2NTMwXkEyXkFqcGdeQXVyMTQ5Mzc5MDU@._V1_.jpg

И ведь поначалу всей душой хочется сопереживать Тёрнерам в их искренних стараниях взять свою жизнь под контроль, ведь герои получились живые, настоящие, актёры потрясающе органично смотрятся в кадре, но сценарий Пола Лаверти то и дело бросает их на амбразуру наигранности и манипуляционной фальши. Присутствие в фильме персонажа сына-идиота (по другому и не скажешь) – одна большая карикатура на трудного подростка с нелепой любовной драмой и необоснованной злобой на мир вокруг, его функция сводится к банальному раздражителю, как для зрителя, так и для отца с матерью, которые трудятся во многом ради него.

MV5BYWM4YzgxYTgtZmQxZC00OTI5LWJiNWYtYzQwODlhOTdjYmM4XkEyXkFqcGdeQXVyMTQ5Mzc5MDU@._V1_.jpg

Лоуч прекрасно изображает ад корпоративной службы – чем не замечательный драматический элемент фильма, но в какой-то момент он приходит к выводу, что нужно ещё больше драмы, ещё больше манипуляции с эмоциями зрителя и решает «а дай-ка мы вдобавок приплетём избиение и ограбление средь белого дня». Одной этой сценой вся естественность реалистичного быта героев распадается на миллион осколков того зеркала, через которое Лоуч уже полвека пытается показать нам самих же себя на экранах кинотеатров. Во многом «Извините, мы вас не застали» ― классический Кен Лоуч и его фирменный старый (не)добрый соцреализм, в котором на этот раз натурализм повседневности был вынужден капитулировать перед искусственной драматичностью и наигранной театральностью.

В прокате с 31 октября.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s