Живопись эпохи романтизма. Рецензия на фильм «Портрет девушки в огне»

Где-то во второй половине нового фильма Селин Скьяммы «Портрет девушки в огне», награждённого в этом году призом за лучший сценарий Каннского кинофестиваля, героини затевают спор между собой, предлагая свои трактовки мифа об Орфеи и Эвридике. Их волнует определённая часть истории, а именно финал: почему Орфей, прошедший так далеко и спустившийся аж до самого Ада за своей любимой, в итоге теряет терпение и нарушает единственное условие, установленное Аидом. По сюжету, растроганный игрой на лире своего нежданного гостя Аид разрешает Орфею забрать с собой Эвридику, но только если до самого выхода из пещеры он не оглянётся на неё. Подойдя к границе загробного мира, древнегреческий герой окончательно теряет веру в добросовестность бога подземного царства и оборачивается на тень своей любимой, которая с выходом на свет должна была принять человеческий облик.

MV5BMDE4OTcyMzktOGM3ZS00YmRkLWE0NzEtN2ExNmQ1MWE2NjkzXkEyXkFqcGdeQXVyOTg0OTY2NDc@._V1_SX1777_CR0,0,1777,937_AL_.jpg

Служанка Софи (Луана Байрами), безграмотная простушка с большим сердцем, трактует поступок Орфея буквально: «Он – идиот». Однако Марианна (Ноэми Мерлан), образованная, начитанная и повидавшая жизнь на большой земле, считает иначе. Она верит, что Орфей полностью контролировал ситуацию и намеренно оглянулся в последний момент, выбрав память о любимой вместо её физического присутствия. Орфей не знал, как долго продлится их жизнь, тем более что Эвридика уже умирала раз, однако он был уверен в вечности её образа, который отпечатался в его памяти и будет с ним до скончания веков. Марианна, главная героиня фильма, от лица которой ведётся повествование, как никто понимает Орфея, вот только главное отличие между ними в том, где у героини выбора нет. Память для неё – единственный способ сохранить любовь.

MV5BNTY2MDAzNTctYjNkYy00MmM4LTg3NDYtMzI2N2VmY2M3NGVhXkEyXkFqcGdeQXVyOTg0OTY2NDc@._V1_SX1777_CR0,0,1777,937_AL_.jpg

Сюжет картины развивается во Франции конца 18 века. Талантливая художница Марианна прибывает на небольшой лодке к острову Бретань, где ей необходимо будет написать свадебный портрет Элоизы (Адель Энель) – дочки богатого аристократа, живущей в роскошном дворце, откуда её будущий муж вот-вот заберёт в Милан для совместной жизни. Но пока Элоиза наслаждается последними деньками свободы: она обожает любоваться бескрайним океаном, что ласкает её слух каждый раз, как она засыпает, любит бегать по высоким живописным склонам, воображая, как прыгает с них и разбивается насмерть. То, что Марианна прибыла в их поместье для написания её портрета, Элоиза не знает ― ведь произведение искусства должно стать свадебным подарком. Графиня (Валерия Голино) уверяет, что Марианна приехала в качестве своеобразной няни Элоизы и помощницы по хозяйству в столь огромном доме, с которым одной единственной служанке, естественно, не справиться. Главная героиня начинает всё больше проводить времени с невесткой, проникаться её заражающим стремлением к свободе, очаровываться её красотой и вольной натурой, попутно в тайне набрасывая портрет девушки в огне.

MV5BZGYxNWZjODctNDZjYy00OTAxLThlMDEtOGQzM2YzOWJkYzg3XkEyXkFqcGdeQXVyOTg0OTY2NDc@._V1_SX1777_CR0,0,1777,937_AL_.jpg

Само собой, первый вариант портрета, каким бы великолепным он не получился, Марианна добровольно бросит в камин. Чем ближе становятся девушки (Селин Скьямма использует процесс сближения как главный инструмент фильма по соблазнению зрителя), тем тяжелее вырисовывается моральная дилемма Марианны. Если она закончит свою работу, то невольно подтолкнет Элоизу в пропасть – в тот мир, в котором она быть не желает. На дворе конец 18 века, желания женщин ещё долго не будут учитываться, поэтому картина Селин Скьяммы, будучи формально «о тех временах», имеет все шансы стать резонансным явлением нашего времени, где феминистические настроения в западном обществе медленно, но верно достигают пиковых значений.

MV5BYjM3MjdlMWYtMTViMC00MTQ2LThhYTAtYjhlNGEzNWE1NjExXkEyXkFqcGdeQXVyMzA4MDA0Mjc@._V1_SX1777_CR0,0,1777,937_AL_.jpg

Многие после премьеры на Каннском кинофестивале окрестили «Портрет девушки в огне» феминистическим манифестом, что отчасти так, поскольку порой героини начинают общаться лозунгами вроде «Равенство ― приятное чувство» или «Быть свободным ― значит быть одиноким», за которыми следуют молчаливые томные взгляды вдаль. Но даже, несмотря на присутствие подобных, коробящих диалогов/монологов, Скьямма ни на секунду не уходит в сторону дедактичности. Её потрясающая режиссура построена на эфемерном чувстве нежности, исходящем от обеих актрис в кадре. «Портрет девушки в огне» написан не акварелью и не гуашью, в его основании ― тонкая материя поэзии. Сцены бушующего, манящего океана рифмуются с успокаивающим пламенем ночного костра; у Скьяммы изображения природы наделены той же эмоциональностью и чувственностью, что источают её героини с экрана.

MV5BZTA4YjVjZmItNjExYy00NzVmLTllYTEtNDFiNzI3YTMyNWE1XkEyXkFqcGdeQXVyMzA4MDA0Mjc@._V1_SX1777_CR0,0,1777,937_AL_.jpg

Пусть по сценарию картины пишет Марианна, настоящими же художницами тут являются непосредственно две другие дамы: режиссёр Селин Скьямма на пару с оператором Клер Матон (на Каннском кинофестивале у неё было сразу два фильма – второй сенегальская «Атлантика», также безумно красивое кино). Отходя от догм академической живописи, их «Портрет» представляет собой яркий пример произведения в стиле романтизма. Скьямма акцентируется на личностях, тщательно прорисовывая два глубоких образа, через которых утверждается доминирование эмоций и чувств над разумом. Её прошлое, что мы видим в фильме, очевидный объект идеализации ― мир, который Элоиза не хочет покидать, а Марианна готова пойти на крайности, чтобы его сохранить. Клер Матон намеренно повышает выразительность сцен природы за счёт использования сочных глубоких цветов и контрастной игры света, поскольку перед нами совсем не обычный костюмированный исторический фильм, это вольная поэтическая экранизация лирического мировоззрения двух героинь.

MV5BMWI4NTIwZTctYWIyMi00Y2M1LWFmOTAtNDI1ZDg4ZTFhNzRkXkEyXkFqcGdeQXVyOTg0OTY2NDc@._V1_SX1777_CR0,0,1777,937_AL_.jpg

«Портрет девушки в огне» ― максимально тактильное кино, интимное, рассказанное в ритме бьющегося сердца: оно замирает вместе с героинями и начинает буйствовать с накалом чувств. Подобно женской натуре, повествованию свойственна стихийность, тем не менее Селин Скьямма прекрасно воздействует на зрителя образностью изображения, например, рифмуя кадры расположившейся на берегу волнующегося океана Элоизы с картиной французского романтика Теодора Жерико «Жертва крушения», предвещая лишь один исход событий для героини. Орфей был прав: вечная память о любви дороже самой любви, реальной, но неуловимо мимолётной.

В прокате с 24 октября.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s