«Прощание» Лулу Ванг и «Мысленный волк» Валерии Гай Германики

Семейные ценности превыше всего

MV5BNDAyMzA3NTk5N15BMl5BanBnXkFtZTgwMTE0NjYyNzM@._V1_.jpg

Баснословный успех прошлогодней комедии «Безумно богатые азиаты» (фильм получил две номинации на премию «Золотой глобус» и заработал мировые сборы, превышающие отметку в 200 миллионов долларов) заставил всех обратить внимание на новую голливудскую звезду ― Аквафину. Нора Лам, настоящее имя актрисы, исполнила там лишь роль второго плана, но этого запоминающегося появления на экране не помешало продюсерам разглядеть её талант, что уже в следующем году Аквафине выпала возможность сыграть главную роль в очередной американо-китайской копродукции. «Прощание» (чьё альтернативное название могло бы быть «Грустные бедные азиаты») стало настоящей сенсацией проходящего в начале года фестиваля независимого кино «Сандэнс», собрав, кажется, все положительные отзывы, что только возможно. И пусть вас не смущает «США» в графе «страна производства фильма», ибо кино Лулу Ванг почти насквозь пропитано аутентичной китайской культурой, обычаями и традициями, не позволяющими усомниться в том, что перед нами продукт настоящего восточного кинематографа, снятый за американские доллары.

MV5BZDU0ZGYxODktNzdiOS00NmY2LWE0ZjYtNDdjMWRjNmM1MjU4XkEyXkFqcGdeQXVyMTAzMDg4NzU0._V1_SY1000_CR0,0,1499,1000_AL_.jpg

«Основано на реальной лжи». Именно такая вывеска открывает фильм. Девушка китайского происхождения, живущая в Бруклине и пытающаяся освоить профессию писателя, по имени Билли (Аквафина) очень сильно привязана к оставшейся на родине бабушке Най Най (Чжоу Шучжэнь). Несмотря на огромную разницу в часовых поясах, они регулярно созваниваются и тепло беседуют. Внезапно бабушкина сестра узнаёт, что Най Най смертельно больна и ей осталось немного. По старой китайской традиции, никто не хочет ей об этом рассказывать, дабы не расстраивать и позволить прожить остаток жизни, наслаждаясь ею, а не думаю о приближающейся смерти. Билли такой расклад дел не нравится, но родители убеждают её, что так будет лучше. Для того чтобы проститься с бабушкой, семья и придумывает ту самую ложь, что вынесена в слоган фильма: все вернутся домой в Китай (часть из Америки, часть из Японии) якобы на свадьбу внука, который о женитьбе даже не думал.

MV5BYjAyMWViMTMtNjFiNy00NmVmLTg1MDktNTBhMDU4MjMyZjRjXkEyXkFqcGdeQXVyMTAzMDg4NzU0._V1_SX1777_CR0,0,1777,742_AL_.jpg

«Прощание» ― максимально эмоциональное кино, и в этом его сила. Лулу Ванг, очевидно написавшая сценарий к собственному фильму по личному опыту, отчего он получился столь искренним и богатым на интересный, самобытный материал, с ювелирной точностью распределяет элементы комедии и драмы. Здесь поднимается важная тема разъединения человека с местом, которое он привык называть домом (не обязательно при этом имея в виду конкретное физическое место). Эта тема знакома как актрисе на главной роли, так и режиссёру Лулу Ванг: обе они ― эмигрантки, родившиеся в Поднебесной, но выросшие в США. Именно поэтому немаловажную роль в «Прощании» играет различие культур Запада и Востока, становящееся как предметом для нескончаемых шуток, так и своеобразным социальным комментарием (китаец-швейцар, ни разу не покидавший свою страну, без конца терроризирует Билли риторическими вопросами, действительно ли в Америке лучше, чем у них). Кино как способ обмена культурного опыта через поход в кинотеатр ― примерно так можно описать «Прощание» Лулу Ванг, пронзительно душевную историю о семейных ценностях, где драматический талант Аквафины можно разглядеть невооружённым глазом.

В прокате с 17 октября.


Бог есть волк?

5_Mislenny-volk-Germanika_posta-magazine.jpg

Валерия Гай Германика всегда была режиссёром очень специфичным. Свою экспрессию она ловко переносила из реальной жизни на экран, вызывая своими работами отклик широченного спектра ― от восхищения до ненависти. Порой кажется, что Германика с нами уже вечность, хотя выходящий в октябре «Мысленный волк» ― всего лишь третья полнометражная работа режиссёра, причём совсем непохожая на предыдущие. Здесь нет присущей современным французским кинематографистам гиперреалистичности «Все умрут, а я останусь», награждённого призом за лучший дебют на Каннском кинофестивале. Обошлось и без экспериментальной истории любви, рассказанной в духе Гаспара Ноэ, из «Да и да». На этот раз Германика сняла настоящий «православный хоррор», амбициозное, хоть и короткое, кино в формате притчи, совмещающее в себя простую историю с фольклором, предубеждениями и культурным кодом русского человека.

4ae6b7b842e86772e703e298584805ab5229fa2e.jpg

Несмотря на откровенно мифологический пролог, в котором мы наблюдаем за тем, как только что отпетый покойник воскресает и садится за стол завтракать в окружении двух дам (с этой сценой рифмуется ещё более символичный эпилог), история действительно проста и состоит из двух актов. В первом женщина с ребёнком – её играет Лиза Климова – забирает свою наслаждающуюся второй молодостью маму (Юлия Высоцкая), несмотря на возраст отрывающуюся с каким-то молодым парнем на сельской дискотеке, и отправляются в ночи через лес домой. Первый акт пронизан хоррорной атмосферой одиночества, граничащей с параноидальными мотивами присутствия в этом же лесу некой сверхъестественной силы – мысленного волка. Второй акт происходит в самом доме, расположившемся в селе с говорящим названием «Небылое». Тут события фильма приобретают схожий тематический окрас, что и «мама!» Аронофски, но только с очевидным феминистическим посылом.

4_Mislenny-volk-Germanika_posta-magazine.jpg

Ответ на вопрос, почему «Мысленный волк» так сильно не похож на предыдущие картины Германики, скрывается в графе «сценарист». Глянув туда, мы увидим имя Юрия Арабова – человека, чей высокий слог и намеренная заумь в своих работах сделала его одним из главных сценаристов в российском кинематографе. Он написал «Орлеан», сценарий к «Монаху и бесу», но больше всего он известен как сценарист фильмов Александра Сокурова, единственного, пожалуй, режиссёра, который с тяжёлыми, глубокими текстами Арабова умеет работать так, что на экране они не превращаются в откровенную несуразицу. Валерия Германика тоже достаточно умело работает со сценарием, в котором самое интересное происходит между строк. Диалоги кажутся чересчур театрализованными, персонажи как будто сошедшие со страниц русского фольклора – Иван-дурак, забежавший на пельмени, охотник, поймавший волка до того, как он съест бабушку. Трудно не заметить двойного дна «Мысленного волка», ведь не зря тут обыгрывается солженицынское «не верь, не бойся, не проси», абстрактный метафизический волк постоянно ассоциируется с чем-то авторитетным – то ли с мужчиной, то ли с самим богом, а женщина до конца остаётся главным действующим лицом во всей этой фольклорной притче. Можно сказать, Германика вышла на новый уровень претенциозности, а в российском кино это, кажется, одна из ключевых особенностей того, что картина как минимум что-то из себя представляет.

В прокате с 17 октября.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s