Одиссея отцов и детей. Рецензия на фильм «К звёздам»

Один мудрец однажды сказал: «Работа без изъянов ― работа без амбиций». В новой картине живого классика современного независимого американского кино Джеймса Грэя любой отыщет для себя пару-тройку изъянов, но можно с уверенностью сказать, что своей неумолимой амбициозностью «К звёздам» запомнится всем. Грэй за свою уже охватывающую четверть века карьеру прошёл через многое: начав со скромных криминальных драм, он забрёл на территорию полицейских триллеров, окунулся в реки головокружительных любовных интриг, а затем попал под водопад жгучих страстей Нью-Йорка 1920-х годов. Если взглянуть на его фильмографию по хронологии, то сложится закономерность: с каждым своим новым проектом Грэй пытался всё дальше отойти от современности в прошлое, задержать на какое-то мгновение его дух, уловить саму материю времени. Особо успешно у него это получилось в прошлом проекте ― «Затерянном городе Z», с которым он нашёл свой собственный Эльдорадо, позволившем режиссёру-консерватору наконец-то пленить, подчинить и главное остановить время. Казалось бы, вот он ― апогей творчества и конечная точка, к которой Джеймс Грэй шёл через все свои фильмы, куда двигаться дальше, к чему стремиться? К звёздам, не иначе.

MV5BODcyNTY3YTQtMGIxNy00ZDdhLWEyYmMtYWYwZWE2OGU4ODEwXkEyXkFqcGdeQXVyNjg2NjQwMDQ@._V1_SX1777_CR0,0,1777,758_AL_.jpg

Героя Брэда Питта зовут Рой Макбрайд. Он ― астронавт, инженер, но что имеет куда большую значимость для сюжета картины, сын великого космонавта Клиффорда Макбрайда (Томми Ли Джонс), который руководил печально известной космической программой «Лима», направляющейся с миссией поиска внеземной жизни в сторону Нептуна. Экспедицию сочли провальной, когда сигнал с кораблём был окончательно потерян, и всех членов экипажа признали мёртвыми. 16 лет спустя НАСА сообщает Рою особо секретную информацию: велика вероятность, что его отец жив, и изводящие всю Солнечную систему импульсы, идущие из космоса и выводящие из строя любую технику, его рук дело. Рой получает задание долететь коммерческим рейсом до Луны, оттуда его перебросят на Марс, где расположился самый крайний оплот человечества, а также специальная установка, позволяющая отправлять сигнал прямо на борт «Лимы». Рою необходимо записать особое звуковое сообщение отцу и установить с ним контакт.

MV5BOTU4ZWY0YTYtOWFhYy00NWUwLThhMWQtNWUyNzNjMTE2YWUxXkEyXkFqcGdeQXVyNjg2NjQwMDQ@._V1_SY1000_CR0,0,1500,1000_AL_.jpg

Несмотря на космический сеттинг, многообещающую завязку сюжета и научно-фантастическую оболочку, «К звёздам» ювелирно обманывает все ожидания. Перед нами совсем не блокбастер (от такого режиссёра, как Джеймс Грэй, его и вовсе ждать было глупо), а медитативное вдумчивое размышление на философские темы. Одна из таких, пронизывающая всё творчество режиссёра, это тема роковой страсти. Поначалу речь шла исключительно об одержимости мужчины (чаще всего его играл Хоакин Феникс) к женщине. Но герой Чарли Ханнэма из «Затерянного города» вывел тему роковой страсти на ещё более возвышенный уровень ― он не мог жить без путешествий, открытий, исследования мира. Рой и Клиффорд ― персонажи из того теста. Оба они посвятили свою жизнь космосу и его покорению, отказавшись и от личной жизни, и от родного дома (в фильме этот сакральный образ отводится планете Земля).

MV5BOThiMThjOTYtMDFjZi00OWU1LWFlYzUtNDZjMmQyZjFlMjliXkEyXkFqcGdeQXVyNjg2NjQwMDQ@._V1_SX1777_CR0,0,1777,744_AL_.jpg

По сути, «К звёздам» представляют собой гибрид двух шедевров Нового Голливуда. Свой невероятной красоты визуал картина взяла от «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика (безупречные спецэффекты и очередная прекрасная работа оператора Хойты Ван Хойтема, уже «побывавшего» в космосе вместе с Кристофером Ноланом). Сюжетный же каркас ― это вариация романа Джозефа Конрада «Сердце тьмы», на основе которого Фрэнсис Форд Коппола снял свой шедевр «Апокалипсис сегодня». Рой ― это местный капитан Бенджамин Уиллард, а его отец ― полковник Куртц.

MV5BNGM3ZDAwMWUtYWRmMS00MGFiLWE5YmEtNTFkOTM2NTcyNDE1XkEyXkFqcGdeQXVyNjg2NjQwMDQ@._V1_SY1000_SX1500_AL_.jpg

Оба вдохновивших Грэя фильма имеют похожий неспешный ритм, глубокий мифологический и психологический подтекст (здесь на этом зиждутся отношения отцов и детей) и пронизаны вселенской грустью. Однако настроение фильма даже в большей степени задаёт не режиссёр, задумавший и такой темп, и такой меланхоличный тон, а его актёр в главной роли. Питт, давно мечтавший поработать с Грэем, выдаёт одну из самых интимных, хрупких, нежных ролей в карьере. Ещё нигде мы не видели его столь уязвимым, заложником добровольного одиночества и страдальцем, не находящим собственного места в целой вселенной. Пока другие пытаются узнать, есть ли разум в уголках космоса и устраивают межгалактические войны, Джеймс Грэй сужает безграничное космическое пространство до предельно личной, интимной истории о поиске самого себя.

В прокате с 26 сентября. 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s