Следствие вели… с Рошди Земом. Рецензия на фильм «Боже мой!»

Порой уже состоявшиеся авторы, известные и уважаемые во всём мире, решаются на жанровые эксперименты, желая то ли испытать себя, то ли удивить свою привычную публику. У кого-то это получается лучше, как, например, у японца Хирокадзу Корээды с его детективом «Третье убийство», а у кого-то наоборот хуже: все мы помним, как задолго до Кинематографической вселенной Marvel Энг Ли попытался перенести похождения Халка на большие экраны. Обидно признавать, но без пяти минут классик французского кино Арно Деплешен («Три воспоминания моей юности») со своим новым фильмом «Боже мой!» пошёл по второму пути. Режиссёр, больше всего известный за свои пронзительные драмы о дисфункциональных семьях, а также раскрывший миру талант блистательного французского актёра Матьё Амальрика, на этот раз решил себя попробовать на жанровой территории. «Боже мой!», чья премьера состоялась в основном конкурсе Каннского кинофестиваля, это детективный процедурал о том, как комиссар полиции расследует убийство старушки-процентщицы в небольшом французском городке Рубе на границе с Бельгией.

MV5BOTg0ZjMwNjItNmMxMi00Mjc3LTk4YmEtMjI1OTQxOTNhYjAxXkEyXkFqcGdeQXVyMDc2NTEzMw@@._V1_SY1000_CR0,0,1497,1000_AL_.jpg

Вообще Рубе, вынесенный, между прочим, в оригинальное французское название картины, впервые получил свой собственный фильм в галереи работ Деплешена, уроженца этого самого города. События «Боже мой!» происходят на Рождество, что могло бы стать неплохим предлогом для режиссёра «Рождественской сказки» увековечить родной Рубе, украсив его в красочные праздничные декорации и наполнив знакомые с детства улицы сказочной атмосферой. Однако с первых же сцен фильма мы понимаем, что Арно Деплешен не намерен романтизировать Рубе ― перед нами мрачный обшарпанный город, на улицах которого правит криминал и беспредел. Среди горожан преимущественно алкоголики, наркоманы, мелкие воришки-домушники и беженцы с грязными мыслями. Чем дольше мы находимся в этом Рубе, тем сильнее удивляемся тому, что убили тут всего одного человека, да ещё и беспомощную старушку (хотя в фильме также присутствует параллельная сюжетная линия с серийным насильником в метро, но она что есть, что её нет).

MV5BODgyMmM1YmItMDIwOC00YWRmLTk1YTAtZTFmMjdlMGI3MTY4XkEyXkFqcGdeQXVyMDc2NTEzMw@@._V1_SY1000_CR0,0,1500,1000_AL_.jpg

Комиссар городской полиции с именем Якуб и лицом, напоминающим фигуру с острова Пасхи, (француз марокканского происхождения Рошди Зем) вместе с новичком-лейтенантом Луи (Антуан Райнарц) расследуют убийство старушки, которое, судя по первичному осмотру места преступления, вытекло из привычной для этого города домашней кражи. Подозреваемых много, а свидетелей всего двое ― это проживающие по соседству девушки Клод (в буквальном смысле заплывшая Леа Сейду) и Мари (Сара Форестье с такими мешками под глазами, что в них можно спать). По их внешнему виду и прошлому (обе алкоголички) понятно, что доверять их показаниям на все сто, будет ошибочно, поэтому полицейские продолжают подозревать всех и собирать улики. Но если вы думаете, что поиски убийцы ― это главная интрига фильма, то вы ошибаетесь. Всё станет ясно ещё по истечению первого часа картины, тогда, спросите вы, в чём же на самом деле интрига? Ответ вам не понравится: её здесь нет, что уже своего рода приговор любой детективной истории.

MV5BZTk4ZWVjMGMtNGJmZi00YjE5LTk5MWUtMGQ5ZDc0Zjk3NjMwXkEyXkFqcGdeQXVyMDc2NTEzMw@@._V1_SY1000_CR0,0,1497,1000_AL_.jpg

Вторая половина «Боже мой!» состоит из реконструкции самого преступления, превращая поначалу интригующее кино с дедуктивной составляющей в очередную серию «Следствие вели…» с Леонидом Каневским. Вот только одной из отличительных черт российской телепередачи-расследования является заметная доля иронии и опять же фундаментальная интрига (промолчим про харизматичного ведущего, ибо тут у нас речь идёт всё-таки об игровом кино), а тут ни того, ни другого. Да и что уж там, как бы колоритно Рошди Зем не выглядел внешне, будь на его месте всё тот же Матьё Амальрик, кино моментально бы выиграло по сравнению с тем, что мы имеем, в энергетике и артистизме исполнителя главной роли. Корнями «Боже мой!» уходит в реальный похожий случай убийства старушки в другом маленьком французском городишке Пале и частично основывается на документальной картине, выпущенной несколько лет назад на французском телевидении.

MV5BOTg5NTQyM2UtOWM2Mi00ZDIzLTg1MWQtOWE1OTdkZDA2OGI5XkEyXkFqcGdeQXVyMDc2NTEzMw@@._V1_SY1000_CR0,0,1497,1000_AL_.jpg

Фильм Арно Деплешена кажется из той же когорты: по форме и содержанию перед нами типичный телевизионный процедурал родом откуда-то из начала нулевых. Деплешен ― умелый талантливый постановщик, но невозможно отрицать тот факт, что его материал совершенно безжизненный, неинтересный и с просроченным сроком годности. В 2019-м такому формата фильму найти поклонников будет чрезвычайно трудно, тем более что даже сериалы подобного жанра («Шерлок», «Охотник за разумом») ушли далеко вперёд и в плане постановки, и в плане работы с материалом, без разницы: новым или хорошо известным.

В прокате с 26 сентября. 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s