That’s Life. Рецензия на фильм «Джокер»

«Джокер» Тодда Филлипса ― фильм-сенсация, феномен 2019 года. Подтверждений этого тезиса может быть много. Для большинства зрителей это в первую очередь кино, основанное на комиксах, причём одной из двух главных компаний данной развлекательной отрасли ― DC Comics. И как кинокомикс «Джокер», во-первых, удивил всех, когда оказался в основном конкурсе престижного Венецианского кинофестиваля, а во-вторых, вписал себя в историю, получив по итогам Золотого Льва. Ни один фильм, основанный по комиксам, такой чести не удостаивался, и вряд ли будут ещё весомые претенденты в обозримом будущем. Извечный конкурент, компания Marvel Studios, ранее в этом году выигравшая свои первые «Оскары» за технические достижения «Чёрной Пантеры» внезапно оказалась в догоняющих. Другого рода полемика будет вестись о самой принадлежности «Джокера» к миру кинокомиксов, ведь формально он им и является, главный герой ― заклятый враг Бэтмена, а события развиваются в вымышленном Готэме. Но это не больше, чем формальность: перед нами картина, раз и навсегда меняющая представление о жанре, выходящая за его пределы и теряющая всякую связь с ним за счёт прочной ассоциации с жестокой реальностью. Трилогия Нолана после этого фильма покажется вам диснеевской сказкой.

MV5BYmZlOTY2OGUtYWY2Yy00NGE0LTg5YmQtNmM2MmYxOWI2YmJiXkEyXkFqcGdeQXVyMTkxNjUyNQ@@._V1_SY1000_SX1500_AL_.jpg

Феноменальные свойства «Джокера» прослеживаются и в том, кто является авторами фильма. 2019-й поистине странный год, в котором два прожженных комедианта, вместе работавшие над посредственным «Мальчишником 3», Крэйг Мэзин и Тодд Филлипс, оба создали оглушительно успешные проекты, находящиеся в двух шагах от культового статуса. Первый совершил маленькую революцию на телевидении, чей «Чернобыль» завоевал всеобщую любовь сразу же, как только вышла первая серия. А второй потряс кинематограф своим неожиданно мрачным, реалистичным, жёстким взглядом на историю становления Джокера. Надо отметить, что у обоих проектов много общего: нагнетающий тон, депрессивное настроение, доминирующая тёмно-зелёная цветовая гамма, а также бескомпромиссный взгляд на действительность и пронизывающий до костей, как радиоактивный дождь, саундтрек исландки Хильдур Гуднадоттир.

MV5BZGUzMWI4ZDktNTEzYi00ZmNiLThhNzItZDkwZDk2NTg5ZGNiXkEyXkFqcGdeQXVyMTkxNjUyNQ@@._V1_SY960_SX1776_AL_.jpg

Филлипса как будто подменили: шутки кончились, пришла серьёзная драматургия и пробудился какой-то невероятный талант филлмейкинга. Будет не совсем верно сказать, что с «Джокером» Тодд Филлипс изобрёл себя заново и взошёл на принципиально новую территорию. Он вместе со своим постоянным оператором Лоуренсем Шером превратил чисто комедийные сабантуи («Мальчишник» и «Впритык») в достаточно кинематографичные картины, отчего даже когда шутки летели мимо, визуально происходящее на экране всё также оставалось притягательным. Самое затасканное сравнение «Джокера», которое не упомянул в своей рецензии только ленивый журналист, связано с ранним творчеством Мартина Скорсезе. Но опять же, близким по духу к криминальным лентам Скорсезе был предыдущий фильм Филлипса, «Парни со стволами», где режиссёр уже тогда обозначил готовность попробовать себя в других жанрах. «Джокер» же доводит все былые старания и даже мечтания Тодда Филлипса до абсолюта: перед нами визуально совершенное, жанровое кино с тягучей атмосферой, в котором выверенная режиссура, детально проработанный сценарий и превосходная техническая сторона далеко не основной залог успеха.

MV5BZjZkNTJhZTctMzVjYi00NDVhLWE5NzYtYzlhMzZjMTI1NTljXkEyXkFqcGdeQXVyMTkxNjUyNQ@@._V1_SY1000_SX1500_AL_.jpg

Хоакин Феникс! Хоакин Феникс полноценный автор «Джокера», чьих заслуг в триумфе картины не меньше, чем режиссёра. Не зря именно они вдвоём в Венеции поднялись на сцену получать Золотого Льва. Феникс ― актёр того редкого нынче калибра, которых в американской прессе принято называть method actors, то есть погружающийся с головой в своего персонажа и проживающий его на экране, а не просто выполняющий указания режиссёра. Таким был Хит Леджер (и это единственное упоминание австралийского актёра, которое применимо здесь, чтобы вы не думали, их персонажей сравнивать невозможно), таким является завязавший с кино Дэниэл Дэй-Льюис. Феникс играет персонажа по имени Артур Флек, он работает уличным клоуном в какой-то конторке с сомнительной репутацией, но мечтает стать стендап-комиком. Живёт Артур в небольшой квартирке вместе с матерью, нуждающейся в уходе. У самого Флека также куча проблем со здоровьем ― психологическим в первую очередь. Он страдает от неконтролируемых всплесков смеха в ситуациях особого нервного напряжения. А ещё, как он говорит своему психотерапевту, всё, что у него есть, это негативные мысли.

MV5BMjI0Nzk4ODctYWNlOC00Njg5LThiNTMtZDNjOTllODNlNWZlXkEyXkFqcGdeQXVyMTkxNjUyNQ@@._V1_SY1000_SX1500_AL_.jpg

Хоакин Феникс последовательно, методично рисует портрет нездорового человека, которого окружение, обстоятельства, череда неудач и всеобщее непонимание в свой адрес подталкивают к пропасти. События фильма развиваются в 80-х, в Готэме, который не отличить от тогдашнего Нью-Йорка: на улицах грязь и нищета, город терроризируют огромные крысы, а уровень преступности только растёт. Неблагоприятная среда, в которой даже абсолютно здоровому человеку трудно было бы сохранить рассудок. Но Артур Флек старается выкарабкаться, однако каждый раз как он встаёт на ноги и пытается вздохнуть полной грудью, повторяющиеся резкие удары по лицу и добивающие лежащее тело пинки ногами сводят все его попытки взять жизнь в свои руки на нет. Ответ на терзающий в начале фильма Артура вопрос, кто именно сходит с ума, он или весь мир, с каждой минутой кажется всё более очевидным.

MV5BMjk4Nzg5NjktMGMxMS00NjhjLThmNjItM2JjM2VjYjAwMjcyXkEyXkFqcGdeQXVyMTkxNjUyNQ@@._V1_SY1000_SX1500_AL_.jpg

«Джокер» Тодда Филлипса резюмирует достаточно простую мысль, что недостаток эмпатии создаёт условия для подобных отклонений и способен любого человека подтолкнуть на крайности. Ещё задолго до выхода в американский прокат фильм стал объектом серьёзной дискуссии в прессе, что в очередной раз подчёркивает статус феномена «Джокера». Многие обеспокоились, что картина Филлипса может стать причиной всплеска насилия, ссылаясь даже на трагическое событие 2012 года, когда на премьере «Тёмного рыцаря» неизвестный расстрелял 12 человек (ходят слухи, что он называл себя Джокером). Подобного рода дискуссии не было со времён выхода в кинотеатры «Заводного апельсина» Стэнли Кубрика в 1971. И вот почти полвека спустя та же студия выпускает «Джокера», создателям которого хватает смелости встать лицом к лицу с вещами, что мы больше всего боимся увидеть в реальной жизни. Так почему же этот фильм, на который многие ошибочно решат повесить ярлык «кинокомикс», плотно ассоциирующийся в 2019-м с развлечениями, пробудил такой серьёзный общественный резонанс?

MV5BZjRiMmQ2MzUtMDA2My00OGQxLWJiYjItNDU3YTA4NDIyMGEyXkEyXkFqcGdeQXVyMTkxNjUyNQ@@._V1_SY1000_SX1500_AL_.jpg

Ответ может быть только один: «Джокер» ― продукт чистого, аутентичного искусства. А настоящее искусство, как мы знаем, имеет огромное влияние на общество, даже когда граничит с риском причинить вред. Оно заставляет нас задавать вопросы, переоценивать собственные и коллективные ценности, менять своё мнение. Оно встряхивает нас и утешает, выводит из зоны комфорта и в той же степени успокаивает. Искусство пробирается к нашим сердцам, разуму, меняет нас раз и навсегда. И чем более оно тревожное, выбивающее из колеи, тем больший эффект оно способно нанести ― «Джокер» как раз из тех фильмов, что взбираются вам под кожу, вдавливают в кресло, хватают за глотку и открывают глаза на мир. Точно такое же провернул в своё время «Заводной апельсин», который теперь почитается как общемировой шедевр кинематографа.

MV5BZDgzMzEzNDMtZThlNC00OTc3LWFlOGQtNGQ2ODFmYmNhOTA4XkEyXkFqcGdeQXVyMTkxNjUyNQ@@._V1_SY1000_SX1500_AL_.jpg

Артур Флек ― психопат, у него очевидные психологические проблемы, и он по-своему трактует всё, что видит. Мы это понимаем с самых первых кадров. Ни о какой симпатии здесь и речи быть не может, Филлипс даже не пытается её вызвать у зрителя в адрес антигероя фильма, и уж тем более никто не станет ассоциировать себя с тем Джокером, которого мы видим на экране. Только сумасшедший захочет подражать ему ― тот, кому не нужен какой-то персонаж фильма, чтобы побудить к действиям. Тодд Филлипс в первую очередь показывает нам влияние общества на человека, опять же: если в этом обществе нет места эмпатии, то есть любви, уважения и сострадания, то оно обречено. Универсальная правда, которая выходит за рамки времени и места, и наделяет «Джокера» достаточной релевантностью и актуальностью, чтобы превратить его в объект культурного достояния.

MV5BMDNkYTMzZjctYjg5YS00MDgwLTg2MGYtMWNmOWY3Nzg0ZDVlXkEyXkFqcGdeQXVyMTkxNjUyNQ@@._V1_SY1000_SX1500_AL_.jpg

Насилие было и остаётся извечной проблемой. В кинематографе оно и вовсе сплошь и рядом. Чаще же всего в фильмах насилие воспевается, нежели осуждается, и это печально сложившаяся тенденция. Но «Джокер» нацелен на принципиально противоположный результат: демонстрируемое в нём насилие отвращает нас, вызывает чувство тошноты, неприязнь. Фильм отрицает мультяшность мира, в котором мы живём и к которой нас годами приучали крупные студийные фильмы, в том числе блокбастеры и кинокомиксы. Тодд Филлипс не ради отсылок цитирует «Таксиста», «Короля комедии» и «Злые улицы», его фильм благодаря этим узнаваемым параллелям выстраивает диалог со скорсезовскими шедеврами, ностальгируя по времени, когда у крупных голливудских студий хватало духа показывать окружающий мир не сквозь розовые очки. «Джокер» каждой клеткой своей кинематографической ДНК кричит: «Очнись, насилие реально, оно смертельно опасно и ближе, чем ты думаешь».

MV5BOGJlMDZhN2QtNmYzMy00MjU0LTgxZTAtOTEwMTNjNTNlNjEwXkEyXkFqcGdeQXVyNjg2NjQwMDQ@._V1_SY1000_CR0,0,1620,1000_AL_.jpg

Хоакин Феникс, изображающий целую симфонию боли и намертво вписывающий Джокера в список лучших ролей (года, своей карьеры, десятилетия ― лавры будут зависеть от вашей впечатлительности и насмотренности), для многих затмит все остальные достижения фильма. Но нельзя пройти мимо высочайшего художественного и производственного уровня картины в целом. «Джокер» собрал сильный второй план, где среди прочих Роберт Де Ниро и Зази Битц. Оператор Лоуренс Шер прекрасно поработал над стильной, «грязной» картинкой грязного города. А композитор Хильдур Гуднадоттир и вовсе должна быть воспета отдельно: её гнетущий раскатистый саундтрек связан с самыми эмоционально мощными сценами фильмами, от которых мурашки по коже ― сразу так и не скажешь, чья именно тут заслуга, Феникса или Гуднадоттир.

MV5BZWNjMTA1ZmMtMGVlNy00MDA0LWJmYmMtYmZmZDhmMDA5ZTlhXkEyXkFqcGdeQXVyMTkxNjUyNQ@@._V1_SY1000_SX1500_AL_.jpg

И наконец Тодд Филлипс, удививший как на поприще режиссёра, так и сценариста. Здесь нет его излюбленной по «Мальчишникам» голливудской схемы, когда кино начинается с предфинальной сцены, а затем следует «что было до». Здесь нет затёртой до дыр голливудской блокбастерной структуры из трёх актов. «Джокер» вообще не следует называть блокбастером, у него свой собственный размеренный ритм, монолитное, неделимое повествование и акцент на развитии персонажа, а не самой истории. Авторское произведение, не иначе. Такое кино, как «Джокер», единично, оно надолго остаётся с вами после просмотра и будоражит общественное сознание, нравится вам это или нет, но именно подобного рода картины в итоге и становятся бессмертной классикой.

В кино с 3 октября.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s