Послание к человеку-2019: «Предатель» и «Раскрашенная птица»

Мафия уже не та, что раньше

4a469bf2-c1d7-41da-b9bd-6aa17798d672_large-1864x1049.jpg

Марко Беллоккьо, настоящий классик итальянского кино, коллега Бернардо Бертолуччи, в этом году в очередной раз (захочешь посчитать – собьёшься) боролся за Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля, но снова проиграл. Нет, это не значит, что его фильм плох, просто были лучше. «Предатель» ― это образцово академичное кино, снятое по учебнику. Опять же и здесь ничего плохого, ведь далеко не каждый постановщик правильно читает этот условный «учебник». Беллоккьо подошёл к своему материалу и с огромным режиссёрским опытом, и с исчерпывающим знанием предмета. Предмет – вечный для итальянцев: мафия. Перед нами байопик про одного из босса палермовской мафии, имя которому Томмазо Бушетта (Пьерфранческо Фавино). Скрываясь в бразильском Рио-де-Жанейро от беспощадной войны за героиновый рынок, разгоревшейся в его родной Сицилии, Бушетта постепенно узнаёт, что весь его мафиозный клан, всех его родственников, начиная с родных братьев и заканчивая племянниками в третьих-четвёртых поколениях, постепенно перебивают одного за другим.

the-traitor.jpg

Сюжет же начинает закручиваться, когда бразильская полиция всё-таки ловит неуловимого Бушетту и, обвиняя в трафике наркотиков, экстрадирует обратно на родину. Не надеясь на тёплый приём, Томмазо сразу же попадает в переговорную комнату со спецагентом, ставившим перед мафиози условие – свобода в обмен на информацию обо всех членах сицилийской мафии. Какое решение принимает главный герой, вы поймёте, глянув на название фильма. Марко Беллоккьо методично работает в сторону развенчивания устоявшегося мифа о благородной мафии, чтящей традиции и соблюдающей целый ряд этических правил. Однако в то же время, что парадоксально, «Предатель» ещё сильнее этот самый миф доводит до состояния мемориального памятника в лице своего главного героя, потому что Бушетта показан как раз эталоном благородства мафии: он всегда уважал семью врага и никогда не переходил на личности даже в своих 700-страничных доносах правительству. Кроме того, он сам своё сотрудничество с полицией не называет «предательством», для него это ответный акт на истинное предательство со стороны сицилийской мафии, решившей так подло поступить с Бушеттой, выкорчевав почти всех близких ему людей.

il_traditore_trailer_moviedigger.png

Во втором акте кино превращается в судебную драму. И если в американской картине подобного жанра, чтобы всё происходящее на экране выглядело захватывающе и хотя бы интересно, в графе сценарист нужен кто-то с талантами Аарона Соркина, то тут для точно такого же эффекта хватает природного итальянского темперамента. Гонор и горячая натура итальянцев способно превратить любое судебное заседание в спектакль, от которого трудно оторваться. Вот только срабатывает этот финт у Беллоккьо лишь однажды, когда картина идёт на второй и третий круг со сценами в суде, вскрывается главный недостаток фильма – он чрезвычайно длинный. Имея он хронометраж где-то в минут 100, «Предателю» бы цены не было. А так перед нами просто хороший байопик. Да, как картина о мафии, здесь даже речи не заходит о художественной насыщенности Мартина Скорсезе, но Марко Беллоккьо показывает себя хорошим рассказчиком, с драйвом перенося на экран изначально достаточно сухую историю. Вдобавок, перед актёрской игрой Пьерфранческо Фавино невозможно устоять, настолько живой и детальный образ, что после просмотра ничего не остаётся, как крикнуть в его адрес: «Брависсимо!».

Оценка: 3,5/5


(Не) иди и (не) смотри

the-painted-bird.jpg

Паренёк бежит по лесу с лаской в руках, его резко сбивает с ног банда мальчишек, избивает и сжигает его зверька заживо. Противная бабка, к которой юного героя отправили родили, чтобы спасти от нацистов, холодно констатирует: «Это твоя вина, нечего ходить одному». Буквально через пару сцен она умрёт, дом, в котором скрывался безымянный юноша, сгорит, и ему придётся искать новое пристанище. Не пройдя и километра, на него натравят собак и отхлестают палками местные жители. Это всего лишь первые 15 минут почти что трёхчасового военного полотна чешского режиссёра Вацлава Мархоула «Раскрашенная птица». В основном конкурсе Венецианского кинофестиваля он в этом году вызвал наиболее противоречивую реакцию, разделив публику на тех, кто покинул в негодовании зал на половине, и тех, кто досмотрел до конца и готов ставить фильму высшее оценки, лишь бы больше его никогда не видеть.

painted-bird-the-2019-001-figure-through-woods.jpg

Перед нами действительно крайне тяжелое кино. По сути, это зарисовки зверств человека во время войны. Да, эдакий «Иди и смотри», но на новый лад. Проблема в том, что никому не нужен второй «Иди и смотри», тем более сейчас. «Раскрашенная птица» представляет собой набор новелл – «Марта», «Ольга», «Миллер» и так далее – каждая из которых имеет название по именам (иногда занятиям: священник) людей, с которыми пересекается путь мальчика. Сам мальчик в исполнении выразительного Петра Котлара в режиссёрском замысле Мархоула исполняет лишь банальную функцию – связывает один вопиющий акт насилия с другим (и, естественно, сам становится этим объектом насилия). Тут убивают животных, младенцев, выкалывают людям глаза ложкой под мяуканье спаривающихся кошек, насилуют детей в церкви и всё это лишь половина шок-контента фильма. Очевидно, что Вацлав Мархоул пытался снять монументальное видение ужасов войны глазами невинного ребёнка, а получилось ужасно претенциозное, наигранное, лже-метафоричное torture-porn. Здесь нет никакой высокой художественности в происходящем, нет ни доли авторской эстетики как, например, в «Доме, который построил Джек» Ларса фон Триера.

1301764_thepaintedbird_363794_nnk2o7.jpg

За такой хронометраж у режиссёра была возможность глубоко погрузиться в суть человеческой жестокости, либо же с учётом первоисточника (одноимённый роман Ежи Косинского) создать монументальное полотно-исследование о нацизме в духе «Белой ленты» Михаэля Ханеке. Вместо этого ― безыдейный калейдоскоп пыток, как над главным героем, так и над зрителем, которому будет или неприятно на всё это смотреть, или просто скучно. Вместо идейной глубины и авторского высказывания, нам преподносятся дуболомные метафоры из разряда «перекрашенная птица, которую в своей стае не узнали и растерзали до смерти, это главный герой», и базовый комплект отсылок на Тарковского – горящий дом, одиноко стоящее дерево в поле, икона, висящая на кресте. Всё это пошло, отчего вызывает скорее смех, а не любую из тех реакций, на которую надеялся режиссёр. Мархоул собрал громкий интернациональный актёрский состав – немец Удо Кир, американец Харви Кейтель, швед Стеллан Скарсгард, русский Алексей Кравченко (ещё одно подтверждение, что режиссёр решил переснять «Иди и смотри» Климова). Но все в «Раскрашенной птице» показаны шаблонно. Немцы рявкают, русские говорят сталинскими лозунгами, а главное: любой человек из встречающихся на пути главного героя, вне зависимости от происхождения и национальности, ― настоящее чудовище, прогнившее с головы до ног.  Очередное доказательство того, что, не имея чёткой авторской концепции и оригинального подхода к теме (вспоминаем о Ласло Немеше и Алексее Федорченко), лучше лишний раз к военному кино даже близко не подходить в 2010-х.

Оценка: 2/5


Читайте наши гиды по кинофестивалю «Послание к человеку-2019»: игровое кино + документальные фильмы.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s