Послание к человеку-2019: «Лиллиан» и «Отверженные»

 Гив ми либерти

lillian-publicity_still-h_2019.jpg

«Россия – страна больших возможностей», ― заключает русскоговорящий продюсер хардкорного порно, сидя в своей подпольной нью-йоркской студии. Именно он становится последней надеждой для главной героини Лиллиан Аллинг (Патриция Планик), молодой уроженки Каменск-Уральского, модели и порно-актрисы, которая пересекла океан в погоне за своей американской мечтой. Её виза уже полгода как просрочена, по-английски она не знает ни слова, отчего продюсеру, также эмигранту, ничего не остаётся, как отказать девушке и посоветовать ей вернуться на родину, где «теперь всё по-другому, и водятся деньги». Истинная причина приезда Лиллиан в Штаты до самого конца останется тайной, как и то, кто она и как докатилась до такой жизни. И вот она бродит в рваных колготках вдоль магистралей под трагичную музыку, здесь её путь только начинается. Внимательно изучив карту, она принимает очередное спонтанное решение – пройти пешком от Нью-Йорка до самой Аляски, откуда до родной России рукой подать.

0xAD910BB879335243EB1BD7F864B31115.jpeg

«Лиллиан» австрийского пятидесятилетнего режиссёра Андреаса Хорвата, для которого эта лента дебютная в игровом кино, по сути своей роуд-муви. Но, естественно, с другими, хочется сказать «типичными», роуд-муви, снятыми на американской земле», у «Лиллиан» ничего общего. Сюжет развивается строго по прямой, избегая поворотов, подъёмов и увеличения скорости, диалогов почти что нет (главная героиня и вовсе за весь фильм не скажет ни слова), контраста персонажей и колорита посещаемых по пути мест вы также здесь не увидите. Америка у Хорвата на удивление пустынная, заброшенная, серая и картонная. Нам показывают то пустоши, то мелкие поселения, один из которых, например, пострадал от наводнения, отчего теперь выглядит разрушенным и бедным. Даже начальный план неспящего перенаселённого Нью-Йорка пропитан одиночеством, подчёркивающим чувство отстраненности героини, то, насколько сильно она ощущается себя чужой в этой стране.

lillian_2_c-ulrich-seidl-filmproduktion-.jpg

Сама Лиллиан – явно не тот персонаж, которому хочется сопереживать или хотя бы узнать получше. Её поступки лишены логики (тратить деньги на видеоигры в начале пути, чтобы потом умирать от голода и жажды?), её путь предельно схематичен – только что вроде был Нью-Йорк, а теперь уже она подходит к Миссисипи. Она грубая, невоспитанная, мусорит в общественных местах, ворует вещи, которые ей не нужны, не благодарит за жесты доброты в свой адрес. Конечно, мы можем лишь догадываться, через что пришлось пройти Лиллиан (очевидно её прошлое – то, что хочется забыть как страшный сон и не вспоминать больше никогда), но сам факт, что режиссёр уверен в неизменности человека ни при каких обстоятельствах, довольно-таки удручает. Конечно, поначалу кажется, что реакция на такую Америку обоснована – ибо Андреас Хорват её показывает не только отталкивающей, но ещё и враждебной: первым заговорившим с Лиллиан американцем становится похотливый реднек. Однако во второй половине фильма всё больше людей пытаются помочь бедной русской девушке, порой безвозмездно отдавая ей последнее, а в ответ – всё то же холодное безразличие. Со временем точно такая же реакция может выработаться и у зрителя, который, вполне вероятно, попросту потеряет интерес и к неприкаянной попутчице, и к завершению её опрометчивой одиссеи.

Оценка: 3/5


Тренировочный день в Монфермее

Les Miserables

Ладж Ли, французский режиссёр родом из Мали, очень долго созревал к своему полнометражному игровому дебюту. Более десяти лет он следил за социально-политической жизнью Парижа и его пригородов, принимал участия в различных общественных движениях и снимал на эту тему короткометражные фильмы – сначала документальные, а затем в 2017 выпустил первый игровой, получивший название «Отверженные». Именно из него и вырос полный метр, который в этом году на Каннском кинофестивале удостоился почётного приза жюри. Картина получилась актуальной и злободневной не только для сегодняшней Франции, но и в частности будет неплохо, если её увидят и в России, поскольку события фильма частично отражают и нашу действительность.

418763380b5a8ecd3e02f96face662c2.jpg

Главной герой, полицейский Стефан (Дамиен Боннар), переводится в подразделение по борьбе с преступностью в пригород Парижа Монфермей, где развивались события эпического романа Виктора Гюго «Отверженные». Познакомившись со всеми в участке, Стефан вместе с двумя своими коллегами отправляется патрулировать улицы на служебном автомобиле. Очень быстро мы понимаем, что между троицей полицейских выстраивается динамика отношений прямо как в «Тренировочном дне» Антуана Фукуа: Стефан весь такой праведный, зелёный и до сих пор верит в праведность соблюдения буквы закона, как персонаж Итана Хоука. Его старшие коллеги, Крис (Алексис Маненти) и Гуада (Джибрил Зонга), эдакие прожжённые, матёрые «дензелы вашингтоны», которые больше не считают закон последней инстанцией. У них есть свои люди на улицах, в различных бандах их знают, некоторые даже боятся. Например, мирно стоящие девушки на остановке, к которым Крис и Гуада решают подкатить, используя свои должностные полномочия. Но что было невозможно в «Тренировочном дне» 2001 года, возможно в фильме 2019-го: пролетающий рядом дрон подростка, подглядывающего с его помощью за девчонками во многоэтажках, случайно заснимает действия полицейских.

MV5BMDY0MGE5MzUtNDllMi00MmUxLWI3MTItNWJiMmQ3MzJjMDcxXkEyXkFqcGdeQXVyODIyOTEyMzY@._V1_.jpg

Кино Ладжа Ли, конечно же, не только о полицейском беспределе, немалую роль во всём происходящем играет огромный этнографический разброс населения города (тема, знакомая любой крупной европейской столице). Параллельно события фильма развиваются в сторону нарастающего напряжения уличных банд. У цыган, владеющих цирком, крадут львёнка – они уверены, что это дело рук мэра и его банды, поскольку один из цыган видел, как именно чернокожий утаскивал животное. А мэр Монфермея как раз чернокожий и у него огромная банда. Но они не крали его, и считают, что это дело рук мусульман, которые уверены, что когда лев рычит, он произносит «О, Аллах!». В общем, воздух в парижском пригороде накаляется, что достаточно чутко отражает режиссёр с помощью подвижной динамичной камеры, создающей эффект документальной съёмки. «Отверженные» больно надавливают на социально-политический нерв Франции, которую в последнее время очень часто терзают забастовками, митингами и потасовками с участием полицейских. Но Ладжу Ли не хватает пока что опыта возвысить своё кино над уровнем только лишь социального высказывания – диалоги звучат претенциозно, попытки вступить на жанровую территорию выглядят слишком робкими, а выразительности актёров не хватает, чтобы поддерживать неистовую режиссёрскую энергетику, отрицать которую попросту невозможно.

Оценка: 3,5/5


Читайте наши гиды по кинофестивалю «Послание к человеку-2019»: игровое кино + документальные фильмы.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s