Послание к человеку-2019: 7 важных док-фильмов фестиваля

Продолжаем рассказывать про открывающийся уже 14 сентября в Санкт-Петербурге международный кинофестиваль «Послание к человеку». В прошлый раз мы разобрали главные премьеры игрового кино из программы «Кино Сверхреальности», а также выделили пару обязательных к просмотру анимационных короткометражек.

Теперь мы собрали в одном удобном обзорном гиде 7 наиболее важных, по нашему мнению, документальных работ кинофестиваля. О мире, экологии, кинематографе, кризисе беженцев, равноправии, немецкой истории и других темах, волнующих документалистов планеты прямо сейчас.


Страна мёда (2019)

20170611-20170611-_D5D9054.jpg

Режиссёры: Тамара Котевска и Любомир Стефанов

Страна: Македония

Программа: Международный конкурс

***

При перечислении всех главных премьер 29-го кинофестиваля «Послание к человеку» невозможно обойтись без упоминания именно этого фильма. Македонская «Страна мёда» (альтернативное название «Медовая страна») выделяется даже в контексте абсолютно всех параллельных секций смотра. Это самый громкий и титулованный документальный фильм года: он взял главный приз Санденса, там же был награждён за лучшую операторскую работу, победил на кинофестивалях в Тель-Авиве, Барселоне, Сарасоте и в ещё десятке городов. «Страна мёда» стала украшением документальной программы Московского Международного кинофестиваля этой весной, а теперь гордо занимает место главного хайлайта конкурсной программы «Послания к человеку».

Заканчиваем с регалиями, переходим к сути. Главная героиня – возрастная Хатижа, она проживает в живописной, удалённой от цивилизации горной местности где-то на Балканах. Живёт с  нуждающейся в уходе мамой в деревне, где нет ни дорог, ни электричества, ни водоснабжения. Чем она занимается? Разводит пчёл и радуется жизни. С крошечными производителями мёда у неё очень хорошие отношения, каждый раз как она приходит собрать урожай, она приговаривает: «Половина мне, половина вам». Размеренный уклад жизни Хатижи нарушает приезд семьи кочевников – Хусейн, отец семейства, селится по соседству, у него семь голодных ртов, которые надо кормить, и 150 коров. Хатижа оказывает крайне гостеприимный приём Хусейну и всем его детям, но вскоре узнаёт, что её сосед также задумал заняться разведением пчёл и распространением мёда – единственным занятием, приносящим Хатиже доход и умиротворение.


Что ты будешь делать, когда мир в огне? (2018)

what-you-gonna-do-when-the-worlds-on-fire.jpg

Режиссёр: Роберто Минервини

Страна: Италия, Франция, США

Программа: Panorama.doc

***

Венецианский кинофестиваль любит включать в свой основной конкурс документальный фильмы. В этом году, например, была итальянская комедийная документалка Франко Мареско «Мафия уже не та, что раньше», которой в итоге присудили специальный приз жюри. А год назад другой итальянец Роберто Минервини боролся за Золотого Льва с ещё одной документальной лентой с длинным названием – «Что ты будешь делать, когда мир в огне?». Это замечательная работа, отобранная фестивалем «Послание к человеку» в программу Panorama.doc, исследует жизнь афроамериканского района на юге Америки в период массовых протестов 2017 года на почве серии убийств чернокожих полицейскими.

При всём сильном политико-социальном подтексте картина Роберто Минервини «Что ты будешь делать, когда мир в огне?» снят в размеренно-медитативном ключе с акцентом на людях и их жизнях, а не на лозунгах и призывах к действию (это при том что часть хронометража отдана под собрание «Чёрных Пантер»). Снятая в глубоком монохроме, напоминающим о работах Лукаша Заля в «Иде» и «Холодной войне» Павликовского, документальная лента является скорее поэтичным размышлением о том, что вообще раса значит в современной Америке. Подход Минервини к повествованию близок методу документалиста Джанфранко Рози ― часто ты просто не понимаешь, перед тобой художественное кино или же всё-таки документальное. Тематически лента итальянца близка к документальной работе 2017 года с также вопросительным названием «Чьи улицы?» про убийство 18-летнего Майка Брауна и последовавшую за этим общественную борьбу за права. Оба фильма рассматривают цену справедливости, достоинства и выживания людей в стране, которая априори не на их стороне.


Полночный путник (2019)

midnighttrav_fp.png

Режиссёр: Хассан Фазили

Страна: США, Великобритания, Канада

Программа: Международный конкурс

***

Пройдя Санденс и Берлинале, одна из самых нетипичных документалок, затрагивающая кризис в связи с наплывом беженцев, добралась до международного конкурса «Послания к человеку». «Полночный путник» (альтернативное название «Полуночный путешественник») во многом совершенно уникальная работа. Это хроника одной семьи беженцев, растянувшаяся на несколько лет и снятая на три мобильных телефона. Являющийся главным героем своего же фильма, Хассан Фазили бежит от Талибана вместе со своей семьёй – женой и двумя дочками. То, как они ищут безопасную гавань, пересекая одну границу за другой и сталкиваясь с волнами проблем, пренебрежением и опасными для жизни угрозами, и является фактическим сюжетом «Полночного путника». Всё это делает субъект режиссёра крайне своевременным политическим высказыванием и мощной социальной пощёчиной каждому зрителю, привыкшему закрывать глаза на то, что его не касается.

Однако выделяет работу Хассана Фазили из ряда тематически смежных документальных лент совсем другое. Режиссёр-дебютант мастерски смешивает ужас с красотой, а именно какие бы неприятности не вставали на пути героев, Фазили постоянно противопоставляет им любовь, единство и поддержку, вырабатываемые его семьёй. Иными словами, перед нами в большей мере кино не об ужасах беженства, а о красоте семьи – её силе и сплочённости, помогающей преодолеть любые преграды. Мы наблюдаем за отношениями мужа и жены, видим, как дети радуются пуху и беззаботно резвятся в поле – счастье возможно, казалось бы, даже в самых враждебных условиях. По тому, как всё снято, «Путник» напоминает прошлогодний фестивальный хит сирийца Талала Дерки «Об отцах и сыновьях», также перенося бескомпромиссный опыт жизни беженца на экран. Опыт тяжёлый, но подталкивающий к откровению.


Антропоцен: Эпоха людей (2018)

45912227182_8b077cc858_k.jpg

Режиссёры: Дженнифер Бейчуэл, Эдвард Бёртински, Ник де Пенсьер

Страна: Канада

Программа: Panorama.doc

***

Главной документалкой фестиваля, затрагивающей темы экологии и окружающей среды, является «Антропоцен: Эпоха людей» от группы канадских документалистов. На создания своего эпичного кинополотна они потратили немало сил и времени, исколесив буквально весь земной шар, чтобы выявить и задокументировать состояние нашей планеты в антропоцене. Сам этот термин был придуман американским биологом Юджином Ф. Стормером  для обозначения эпохи, в которую человек стал главным двигателем изменений окружающей среды. Факты говорят сами за себя: стремительное увеличение уровня парниковых газов в атмосфере оказывает воздействие на климат и приводит к сокращению биоразнообразия, а чрезмерное потребление природных ресурсов наносит природе непоправимый вред. Именно об этом наглядно и доступно рассказывает «Эпоха людей».

Дженнифер Бейчуэл, Эдвард Бёртински и Ник де Пенсьер начали свою экспедицию в 2009 году. В фильме мы можем в полной мере проследить за маршрутом их экологического турне. Из африканского Найроби, где местные торгуют дорогущей слоновьей костью, мы переносимся в угрюмый, серый Норильск, самый загрязнённый город в России. Затем вместе с режиссёрами отправляемся в итальянскую Каррару, где веками добывают мрамор, оттуда – в чилийскую пустыню Атакама, которую люди специально обустроили под производство лития, и наконец мы попадаем в американский Мичиган, где с помощью этого же лития на заводах собирают литиевые батарейки. О том, какой вред они наносят окружающей среде, думается, говорить лишний раз не надо. Также документальный фильм поднимает такие важные темы, как перенаселение планеты, изменение климата, проблемы переработки технических отходов и много другое, напрямую касающееся того места, где мы все живём и о котором не хотим заботиться.


Родина – это место во времени (2019)

heimatisaspaceintime_0hero.jpg

Режиссёр: Томас Хайзе

Страна: Германия, Австрия

Программа: Panorama.doc

***

«Родина – это место во времени» Томаса Хайзе ― без сомнений, один из самых тяжелых фильмов программы. И речь здесь не только о хронометраже ленты, составляющего лихие три с половиной часа, а о предмете разговора немецкого режиссёра со зрителем. Задумка Хайзе грандиозная по амбициям и по исполнению. В своём фильме он ни много ни мало умещает всю историю родной Германии за последние 100 лет (даже чуть больше, ибо отправная точка – 1912 год). Как именно он это делает? С помощью хроники своей семьи, через письма, фотографии, воспоминания из дневников – всё это Томас Хайзе читает сам, за кадром. На экране же мы видим монтаж из документов (первым зачитывается школьное сочинение Вильгельма Хайзе, дедушки режиссёра) и статичных долгих кадров, снятых на камеру.

Фон играет важную роль. Иногда Хайзе использует урбанистические пейзажи современной Германии, например, закрепив камеру в трамвае и направив её через окно на улицы зимнего Берлина. Или же в другой сцене камера замирает на толпе весёлых немцев, собравшихся  на ярмарке. При этом закадровый голос продолжает рассказывать о начале прошлого века, достигая эффекта анахронизма – намеренного временного разрыва между внешним и смысловым. В эпизодах, когда Томас читает письма своего деда к будущей жене, австрийке, фон превращается в бесконечный список еврейских имён, «приговорённых» немцами к депортации из Вены. Эстетически просмотр документальной ленты Томаса Хайзе схож с прочтением писем немцев в одном из исторических музеев Волгограда: словно бы погружение в коллективное сознание целого народа, подавленное курсом новейшей истории. Примерно что-то похожее в прошлом году пытался показать Флориан Хенкель фон Доннерсмарк в форме игрового кино, но Томас Хайзе в своём трёхчасовом эпике уходит намного глубже в само понятие «родина». Монументальная работа.


Варда глазами Аньес (2019)

varda-by-agnes-av-camera-noirmoutier-2 KEY-2000-2000-1125-1125-crop-fill.jpg

Режиссёр: Аньес Варда и Дидье Роже

Страна: Франция

Программа: Panorama.doc

***

Пожалуй, главное синефильское сокровище «Послания к человеку-2019». Безумно красивый, лиричный и нежный фильм-путешествие по творческому пути замечательного режиссёра и прекрасного человека по имени Аньес Варда, которая является одной из родоначальниц новой французской волны. «Варда глазами Аньес» ― это наполовину мастер-класс, наполовину кино-воспоминание. Ту часть, где Варда сидит перед зрительским залом и рассуждает о своих лучших фильмах, о самой материи кинематографа (всё это в достаточно лёгкой, порой шутливой, форме), снял Дидье Роже, указанный в качестве второго режиссёра. Остальная же часть, смонтированная из работ самой Аньес, например, «Клео с 5 до 7» или «Далеко от Вьетнама», редких кадров со съёмок её шедевров и непосредственно снятых на камеру сцен, продолжающих монолог Варды за пределами зрительского зала, полностью её заслуга.

Манера изложения чем-то напоминает документальный фильм «Де Пальма» Ноа Баумбака и Джейка Пэлтроу, где вынесенный в название режиссёр рассказывает о своём творчестве, сидя буквально перед зрителем. Видеоэссеистика, которую мы наблюдаем на экране, ничуть не уступает годаровской, вот только слушать Аньес всё-таки в разы приятнее. Кроме кинематографа, она также затрагивает своё увлечение фотографией, при этом сидя за столом, на котором расположилась кошка (композиция так и просится в объектив фотоаппарата), плавно переходя в некое послесловие её предыдущего документального фильма «Лица, деревни». «Варда глазами Аньес» ― эталон биографического фильма, ведь его создатель рассказывает о себе в уникальном режиссёрском стиле, полюбившимся миллионам зрителям. А ещё это безупречнее офинальное творение большого художника.


Форман против Формана (2019)

forman_vs_forman.jpg

Режиссёры: Якуб Гейна и Гелена Тржештикова

Страна: Чехия

Программа: Panorama.doc

***

Чешский документальный фильм о Милоше Формане прекрасно рифмуется с фильмом-завещанием Аньес Варды (неспроста мы их расположили друг за другом). Работа режиссёрского тандема Гелены Тржештиковой и Якуба Гейна также является синeфильской сокровищницей, но в отличие от «Варда глазами Аньес» здесь акцент делается не столько на творческом подходе выдающегося постановщика, а на его жизни и карьере. Лента состоит из десятков интервью, хроники, воспоминаний самого режиссёра, отчего рассказчиком выступает сам покойный Милош Форман (как Брандо рассказывал о себе в «Послушай меня, Марлон»).

Мы узнаём о том, как главный режиссёр Чешской республики посмотрел свой первый фильм, как понял, что хочет сам снимать фильмы. Мы узнаём много личного: целый блок посвящён его родителям, тяжёлым воспоминаниям о том, как он был вынужден бежать из родной Чехословакии, терзаемой бунтами и военным беспределом, сначала в Париж, а потом в США. Форман рассказывает о том, как был удивлён своим первым знакомством с хиппи, как четыре года жил в отеле Челси, не выходя из него и питаясь гамбургером в день (в ожидании достойного предложения от Голливуда). И наконец много экранного времени уделено его превращению из никому не нужного эмигранта в самого востребованного режиссёра Америки, снявшего современную классику «Пролетая над гнездом кукушки». К сожалению, лента заканчивается лишь на комментариях к драме «Народа против Ларри Флинта», отчего прекрасным фильмом-компаньоном к «Форману против Формана» станет документалка с Джимом Керри «Джим и Энди: Другой мир», рассказывающая о тяжестях съёмки «Человека на Луне» Милоша Формана.


29-й международный кинофестиваль «Послание к человеку» пройдёт в Санкт-Петербурге с 14 по 21 сентября. Изучить подробно программы, расписание и купить билеты можно на сайте: https://message2man.com.

Послание к человеку-2019: 7 важных док-фильмов фестиваля: Один комментарий

  1. Уведомление: Послание к человеку-2019: «Предатель» и «Раскрашенная птица» — the CONVERSATION

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s