Послание к человеку-2019: сверхреальность и анимация

14 сентября Санкт-Петербург откроет один из старейших кинофестивалей России – «Послание к человеку». На церемонию открытия приедет сам Удо Кир, чей новый фильм «Раскрашенная птица» часть специальной программы смотра, о которой мы вам подробно и расскажем сейчас. «Кино Сверхреальности» вбирает в себя лучшие игровые картины с мировых фестивалей – Каннского, Берлинского и даже проходящего почти параллельно Венецианского. В прошлом году мы упоминали об этой программе вскользь, когда расписывали о жемчужинах документального кино. На этот раз мы решили написать сразу два гида по «Посланию к человеку». Первый – что вы сейчас читаете – посвящён фестивальным хитам (и двум анимационным короткометражкам, которые вам нужно увидеть), а второй – выйдёт чуть позже – будет состоять из наших рекомендаций касаемо документальных работ.

Всего в программе «Кино Сверхреальности» 10 фильмов. Не забудьте отметить, что вам необходимо посмотреть в первую очередь.


~СВЕРХРЕАЛЬНОСТЬ~


Я была дома, но… (2019)

7292

Режиссёр: Ангела Шанелек

Страна: Германия / Сербия

***

Ангела Шанелек известна как одна из ведущих фигур берлинской школы, что впрочем и подтверждает её новый фильм, получивший приз за режиссуру на Берлинском кинофестивале. Картина повествует о лишившейся вкуса к жизни после смерти мужа Астрид, которая пытается вернуться в былое русло, наладить отношения с детьми, включая старшего сына, который то куда-то пропадает, то возвращается. Картины Шанелек всегда были минималистичны: мало действий, много диалогов, кино отчётливо делится на сцены, длящиеся по 15-20 минут. Здесь всё примерно также, но в отличие от её «Марселя» или «Моей медленной жизни» повествование в «Я была дома, но…» ещё более размеренное, а порой кажется, что кино буквально замерло. Такой темп и фрагментарная структура придают фильму форму сновидения, через которую режиссёр исследует не только процесс принятия утраты близкого, но ряд других тем, например, резкое изменение взглядов на искусство. «Я была дома, но…» не случайно называется на манер фильмов Одзу, поскольку перед нами в какой-то мере пример созерцательного кино (лента открывается с наблюдения за ослом в стойле и раздирающей кого-то зверька лисой), размышляющего на экзистенциональные темы.


Извините, мы вас не застали (2019)

----

Режиссёр: Кен Лоуч

Страна: Великобритания / Франция / Бельгия

***

Завсегдатай Каннского кинофестиваля, британец Кен Лоуч, снова делает то, что получается у него лучше всего. Его драма «Извините, мы вас не застали» ― очередной пример попадающего прямо в сердце зрителя социального кино, понятного во всём мире. В Каннах Лоуч, обладатель уже двух Золотых пальмовых ветвей за «Я, Дэниел Блейк» и «Ветер, который качает вереск», на этот раз остался без наград, однако собрался настоящий урожай положительных отзывов от прессы (что важно: не только от британской!). Фильм повествует о семейной паре Рики и Эбби, у которых есть двое детей. Все вместе они дружно живут в Ньюкасле, заботясь друг о друге. Рики подрабатывает шофером, а Эбби с удовольствием ухаживает за пожилыми людьми. Они работают много и усердно, но понимают, что никогда не будут финансово независимы и не смогут купить собственный дом. Рики понимает, что сейчас, когда совершается революция в области мобильных приложений, он может получить все. Он заключает пари с Эбби. Она продает свою машину, чтобы Рики мог купить новенький фургон, ни от кого не зависеть и наконец начать свое дело.


Бог существует, её имя – Петруния (2019)

7290

Режиссёр: Теона Стругар Митевска

Страна: Македония

***

«Бог существует, её имя – Петруния» ― это прекрасный фильм родом из Македонии от режиссёра Теоны Стругар Митевски. Он участвовал в основном конкурсе Берлинале, и уже можно сказать, что эта картина одна из лучших на прошедшем смотре. Петруния – черноволосая, полноватая девушка 32 лет, пытающаяся устроиться на работу (от её диплома историка в этом плане никакого толка). После очередного неудачного интервью с несостоявшимся шефом, но уже вполне сформировавшимся мудаком, грустная Петруния решает поучаствовать в чисто мужском соревновании по нырянию за крестом в прорубь. Прыгнув прямо в своём прекрасном платье в цветочек, наша героиня первой добирается до креста, поразив всю свору разгорячённых мужиков. Петруния решает забрать отвоёванный в честной борьбе крест и отнести домой, чем вызывает общественное негодование и нескончаемый поток ненависти в свой адрес со стороны ортодоксальной общины Македонии.

«Петруния» — это прекрасная сатира на традиционный уклад жизни, подчёркивающая, что зачастую традиции – это основной камень преткновения на пути прогресса. Кроме того, фильм высмеивает и натужный феминистический нарратив, и голливудские попытки привить равноправие там, где это нужно и не нужно. Кино одинаково успешно заставляет смеяться и задуматься над сегодняшним обществом (македонский быт вообще очень близок нашему, славянскому укладу). Прекрасно снятая картина с доступным, хлёстким посылом и невероятной игрой актрисы в титульной роли.


Отверженные (2019)

Les Miserables.jpg

Режиссёр: Ладж Ли

Страна: Франция

***

«Отверженные» в этом году уже наделали немало шума, когда французская лента увезла с Каннского кинофестиваля почётный приз жюри. И это награда режиссёру Ладжу Ли досталась за его дебютный фильм! Однако, несмотря на этот факт, Ли очень долго шёл к своему первому полнометражному игровому опыту. Его первая короткометражка датируется аж 1997 годом, а с 2005 Ладж находится в постоянном социальном напряжении из-за событий в своей родной Франции (частые протесты, митинги и беспредел властей), отчего с 2007 он снял три короткометражные работы, все с ярко критическим социальным подтекстом. Последняя из них и первая игровая получила название «Отверженные», именно она переросла в дебютный фильм, который занял своё место в программе «Кино Сверхреальности».

В центре истории Стефан, который  только что поступил работать в подразделение по борьбе с преступностью в пригороде Парижа Монфермейль, где происходили события известного романа Виктора Гюго «Отверженные». Вместе со своими новыми опытными коллегами Крисом и Гуадой он быстро понимает, что в отношениях между местными бандами нарастает напряжение. Когда троица превышает свои полномочия во время ареста, их случайно снимает дрон. Теперь им грозит разоблачение.


Раскрашенная птица (2019)

The Painted Bird.jpg

Режиссёр: Вацлав Мархоул

Страна: Чехия / Украина /Словакия

***

Показ «Раскрашенной птицы» можно смело называть не только главным в программе «Кино Сверхреальности», но с одним из центральных событий всего фестиваля. Во-первых, скажем снова: Удо Кир – гость «Послания к человеку», во-вторых, картина Вацлава Мархоула буквально только что была впервые показана на Венецианском кинофестивале и спустя несколько дней питерцам и гостям культурной столицы выпадет уникальный шанс оказаться на всероссийской премьере столь громкого фестивального фильма. «Раскрашенная птица» разделила публику на два лагеря: кого-то фильм сразу отпугнул огромным хронометражем и тяжёлой темой, другие же испытали невероятный кинематографический опыт, потрясший их до глубины души.

Главный герой фильма, основанного на знаменитом одноименном романе Ежи Косинского, — Мальчик, которого родители, преследуемые нацистами, отправляют к пожилой тетке. Вскоре она умирает, и Мальчик вновь остается один. Он скитается от деревни к деревне, от дома к дому. Пытаясь выжить, Мальчик сталкивается с бездумной жестокостью невежественных и суеверных крестьян. Он становится свидетелем ужасающих зверств как русских, так и немецких солдат, не знающих жалости.


Озеро диких гусей (2019)

-

Режиссёр: Дяо Инань

Страна: Китай

***

С момента выхода предыдущего фильма китайского режиссёра Дяо Инаня прошло целых пять лет. Тогда «Чёрный уголь, тонкий лёд» стал победителем Берлинского кинофестиваля­­, гарантировав тем самым повышенное внимание к следующему проекту постановщика, которым и стало  «Озеро диких гусей»,  показанное уже в рамках Каннского кинофестиваля. Несмотря на пятилетний промежуток, обе картины довольно схожи  друг с другом: перед нами опять мрачный Китай в антураже атмосферного нео-нуар и терпкая криминальная история, в которой вязнешь с самых первых кадров.

Дождливой ночью на станции какого-то провинциального китайского городка под яркой неоновой вывеской встречаются двое. Он – босс небольшой банды с внушительным шрамом на лице, скрывающийся от полиции и ищущий огонёк для своей сигареты. Она – уставшая от своей работы проститутка, у которой  несчитанное количество проблем и одна зажигалка. Закурив, измученный Жу Ченон просит у прожившей десяток жизней за одну Лиу Ай о помощи, тут-то мы и узнаём через флэшбек, что с ним произошло на самом деле. Два дня назад на собрании кланов мафии, зарабатывающей кражей мотоциклов, где решалось, кому уходит какая территория, два семейства остались недовольны распределением. В итоге, было решено устроить между ними «олимпийские игры по воровству»: какой клан за одну ночь сможет пригнать больше мотоциклов, тот и получит самый потенциально прибыльный район.

Дяо Инаню удалось в одном продукте скомпоновать одновременно и свой авторский почерк, и балансирование на тонком льду социальной критики, и эффектный криминальный триллер с нетривиально поставленным экшеном. Последнее ― а именно: драки, перестрелки, вспарывание кишок зонтиком ― лишь только добавляют картине баллов в создании её самобытного антуража. Пусть не все точки в итоге складываются в общий рисунок, что пытается написать режиссёр, «Озеро диких гусей» ― всё же примерный представительно атмосферного жанрового кино, способного сыскать мировое признание не только среди ценителей вязкого нео-нуара.

ЧИТАТЬ НАШУ РЕЦЕНЗИЮ


Свистуны (2019)

whistlers.jpeg

Режиссёр: Корнелиу Порумбою

Страна: Франция / Румыния

***

Ещё одно горячее блюдо из конкурса Каннского кинофестиваля. Корнелиу Порумбою ― один из ярчайших представителей новой румынской волны, его отличительными режиссёрскими чертами всегда были «препарирование» румынской истории и комичный взгляд на достаточно серьёзные вещи. «Свистуны» следуют тому же самому рецепту. По сюжету Кристи, коррумпированный полицейский из Бухареста, без памяти влюбляется в прекрасную Гилду, роковую женщину, связанную с преступным бизнесом. Ради нее он готов на любую авантюру. Кристи намерен отправиться на солнечный остров Гомера, чтобы вызволить из тюрьмы нечистого на руку бизнесмена. Но для осуществления дерзкого плана он должен выучить местный диалект с труднопроизносимыми свистящими и шипящими звуками…


Невидимая жизнь (2019)

invisible-life-brazilian-cinema.jpg

Режиссёр: Карим Айноуз

Страна: Бразилия / Германия

***

«Невидимая жизнь» уже отправлена Бразилией в борьбу за номинацию на Оскар от южноамериканской страны. Для Карима Айноуза это уже седьмая полнометражная работа и первая, удостоенная столь почётной награды как главный приз секции «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля. Место действия «Невидимой жизни» является Рио-де-Жанейро 1950-го года. Эвридика и Гида – две сестры не разлей вода. Одной 18, другой 20, и они живут вместе со своими консервативными родителями. Несмотря на традиционное воспитание, каждая лелеет свою мечту. Эвридика хочет стать известной пианисткой. Гида ищет настоящую любовь. Внезапно события принимают драматический характер: отец разлучает сестер. Живя каждая своей жизнью, они не теряют надежды обрести друг друга вновь.


Лилиан (2019)

lillian-publicity_still-h_2019.jpg

Режиссёр: Андреас Хорват

Страна: Австрия

***

Для документалиста Андреаса Хорвата «Лилиан» ― полнометражный игровой дебют. Премьера состоялась сразу на Каннском кинофестивале, что для любого дебюта неплохой такой стартовый пинок. Однако для русского зрителя эта картина должна стать особенно любопытной, поскольку главной героиней является русская эмигрантка, путешествующая по США. Эмигрантка Лилиан, оказавшаяся в Нью-Йорке без средств к существованию, решает пойти пешком обратно в родную Россию. Она решительно отправляется в долгое путешествие. Роуд-муви через всю Америку в холодную Аляску. Хроники медленного исчезновения.


Предатель (2019)

the-traitor.jpg

Режиссёр: Марко Беллоккьо

Страна: Италия / Франция / Бразилия

***

Режиссёр Марко Беллоккьо – один из тех, кого принято называть живыми классиками. Он является современником самого Бернардо Бертолуччи и в 2019 выходит его новый фильм. «Предатель», мировая премьера которого состоялась также в рамках Каннского кинофестиваля, представляет собой криминальную биографическую драму войне боссов сицилийской мафии за героиновый рынок в начале 1980-х годов. Скрывающийся в далёкой Бразилии, мафиози Томмазо Бушетта наблюдает за делами на родине дистанционно и внезапно узнаёт, что его братьев и сыновей убивают в Палермо. Когда он понимает, что может стать следующим, бразильская полиция экстрадирует Бушетту обратно в Италию.


~АНИМАЦИЯ~


Напоследок хотим отметить две важные анимационные короткометражные работы, показываемые в специальном конкурсном разделе фестиваля.

  • ОН НЕ МОЖЕТ ЖИТЬ БЕЗ КОСМОСА: новая работа от надежды российской анимации Константина Бронзита. Пятью годами раннее он уже боролся за Оскар со своей тематически схожей короткометражкой «Мы не можем жить без космоса». Есть все шансы повторить успех. На этот раз Константин рассказывает более личную историю, но всё такую же эмоциональную и пронзительную.

shh.jpg

  • КОШАЧЬИ ДНИ: теплый и уморительно смешной немецкий короткометражный фильм с японским колоритом и красочной анимацией. О том, как отец узнаёт, что его восьмилетний сын может на самом деле быть котом.

Cat Days.jpg


 

29-й международный кинофестиваль «Послание к человеку» пройдёт в Санкт-Петербурге с 14 по 21 сентября. Изучить подробно программы, расписание и купить билеты можно на сайте: https://message2man.com.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s