Артов ковчег. Рецензия на фильм «Свет моей жизни»

Лёжа друг напротив друга в походной палатке посреди ночного леса, отец с дочкой готовятся ко сну. Двенадцатилетняя Рэг уже почти вступила в подростковый возраст, но всё ещё не может отказаться от хорошей сказки на ночь. Отец, придумывая на ходу, начинает рассказывать историю о лисичке по имени Голди, непоседе, которую не удержать в четырёх стенах лисий норы. Её муж Арт ― инженер, учёный и изобретатель. Он только что создал новое приспособление, которое может предсказывать погоду. Арт взбирается на самый высокий холм, чтобы проверить своё изобретение, сигнализирующее о страшном: грядёт потоп, гром с молнией, нескончаемые дожди и сносящие всё со своего пути ураганы. Арт тут же начинает искать свою Голди, которая, оказывается, уже четыре часа стоит в очереди на какой-то огромный плот, созданный неким Ноем с австралийским акцентом. Они узнают, что этот Ной отбирает только двоих разнополых представителей одного вида, но вот беда, как только очередь доходит до лис, в компанию к миленькой Голди выбирают сильного, мускулистого лиса Фэнга. Арт остаётся на земле, приговорённой к концу света.

m1NYen2TUHU.jpg

Примерно такая же судьба постигла и главного героя ― папу в исполнении Кейси Аффлека (он же режиссёр и сценарист данного фильма). Несколько лет назад его покинула любимая жена (Элизабет Мосс во флэшбэках) из-за всплеска глобального вируса, в результате которого почти вся женская половина населения планеты вымерла, оставив мужчин наедине с собой и природой в постапокалиптическом мире. Трагедия произошла пару месяцев спустя после рождения дочери, Анны Элизабет Шоу по прозвищу «Рэг» (выразительная Анна Пнёвски), отчего, возможно, у неё и развился особый иммунитет к вирусу. Теперь на плечи отца выпала двойная ответственность: ему приходится не просто воспитывать своего ребёнка, а постоянно оберегать Рэг от опасностей нового, лишённого последних следов цивилизации общества, в котором человек человеку ― волк.

MV5BMDU5OWY2OGMtYzIxYS00ZjE1LWJhZmYtYzljZTlhMjExNjE5XkEyXkFqcGdeQXVyNjUwNzk3NDc@._V1_.jpg

Оставшийся в одиночестве Арт не опустил лапы, ведь его технический ум сразу понял, что тот ковчег, куда его не взяли, был построен никудышным образом. Арт начинает строить своё огромное судно, которое будет вдвое больше и втрое прочнее того, на котором уплыла её жена. Перекладывая рассказ отца на реальность героев фильма, напрашивается параллель: Артов ковчег ― это тот минималистичный мирок, в котором уже столько лет живут дочка с папой. Из разговоров и того, как показаны отношения между этими двумя в течение всего кино, становится ясно, что отец действительно построил прочное судно. Он достойно воспитал дочь: в свои 12 лет она знает, что такое ответственность, ибо любая неосторожность может привести к непоправимым последствиям, она много читает и задаёт умные, взрослые вопросы, побуждающие к размышлению не только её собеседника-отца, но и зрителя.

MV5BYWJhZjc3M2QtYzdjZC00ZjE4LWEwZGMtYWVkYzY2ODY0N2RmXkEyXkFqcGdeQXVyMjAxMjQzMzc@._V1_SX1777_CR0,0,1777,999_AL_.jpg

Этим «Свет моей жизни» очень сильно напоминает прошлогодний шедевр минимализма Дебры Граник «Не оставляй следов», в котором также рассказывалось об отношениях отца и дочки в диких условиях добровольной изоляции. Однако жанрово кино Аффлека всё-таки ближе к «Дороге» Джона Хиллкоута, ибо их изоляция не добровольная. Перед нами фантастика, хоть и чисто формальная, поскольку особых атрибутов жанра здесь нет. Большую часть фильма отец с дочкой проводят наедине в лесу, образуя тем самым собственное вакуумное пространство. Отсюда появление на горизонте любого незнакомца априори воспринимается как жесткое посягательство на безопасность главных героев, и пусть незнакомцем выступает подозрительный старец в лесу или неразборчивый силуэт, стучащийся в дверь дома, на второй этаж которого отец с дочкой временно перенесли свой вакуум.

MV5BZDg0M2UxZGQtZDQzZS00NDYxLTgzZjQtNzUyMDIwMDkxMTllXkEyXkFqcGdeQXVyNjUwNzk3NDc@._V1_.jpg

Кейси Аффлек снял предельно медленное, тихое и размеренное кино. У «Света моей жизни» нет ничего общего с его первым режиссёрским опытом ― по-хулигански уморительным мокьюментари «Я всё ещё здесь» про Хоакина Феникса, решившего бросить актёрскую карьеру и заняться рэпом. Для своего игрового дебюта Аффлек, очевидно, искал вдохновение на съёмочной площадке у своего друга Дэвида Лоури, чья «История призрака» имеет схожие со «Светом моей жизни» темпоритм и приглушённые тона. Вдобавок постоянный композитор Лоури, Дэниел Харт, помог Аффлеку оформить меланхоличное, зловещее музыкальное сопровождение, которое вкупе с холодными, отстранёнными кадрами природы, снятыми на камеру Адама Аркпоу, помогают создать фильму свой собственный атмосферный ландшафт постапокалиптического мира.

QyVPxtPXrFo.jpg

С первых же кадров становится ясно, что Аффлека в последнюю очередь интересует фантастический антураж своего фильма. Он всячески старается избегать свойственных выбранному жанру эмоциональных рычагов (для примера можно вспомнить пару сцен из недавнего «Тихого места» с участием отца и его глухонемой дочки), создавая леденящий кожу саспенс исключительно на подсознательном уровне. Другими словами, Кейси воздействует на зрителя своей режиссурой, заставляя его машинально нервничать каждый раз, как к вакууму Рэг с её папой приближается посторонний, даже если он улыбается, выглядит доброжелательным и предлагает еду с тёплой одеждой. Сценарий уделяет много внимания изображению исчерпывающего портрета трепетных отношений главных героев, поэтому в каждой следующей их беседе ты ощущаешь себя непосредственно участником происходящего, отчего сохранность героев по ходу фильма всё больше становится твоим личным интересом.

MV5BZGIyNDEyM2MtYTgxOS00OWI3LTllYjYtY2Y3OTk4NDRkZDA0XkEyXkFqcGdeQXVyNjUwNzk3NDc@._V1_.jpg

Тихие беседы вдвоём, пожалуй, действительно лучшая часть картины. Именно они задают, во-первых, неспешный тон всему происходящему, во-вторых, должный интеллектуальный уровень. В одной из сцен рассуждения заходят о морали и этике; тема, которая в эстетике постапокалипсиса приобретает новые оттенки. В другой сцене следует нелёгкий монолог отца о грядущем пубертатном периоде своей дочери с грамотными попытками доступно рассказать о последующих изменениях в её теле (про секс Рэг уже знает, к удивлению отца, из книжек, но вот новость о менструации для неё становится откровением). Наконец пересказ библейского сюжета о Ное в начале фильма кажется больше насмешкой отца над религией, однако ближе к финалу картины он узнаёт, что даже в полностью лишившимся всяких ценностей мире вера ― единственное, что позволяет людям оставаться людьми.

uRcHoe7RSaU.jpg

После того как отец закончил свой рассказ о лисах, дочка замечает одну важную деталь: он обещал историю о девочке (Голди), а в конце концов повествование на себя перетянул мальчик (Арт). «Свет моей жизни» проделывает тот же обманчивый трюк ― кажется, что это кино о любящем отце и об исключительно мужском мире, но на деле это с самого начала была история одной маленькой лисички.

В прокате с 22 августа.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s