«Рик, чёртов, Далтон!». Рецензия на фильм «Однажды в… Голливуде»

А вы помните Голливуд 1969 года? Нет, понятное дело, что вас никогда там не было. Но всё же: вы помните Голливуд 69-го? Повсюду кричащие афиши, стильные рекламные вывески, каждый вечер ослепительные премьеры, киностудии заполонены декорациями вестернов,  на экранах блистают звёзды вроде Стива МакКуина, Рика Далтона и Брюса Ли, улицы заполонили хиппи, а по радио играет психоделика и говорят о войне во Вьетнаме. Помните эту славную эпоху «золотого века» Голливуда? А вот Квентин Тарантино помнит её в мельчайших деталях и посему его девятый фильм является ничем иным как капсулой времени, перемещающей зрителя в мир, который одновременно сказочный по всем параметрам, но в то же время настоящий как задокументированная хроника с урока истории.

MV5BMTc3YTYwNTItZWJkMy00YzZhLWFlZjUtZTQ5NjA2ODQ4Y2VhXkEyXkFqcGdeQXVyNTgzMzk4NDQ@._V1_.jpg

«Однажды в… Голливуде» ― это роскошный «Кадиллак», на котором маэстро Тарантино неспешно катает соскучившегося по такому отношению к себе зрителя в компании угасающей звезды вестернов Рика Далтона (Леонардо ДиКаприо) и его бывшего каскадёра, ныне водителя и просто очень близкого друга Клиффа Бута (Брэд Питт) по живописным улочкам Силиконовой долины.  Но не ждите прямолинейной поездки в один конец от бульвара Сансент до Сиэло-драйв. Путь будет длинный, извилистый, со множеством остановок ― помпезный особняк «Плэйбой», где отрываются среди прочих знаменитостей икона Стив МакКуин (Дэмиэн Льюис), заброшенное ранчо, на котором обосновалась «Семья» психопата Чарли Мэнсона (Дэймон Херриман), знаменитая киностудия, где перед съёмками толкает речи Брюс Ли (Майк Мо), богатый особняк самого Далтона, живущего по соседству с известным на весь мир режиссёром Романом Полански (Рафаль Заверуха) и его красавицей-женой Шэрон Тейт (Марго Робби).

MV5BOGMzYjcwYTEtZDc0Ny00MDM0LWFlODMtMjQ4ZWMzYjY1NDk3XkEyXkFqcGdeQXVyNjg2NjQwMDQ@._V1_SY1000_CR0,0,1485,1000_AL_.jpg

Это лишь несколько остановочных пунктов и несколько действующих лиц, как реально существовавших, так и вымышленных. Девятый фильм Тарантино, по сути, не обременён даже чётким сюжетным каркасом, вокруг которого всё обычно крутится: Джанго не ищет свою Брумхильду, Джону Руту не нужно в обязательном порядке сопроводить Дэйзи на виселицу, а Невеста не жаждет убить Билла. Человек, не знакомый с историческим контекстом и злодеяниями секты Мэнсона, возможно, даже и не поймёт, к чему, собственно, всё движется и в чём интрига фильма. Именно поэтому, «Однажды…» вряд ли сумеет сыскать столь универсальную зрительскую любовь, как, к примеру, «Джанго освобождённый». Но относить невежество зрителя к недостаткам самого фильма ― откровеннейший моветон, тем более что Тарантино никогда особо и не равнялся ни на кого. Он всегда творил то, что считал нужным и как считал необходимым, не оглядываясь на тренды или не подстраиваясь под общественное мнение. Он – мастер с большой буквы, настоящий художник и творческая личность, с которой нам всем посчастливилось жить в одно время.

21064479_1034861.jpg

Свободолюбивый нарратив «Однажды в… Голливуде» в первую очередь напоминает «Криминальное чтиво» своим переплетением судеб разных персонажей, но именно «Джеки Браун» по духу является ближайшим к нему фильмом (даже начальная сцена в аэропорту ― прямая отсылка на это, не говоря уже о месте действия). Кино, так или иначе, крутится вокруг потрясающего дуэта Далтона и Бута, сложных персонажей с такой проработкой и увлекательным развитием у Тарантино не было как раз со времён «Джеки Браун».  Уморительный ДиКаприо играет телевизионную звезду в кризисе: он не представляет, куда движется его карьера, и этот факт его добивает, отчего он постоянно психует и закатывает истерики. Смертельно харизматичный Питт же изображает его антипода, который постоянно расслаблен, улыбается и живёт сегодняшним днём. Он хочет вернуться снова в обойму, исполнять крутые трюки в крутых боевиках, но тень прошлого омрачает любые маячащие на горизонте перспективы. Главное же во всём этом не то, что Тарантино выдал обоим актёрам такой рабочий материал, с которым им не доводилось иметь дело уже много лет (ДиКаприо с 2013-го, Питту и вовсе с 2011 года), а то, какая магия творится на экране, когда эти двое делят сцену. На наших глазах образовался новый каноничный голливудский дуэт, не уступающий ни Винсенту Веге с Джулсом Винфилдом, ни сержанту Донни Доновитцу с его бейсбольной битой.

MV5BNTZlYWMxMzYtMGM2Yy00NzAzLWE3YjUtYWVmNmVmMGQ1NDRjXkEyXkFqcGdeQXVyNjg2NjQwMDQ@._V1_SY1000_SX1500_AL_.jpg

Перед нами именно история Далтона и Бута, глазами которых мы наблюдаем за изнанкой «золотого» Голливуда. Тарантино намеренно более глобальные и важные события оставляет на фоне или же вовсе умалчивает о них. Это не кино о секте Мэнсона, как многие могли подумать изначально, сам серийный убийца появляется в кадре буквально на пару секунд, а идеология его культа упоминается лишь только вскользь. Отсюда и героиня Марго Робби по большему счёту особой смысловой нагрузки не несёт, являясь лишь украшением кадра и символом эпохи, без которых было бы попросту не то. Причём, таких символов в фильме целый океан ― то и дело мелькают знакомые и не очень лица, изображающие реальных людей или же собирательные образы, каждый из которых занимает своё место в одной огромной мозаике под названием «Голливуд, которого больше нет».

21064479_1034863.jpg

Предыдущий фильм режиссёра, «Омерзительная восьмёрка», играл со зрителем на откровенно жанровой территории (плюс ко всему чрезвычайно жёстко, зло и цинично по отношению и к темам, и к персонажам), тут же Тарантино уходит в совсем другую сторону, причём абсолютно новую для себя. «Однажды в… Голливуде» его самый личный, тёплый и сентиментальный проект. Впервые он рассказывает о том времени, которое до сих пор является его главным источником вдохновения на творческом пути, и показывает его нам с таким трепетом и любовью, что после просмотра у тебя невольно возникает ощущение ностальгии по месту, где тебя не могло быть даже в теории. Благодаря этому девятый фильм культового режиссёра-сценариста особо выделяется на фоне остальных: впервые синефильские отсылки на мастеров спагетти-вестернов и свою собственную фильмографию (как очевидные вроде сигарет Red Apple, так и хардкорные ― упоминание Антонио Маргаретти из «Бесславных ублюдков») отходят на второй план. Приятнее всего осознавать, что даже 28 лет спустя с выхода «Бешеных псов» Квентин Тарантино не стал заложником своего сформировавшегося образа, а способен и дальше удивлять, не боится обращаться к новым, в том числе личным, темам, переводя их на язык своего богатого с художественной точки зрения кинематографа.

21064479_1034859.jpg

В Голливуде могут быть свои законы, однако в тарантиновском «Голливуде» даже время идёт по-своему. Речь не о том, что оно способно менять хронологию событий и отрицать предопределённость, тем самым недвусмысленно подмигивая «Ублюдкам», а в том, что при просмотре его банально не замечаешь. То ли это потому что невозможно оторваться от разрывного дуэта Питта и ДиКаприо, то ли непрекращающийся восторг от сценарной работы не позволяет поглядывать на часы, то ли дело в невиданном уровне аутентичности картины. «Однажды в…» ― самая эстетическая работа Квентина Тарантино, в которой влюблёнными глазами можно наблюдать лишь только за молчаливыми разъездами по городу под очередной первоклассный саундтрек. Мы не просто смотрим кино, мы проживаем эти 180 минут вместе с Клиффом, Риком, Шэрон и каждым героем, попадающимся на пути нашего «Кадиллака». Неожиданно подкравшиеся финальные титры сопровождаются отчасти грустной улыбкой из-за того, что всё так быстро закончилось, и согревающей душу мыслью: «Этот Голливуд 69-го мы запомним навсегда».

В сотрудничестве с lostfilm.info

В прокате с 8 августа.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s