Strelka-2019: «Вивариум» Лоркана Финнегана

Дом 9

На Strelka Film Festival by Okko прошел предпремьерный показ фильма «Вивариум» — того самого, который получил в этом году поддержку дистрибуции от Gan Foundation на Каннском кинофестивале. Имоджен Путтс, Джесси Айзенберг, жесткая ирония и Кубриковские мотивы — но почему фильм, все же, не удался?

vivarium.jpg

Тема «мира будущего» затрагивается в кино не одно десятилетие: тут тебе и легендарный «Назад в будущее», и «Бегущий по лезвию», и даже русский кинематограф не остался в стороне с нашумевшим «Танцы насмерть». Американский режиссер Лоркан Финнеган решил затронуть тему будущего в своем новом фильме «Вивариум», но что-то пошло не так и вместо целостной картины, которая была в голове у режиссера, мы получили что-то размытое и непонятное. Мы решили подумать — и нашли три главных причины, почему же кино вышло не таким, каким хотелось бы. Так почему же проще — значит лучше? Разбираем на примере «Вивариума».

Желание режиссера быть «не как все»

Это желание можно было увидеть и по первой работе Лоркана Финнегана — жанром дебютной работы «Без лица» назван эко-хоррор, что является не совсем типичным для определения работ в кинематографе. Что-то из ряда вон выходящее Финнеган пытался привнести и в «Вивариум», но, к сожалению правило «копируй, пока не найдешь себя», работает далеко не всегда: режиссер, при создании фильма, копировал идеи отовсюду — от природы до Кубрика. От природы фильм перенял манеру поведения всем известных птиц — кукушек, которые подобно подброшенному ребенку главных героев, после своего взросления, выталкивают своих родственников из гнезда, обрекая на, возможно, не долгую и не совсем мучительную смерть (кукушки, кстати, были метафорично показаны в начале фильма). Кубрика же тут можно прочувствовать в организации пространства, где наши герои пребывали в заточении: бесконечно одинаковые дома и дороги, идущие по кругу, стерильность пространства — никакого ветра, запахов и вкусной еды.

vivarium (1).jpg

Метафоры

Этот пункт настолько важен в понимании фильма, что не выделить его было бы ошибкой. Когда-то все мы, с легкой подачи Евгения Баженова, смеялись над очевидными метафорами в российском кинематографе, но американцы решили не отступать и напихали в «Вивариум» столько метафор, что нашим соотечественникам остаётся только завидовать. Самой выдающейся метафорой за весь фильм без зазрения совести можно назвать то, что персонаж Джесси Айзенберга без конца роет яму во дворе дома. Когда сцена, где он раскидывает землю, повторялась в третий раз, хотелось просто задать вопрос: сколько еще можно? Да, мы поняли, что это метафора на офисную работу с утра до ночи, на которой люди роют себе яму, зарабатывают расшатанную нервную систему и прочие расстройства ради призрачной цели, но столько раз заострять на этом внимание было совсем не обязательным.

Недосказанность

Она, как и в обычной жизни, многое портит. Работа сценариста в фильме откровенно паршивая. Выходя с фильма, казалось, что я пропустила что-то по своей вине — возможно, банально засмотрелась на звездное небо над прекрасной летней «Стрелкой» или отвлеклась, пока отвечала на важное сообщение в мессенджере. Мои раздумья и самокопания на тему отвлечения от киноэкрана ради телефона прервали люди, которые шли рядом со мной до метро и пытались вслух найти ответы на те же самые вопросы, что и я: не бывает же так, что сразу несколько человек отвлеклись в одно и то же время. Непонятно, почему выбрали именно эту семейную пару, почему необъяснимые силы, которые удерживали героев в этом поселении, не исполнили свое обещание, кто за этим стоит и зачем это все вообще нужно? И даже финальная сцена не расставила все по своим местам, а лишь усугубила положение, хотя обычно, ответы дают на последних минутах. Конечно же, в фильмах есть квота неразгаданных вопросов, которые оставляют возможность открытого конца, но тут сами создатели будто запутались — и запутали зрителя. Например, вопрос, преследовавший меня с первых минут фильма: почему за годы пребывания в этом стерильном пространстве у Джесси Айзенберга не отросла борода, а у Имоджен Путс — челка? Если в случае с их «подкидышем» остановку роста волос и прочего можно обусловить тем, что он является «не таким, как все» и привычные признаки взросления его особо не касаются, то главные герои, вроде бы, обычные люди, вырванные из своей привычной провинциальной среды обитания.

maxresdefault.jpg

В целом же, несмотря на видимые минусы, мы бы рекомендовали сходить вам на этот фильм — он отлично подходит для разового просмотра, во время которого вы сможете испытать весь спектр эмоций: от сочувствия до раздражения. Широкий прокат «Вивариума» намечен на январь 2020 года.

Просмотрено на  Strelka Film Festival by Okko

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s