Strelka-2019: «Гив ми либерти» Кирилла Михановского

Служба друг другу – счастье

У независимого кино есть своё очарование. Снятые, как говорится в народе, на коленке, подобного рода картины априори должны быть успешны, если не в художественном плане, то хотя бы на уровне духовности. Вот и Кирилл МихановскийДубровский») через призму человеческой доброты старается запутать зрителя, чтобы у него после просмотра «Гив ми либерти» осталось как можно больше тёплых воспоминаний. Однако его картина лишний раз подтверждает, что независимое кино – не всегда хорошо.

MV5BMjEwNTUwNjI4Nl5BMl5BanBnXkFtZTgwMzAwMTIzNzM@._V1_.jpg

В центре сюжета находится молодой парень по имени Вик – русский американец, работающий в социальной службе. Он водит фургончик, день за днём помогая инвалидам и больным людям передвигаться по городу, который напоминает одни большие каменные джунгли. Но в один из роковых для персонажа дней в доме престарелых, в котором ожидает смерти дедушка Вика, умирает русская женщина Лиля. И все её родственники и знакомые оккупируют фургончик Вика, и он решается помочь им, подвезя их до похорон. Естественно, герою не удаётся совместить помощь со своей службой, отчего события в картине начинают напоминать снежный ком. Одна трудность накладывается на другую, постоянные крики, народные песни и игра на баяне сопровождают Вика, пока тот пытается найти своё место в этом мире.

give-me-liberty.jpg

Запоминающегося тепла в ленте хватает, вот только вся лёгкость, доброта и даже юношеская наивность испаряются из картины спустя первый час хронометража. Фильм напоминает всё то, что так сильно любит показывать в своих работах Михановский. «Гив ми либерти» – очередная чернуха, лихо замаскированная под лёгкий зрительский артхаус так, чтобы массовый обыватель не понял, что его два часа кормили социальной драмой о стереотипах и человеческом эгоизме. Режиссёр постарался написать и смог мастерки снять классическое роуд-муви, наполненное собственными воспоминаниями. И как бы Михановский во всевозможных интервью не говорил о том, что «Гив ми либерти» – не автобиография, в картине так или иначе очень много схожего с биографией режиссёра.

Still-4.jpg

Все персонажи фильма явно срисованы с живых людей, всех их режиссёр любит, каждый из них отражает его видение мира. Как и Вик, Кирилл Михановский – эмигрант. Он тоже помогал инвалидам, работая на машине в социальной службе, он, как и его герой, видел больных, но счастливых, борющихся за жизнь людей. Режиссёр столкнулся с проблемами жизни человека далекого от своей родины. Можно уехать из России, но русскую душу выгнать из себя не получится никогда. Про всё это Михановский и рассказывает, стараясь очаровать всех и вся, из-за чего «Гив ми либерти» в итоге тонет под собственным весом претенциозности. Изначально лента идеально работает, её безумный, лёгкий темп и клиповый монтаж не дают заскучать, превращая обычные диалоги людей в автобусе в словесный экшен.

GiveMeLiberty.jpg

Говорят персонажи Михановского обо всем: о культуре, о расовых стереотипах, о жизни и смерти. Автобус становится своеобразной интернациональной зоной, в которой встречаются два разных, но, в то же самое время, два таких похожих народа. В этом плане режиссёру удаётся рассуждать на тему жизни «за бугром». Куда бы человек не уехал, там его будут ждать те же проблемы, те же недовольства населения и те же социальные неравенства, как и на родине. Михановский визуально говорит, что человеческий эгоизм всегда будет преобладать над здравым смыслом. Все всегда хотят лучшего лишь для себя, трезво не оценивая жизнь вокруг. Персонажам фильма не хватает свободы потому, что её у них и так слишком много. Они задыхаются от неё, и режиссёр предлагает им глоток свежего воздуха – служба другим.

givemeliberty08.jpg

Несмотря на то, что большинство актёров в фильме – дебютанты, с актёрской игрой в «Гив ми либерти» всё в порядке. Большинство персонажей не просто присутствуют в кадре, они живут прямо в нём, актёры проживают своих героев. Особенно запоминается Максим Стоянов, его Дима – типичный упёртый гопник из региона, говоря стереотипами: знакомый каждому, кто хотя бы раз в России выходил гулять после двенадцати. Его кулаки вечно разбиты, а физическая сила – главное его достижение. Это прекрасно отражает сцена, в которой персонаж Стоянова старается открыть банку с соленьями, закрученную так плотно, что начинает казаться, что её даже выстрел из танка открутить не сможет. Работа с актёрами – пятьдесят процентов всего очарования фильма.

Give-Me-Liberty-2019-Frame-03.jpg

Режиссёр выбрал очень верный темп и стиль для своей картины. «Гив ми либерти» – независимое и простое поначалу кино, восхваляющее гуманизм, как основу человеческой природы. Счастье не где-то далеко, счастье там – где люди любят и поддерживают друг друга, живут не ради себя, а ради окружающих. И учитывая жанр роуд-муви, все эти мысли и идеи работали бы в контексте истории идеально, если бы не вторая половина фильма. Примерно с середины все события ленты начинают обретать чернушный окрас. Стереотипы начинают сыпаться на головы зрителей одни за другими. Повёрнутые на народных гуляниях, водке, изменах и на постоянных разборах с хулиганами русские – наиболее стереотипный, отдающий клюквой взгляд на русских от русского человека.

598933.jpg

Американцы в картине Михановского и вовсе напоминают один ходячий анекдот, повторяющийся снова и снова десятки раз. Стереотипное поведение темнокожих, борющихся за американскую мечту, свои права и мечтающих о карьере в рэп-сфере лишь убивает, а не углубляет образ человека в картине Михановского. Режиссёр бросает вызов стереотипам и старается вести свою собственную борьбу за гуманизм, делая всё вышеперечисленное формой исполнения, никак не высмеивая это по содержанию. Он пытается подавать персонажей смешными, живыми, добавляет в них нотки сатиры, но всё это нагружает картину до предела, из-за чего она в итоге и начинает разрушаться, превращаясь в набор красивых красок, смешанных в одно целое.

kinopoisk.ru

Американская картина с русской душой, эту самую душу как раз-таки где-то по ходу повествования и теряет. «Я знаю тебя, я знаю тебя и тебя» – говорит один из персонажей картины. Режиссёр прожил в Америке значительное время, он видел больных и здоровых, устремлённых к успеху людей. Он явно понимает, как устроен человеческий эгоизм и изо всех сил хочет избавить мир от него. Настоящая свобода – это служение другим. Кирилл Михановский рассуждает на эту тему лишь во второй половине фильма, из-за чего первая выглядит как одна большая, затянутая и не вписывающая в остальной хронометраж экспозиция. Когда зритель уже расслабился и начал получать удовольствие от прекрасного во всех отношениях роуд-муви, режиссёр выкидывает на сцену рояль из кустов.

kinopoisk.ru

Решение режиссёра увести историю в некий артхаус – губительно для картины. Более того, «Гив ми либерти» целиком и полностью не работает как артхаус. Фильм именно независимое авторское кино, а вовсе не артхаус. Это фильм со множеством художественных решений, имеющих логику и значение в истории лишь для режиссёра, но не для зрителя. И здесь стоит отметить, что несмотря на загубленный потенциал и общую претенциозность очаровательного «Гив ми либерти», режиссёру удалось попасть в точку. Массовая аудитория обожает подобное кино, она может не увидеть и половины заложенных в него мыслей, но останется так или иначе довольна им. Внимание масс редко приковывается к независимому кинематографу, но, к несчастью, когда такое случается, их взгляд падает не на что-то достойное, а, чаще всего, на загубленные сценарием ленты, вроде «Гив ми либерти».

«Гив ми либерти» – кино, весь свой хронометраж бегущее по очень тонкому льду, которое одним своим неверным шагом в итоге провалилось под лёд, опустившись на дно социальной молодёжной чернухи. Кирилл Михановский – фестивальный режиссёр, выращенный фестивалями разного рода престижности, они сформировали его, сделав мастером независимого кино, умеющего работать со съёмочной командой, актёрами и визуальным языком. Но то ли Михановскому так не везёт, то ли работать с содержанием он не умеет, но у него из раза в раз получаются любопытные, но крайне пустые картины. Свободы хочется дать зрителю, утомлённого очевидным символизмом «Гив ми либерти», а вовсе не персонажам картины.

Просмотрено на Strelka Film Festival by Okko

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s