Трагедия невозможности. Рецензия на фильм «Паразиты»

Сегодня, когда интерес фестивальной публики к «социальной драме» жгуч и велик, предполагается, что и всеобщая симпатия к Пон Джун-хо — оттиск пресловутой политической конъюнктуры. Однако, зная режиссера и свойственную ему стилистическую изворотливость, совершенно ясно, что такое представление далеко от действительности. Так и есть — достижение «Паразитов» будет жить в анналах Каннского фестиваля не только как первая Золотая пальмовая ветвь, славящая современное корейское кино. Но, главным образом, как напоминание о том, что симптоматичные социально-политическим тенденциям картины не всегда пишутся скучными красками. Ведь они способны по-настоящему приковать к себе буйством содержания.

parasite.jpeg

Фильм начинается как плутовская комедия о бедняках, отважившихся на авантюру, что может обеспечить им сытость и довольство. Неуклюжесть идеи героев стачивает абсурдная умелость её исполнения. А это, в свою очередь, обуславливает комическую составляющую десятка эпизодов — то и дело воздух шевелит залп лихорадочного смеха. Однако предсказать дальнейшее едва ли возможно: Джун-хо, большой полистилистический автор, работает на стыке жанров и с виртуозностью циркача жонглирует их формами. Неожиданно «Паразиты» превращаются в нетривиальный invasion-movie, побуждающий нервно ерзать в кресле. Будьте уверены, покажет себя во всей красе и бескомпромиссная жесткость, частично характеризующая специфику всего корейского кинематографа. Без преувеличений: просмотр «Паразитов» сообразен эмоциональным американским горкам. Не зря режиссёр обратился к зрителям с сердечной просьбой не разглашать сценарные ходы — это тот случай, когда незнание стимулирует вовлечённость.

d17a1588_7c4a_11e9_8126_9d0e63452fe9_image_hires_174143.0.jpeg

Рождаются сравнения фильма то с «Магазинными воришками», прошлогодним каннским фаворитом, то с звягинцевской «Еленой», то с «Мы», одним из концептуально сильнейших хорроров последних лет. Эти мысленные связи предполагает штурмуемая тема. Пон Джун-хо, щедро спонсированный из-за рубежа, весьма точно констатировал ужас системной ригидности. Будь то классовое расслоение в перманентно несущемся поезде или экологический террор, осуществляемый в борьбе за экспериментальную свинью. Теперь, вновь снимая на родном языке, он бичует капиталистическую систему, плодящую тех самых, вынесенных в название, «паразитов» чужого труда. Формы жизни, неизменно эксплуатирующие друг друга.

0676a8a97b79407d8c4797540c2d.jpg

Однако Джун-хо не склонен к пошлой категоризации, оправдывающей одних и осуждающей прочих. Он не награждает снисхождением ни одну из семей, как и не приписывает их членам банально отрицательные качества. Паразитирование взаимно: бедные обустраиваются в доме богачей, весело выпивая в их гостиной, богачи же высасывают из бедных жизненный сок, обязуя тех не «переходить границу». Классовый конфликт, тем не менее, здесь не столь важен и в большей степени мним. Куда значительней — трагедия невозможности быть свободным от собственной социальной роли, которую формулирует даже запах.

ETyZVcI3CyvZ367FjX7uQ81P502zsH.png

Примечательна компактная метафора, в которую этот смысл явно укладывается — подаренный нищим булыжник, якобы приносящий желанное благополучие. Символ, который мог бы ввергнуть повествование в пространство мистического, на самом деле таковым не является. Оберег используется не далее как обыкновенный камень. История «Паразитов» вновь оказывается согласуемой с реальностью, кажется пугающе вероятной. Возникает странное ощущение то ли ожидания подспудно надвигающейся, то ли осознания уже претворенной в жизнь глобальной катастрофы.

PST_STI-PRE_11-1021x620.jpg

Феноменальный успех «Паразитов» достаточно трактовать следующим способом: это хоть и насыщенный контекстами, деталями и смелыми идеями, но в достаточной мере зрительский фильм. Он захватывает, ни на минуту не теряя пристальность внимания к себе: вектор событий раз за разом меняет направление, так что в конкретной точке трудно определить принадлежность фильма какому-либо жанру. Тем самым, ценность картины Джун-хо безусловна не только в силу понятных художественных достоинств. Но ещё и потому, что подтверждает благородную мысль: авторское кино может быть востребовано и пламенно любимо рядовым посетителем близлежащего кинотеатра.

В прокате с 4 июля.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s