Strelka-2019: «Yesterday» Дэнни Бойла

«Возможно, вы имели ввиду: жук»

«Yesterday» – новый режиссёрский проект от английского мастера своего дела Дэнни БойлаНа игле», «Миллионер из трущоб»), снятый по сценарию Ричарда КёртисаРеальная любовь», «Бойфренд из будущего»). У фильма совершенно безумная, в тоже самое время по-детски дурацкая, но очень любопытная идея: в один момент на 10 секунд во всём мире отключилось электричество. Что произошло – не знает никто, да и особых последствий никто и не заметил. Однако что-то изменилось в мире, и это заметил лишь один музыкант-неудачник Джек Малик (Химеш Патель), обделённый талантом написания песен, но имеющий неплохие вокальные данные. Получилось так, что в момент магического блэкаута, Джека сбивает автобус и он попадает в больницу. Выписавшись, его друзья и втайне влюблённая в него девушка-лучшая подруга Элли (Лилли Джеймс) просят его сыграть что-нибудь на новой, подаренной ими же, гитаре. Джек играет одну из любимых своих песен – «Yesterday» британской рок-группы «The Beatles».

MV5BNDQyODI3OTk3MV5BMl5BanBnXkFtZTgwODkzMTE0NzM@._V1_SX1500_CR0,0,1500,999_AL_.jpg

«Когда ты это написал?» – говорят очарованные песней друзья, на что возмущённый Джек спрашивает: «В каком это смысле?». Спустя какое-то время Джек понимает, что в мире не осталось никакого упоминания о группе «The Beatles» – пропали пластинки, цифровые версии песен, а Google на все попытки героя загуглить хоть что-нибудь связанное с группой, выдаёт лишь: «Возможно, вы имели ввиду: жук». Да, весь мир забыл кто такие Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон и Ринго Старр. Их словно никогда и не существовало. Получается, что лишь никому не известный Джек Малик единственный, кто помнит их песни. Хоть они и стёрлись из мировой истории, но остались в голове Джека. Ещё вчера люди верили, что все они живут в жёлтой субмарине, а сегодня живут в мире, в котором вместе с группой «The Beatles» пропала Coca-Cola, сигареты и много чего ещё, зато осталась Pepsi.

yesterday-lead.jpg

И Джеку приходит гениальная идея: ему выпал уникальный шанс, получить популярность и признание, о которых он всю жизнь мечтал. Он начинает по памяти воспроизводить и записывать песни «The Beatles», выдавая их за свои. Популярность не заставляет себя долго ждать, а сам фильм медленно, но верно из абсурдной комедии начинает превращаться в тёплый ромком, центром которого выступает музыка и её влияние на людей. Несмотря на то, что режиссёрское кресло значится лишь за Дэнни Бойлом, «Yesterday» ощущается всё же больше как картина Ричарда Кёртиса. Он написал сценарий в своём духе – лёгкий, добрый, наполненный любовью. От Бойла же в ленте его фирменная любовь к заваленным почти на 90-то градусов горизонтам и рваный монтаж.

MV5BNDEyNDc0MjQ3M15BMl5BanBnXkFtZTgwOTkzMTE0NzM@._V1_SY1000_CR0,0,1429,1000_AL_.jpg

Для «Yesterday» словно все звёзды сошлись вместе, дуэт режиссёра и сценариста работает в одном мощном тандеме. Благодаря видению и постановке Бойла фильм в какой-то момент превращается в очень динамичный сон. Начинает складываться ощущение, что будто бы весь сюжет – галлюцинация, детская фантазия, получившая взрослую реализацию. Кёртис же, в своей любимой манере, сосредоточился больше на человеческих отношениях. Из мира «Yesterday», помимо привычных вещей, словно пропало и всё зло, а все отрицательные персонажи ленты воспринимаются, да и преподносятся, скорее, как живые карикатуры на мир коммерции в искусстве, превращённого в шоу-бизнес. Фильм не боится высмеивать современные тенденции, преподнося современную изнеженность меньшинств, как что-то смешное.

yesterday_1_2000.0.jpg

Да и вообще, лента ярко демонстрирует, что тренды не редко убивают искусство. Фильм преподносит все песни группы «The Beatles» ни столько, как песни, сколько как произведения искусства. Так их видит главный герой Джек, так их и воспринимают люди. Когда Джек начинает играть и петь «Here Comes the Sun», «She Loves You» и даже «Back in the U.S.S.R.» на концерте в Москве – зрители уходят в отрыв, наслаждаясь каждой нотой и каждым словом песен. Вот только музыкальная индустрия работает немного не так, как в 60-е, особенно американская. Крупные боссы отсеивают почти все «идеи» Джека, насчёт альбомов. «Сделать обложку альбома исключительно в белом? Это что, только для белых?» – говорит чернокожий Джеку, не двояко упрекая его в расизме. Забавно то, что Джек – индус и, как это в наше время и работает почти всегда, задевать меньшинства он никогда не стремился, но почему-то задевает.

2504_D006_00245R.0.jpg

Цель у персонажа проста – он не просто мечтает стать популярным, прежде всего для него важно, чтобы песни «The Beatles» продолжали звучать. Лишь он один их помнит, он любит эти песни всей своей душой, чем и делится с окружающими. Но ему постоянно вставляют палки в колёса важные студийные боссы, предлагая порой абсолютно бредовые идеи. Так, например, вместо «Hey Jude», в одноимённой песне, продюсеры предлагают Джеку заменить слова на «Hey Dude», чтобы как можно больше молодёжи купило песню на цифровой площадке. Конкретно в этом моменте Кёртис идеально показывает бессилие артиста перед студией, ведь Джеку зачастую не дают вставить своё слово, а про личное пространство и жизнь никто и слышать не хочет.

218f80dc-1ab3-4e6b-b8f1-e7054a871284-screen-shot-2019-02-12-at-53330-pm.png

Деньги, деньги и ещё раз деньги, вот что видят все в песнях, «принадлежащих» Джеку. Более того, не слушают его ещё и потому, что он как раз индус. Далёкий от идеалов красоты, смешной и во многом неуклюжий Джек для продюсеров – мешок с деньгами, которые лишь делают вид, что заботятся о том, как то или иное меньшинство отреагирует на «новую» песню или же альбом Джека. На деле же – им плевать, они сами не против посмеяться над кем-то из-за национальности или цвета кожи. Всё это рисует не просто картину современного шоу-бизнеса, но и добавляет щепотку лёгкой сатиры над ним в повествование. Джека, само собой, подобный подход не очень-то и радует, но и поделать он ничего не может.

Yesterday-1170x584.jpeg

Но забывать не стоит, что Кёртис написал в первую очередь музыкальный ромком. Любовная линия хоть местами и выглядит натянутой, но её волшебство, тем не менее, словно летает где-то в воздухе при просмотре фильма. Концепцию магического исчезновения «The Beatles» Кёртис в уже почти ставшей фирменной своей манере использует лишь как фундамент для того, чтобы запустить сюжет вперёд, и чтобы он вообще случился. История концентрируется на любовной линии, кидает персонажей в удивительное приключение по низкому миру шоу-бизнеса, крючащегося вокруг высокого искусства. И, пожалуй, Дэнни Бойл оказался весьма удачным кандидатом в режиссёрское кресло, снявшим один из своих самых неклассических фильмов.

Картина Дэнни Бойла и Ричарда Кёртиса «Yesterday» – целиком и полностью зрительское кино, снятое с душой, уважением и огромнейшей любовью к «The Beatles». Дуэт Бойла и Кёртиса сработал как нельзя удачно, их лента хоть и не хватает звёзд с неба, но при её легкости и простоте, от неё большего и не требуется. По-хорошему, у фильма можно нащупать второе дно: частично всё это – полноценная ода британской рок-группе и её фанатам. Зрителя словно за ручку проведут по культовым и знаковым местам в истории группы, помогут окунуться в их историю и напомнят, что такое искусство, которое, увы, сегодня проигрывает коммерциализированным пустышкам.

Просмотрено на Strelka Film Festival by Okko.

В прокате с 19 сентября.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s