Король мёртв, да здравствует фотореализм! Рецензия на фильм «Король Лев»

Оригинальность переоценена. Именно такой девиз может теперь уже точно выгравировать на стенах своего головного офиса студия Disney, выпускающая третий ремейк своей же анимационной классики за последние четыре месяца. Но на этот раз это даже не ремейк в том смысле, в котором мы привыкли понимать. В отличие от игровых переосмыслений «Дамбо», представленного Тимом Бёртоном в марте, и «Аладдина», отчеканенного Гаем Ричи в мае, выходящий в июле «Король Лев» ― это фактически покадровая копия любимого мультфильма 1994 года, созданного Роджером Аллерсом и Робом Минкоффом. А как учит нас научная фантастика, любой клон априори не сравнится с оригиналом, поскольку как бы точен он не был внешне, каким бы технически совершенным его не сделали, душу скопировать невозможно. И новый «Король Лев» становится ярким тому подтверждением: даже революционным визуальным совершенством не скрыть бездушность и бессмысленность данного ремейка.

MV5BMzI1MDA5NTAtYjBjYS00YjkyLTk5MjgtZTY5NzE2YTZhODZlXkEyXkFqcGdeQXVyNjg2NjQwMDQ@._V1_SY1000_CR0,0,1715,1000_AL_.jpg

Неблагодарное дело пытаться пересказать уже однажды превосходно поведанный сюжет, но раз режиссёр Джон Фавро не побоялся замахнуться на святое, то чем мы хуже? В бескрайней саванне раскинулось необъятное царство зверей, правит которым справедливый и мудрый лев Муфаса (в оригинальной озвучке говорит голосом Джеймса Эрла Джонса, как и 25 лет назад). У него и его жены Сараби рождается львёнок Симба, которому предназначено стать новым королём этих земель. Антилопы, зебры, бегемоты, землеройки, обезьяны и остальные жители саванны празднуют рождение Симбы под всё также приводящую в восторг композицию «Круг жизни». Всеобщую радость, однако, не разделяет Шрам, брат Муфасы, который всегда хотел стать королём, но рождение наследника у текущего правителя ставит крест на амбициях Шрама. По крайней мере, на их законном воплощении в жизнь.

MV5BZWYyMGVlZGUtYjliYi00MmQ1LWI0NGItN2EwYzliMGYxNDcwXkEyXkFqcGdeQXVyNjg2NjQwMDQ@._V1_SX1777_CR0,0,1777,937_AL_.jpg

Юный Симба уже сейчас с мечтательными глазами осматривает свои будущие владения, при этом наслаждаясь пока ещё беззаботной жизнью, например, пытаясь догнать летающего жучка (это к вопросу о том, каким образом у Фавро удалось наснимать материала на полчаса больше, чем идёт оригинал, но к этому ещё вернёмся). Шрам, тем временем, разрабатывает свой коварный план, рассказывая Симбе о старом слоновьем кладбище, куда Муфаса запретил ходить. Но ведь Симбе скоро быть королём, он не должен ничего бояться, тем более какого-то там кладбища. Встретившись со своей подругой Налой и под присмотром птицы-носорога Зазу, от которого им удаётся скрыться в итоге, Симба попадает на слоновье кладбище, где им с Налой приходится лично познакомиться с недоброжелательными гиенами.

MV5BNTU0MzViMGMtYzkyMS00MjBhLWE3ZjktMzM4ODMyNzNhYzM4XkEyXkFqcGdeQXVyNjg2NjQwMDQ@._V1_SY1000_CR0,0,1715,1000_AL_.jpg

Однако этот план Шрама не увенчивается успехом, поскольку Муфаса вовремя успевает спасти львят от полчища гиен. Тогда коварный Шрам решает объединить с ними усилия и заманить своего брата в ловушку. Он приводит Симбу в каньон, по которому начинает проноситься стадо напуганных гиенами антилоп, снося всё со своего пути. (Поток гиен до абсурдного бесконечный, что в принципе ярко олицетворяют метафору того, как Disney штампует ремейки своих классических мультфильмов). Здесь-то и происходит главный драматический эпизод «Короля Льва», а именно смерть Муфасы, приводящая сразу к двум значительным переменам: Шрам становится главой прайда и новым правителем саванны, а Симба ― отшельником, винящим себя в смерти собственного отца.

MV5BY2U1NTYwMjYtODViOC00ODU2LTlkMjgtZTA0NDBiZTgwYzcxXkEyXkFqcGdeQXVyNjg2NjQwMDQ@._V1_SY1000_CR0,0,1715,1000_AL_.jpg

25 лет назад «Король Лев» стал первым анимационным проектом Диснея, в основе которого лежал оригинальный сценарий, а не переработанная история. Теперь же «Король Лев» становится олицетворением неоригинальности и дефицита свежих идей в Голливуде. Новая версия променяла экспрессивность оригинала, за которую мы однажды и влюбились в эти африканские приключения, на фотореалистичность. Нужно признать: графика и анимация у Джона Фавро действительно впечатляет, такого мы попросту ещё ни разу не видели в большом кино. Движения, мелкие ворсинки шерсти, поведение животных и насекомых, их взаимодействие друг с другом и с окружающей природой ― словно смотришь National Geographic. Но как только эти, как живые, существа начинают говорить человеческим языком, зрелище становится поистине дикое.

MV5BODc0MWFiMWEtMmZiNi00MjdjLWE5NzgtMmViNTM4YjYwODlmXkEyXkFqcGdeQXVyNjg2NjQwMDQ@._V1_SY1000_CR0,0,1715,1000_AL_.jpg

Это не игровое кино с настоящими актёрами, но и не анимационный фильм в привычном понимании. Больше напоминает фантазию на тему познавательной передачи о животных. Вот только вся дикость происходящего на экране заключается в том, что 25 лет назад те же персонажи могли подмигивать, смеяться, корчить рожицы, улыбаться или злиться, а теперь не могут. Потому что в реальной жизни звери не смеются и не выражают эмоций, как это делают люди, с которых были списаны почти все диснеевские персонажи, порой даже близко не похожие на человека (да и не только диснеевские, вспомните какой-нибудь «Паровозик Томас»). То есть теперь единственный способ обозначить эмоции у своего героя ― это передать их с помощью голоса. Другими словами, стоит выключить звук или заткнуть уши при просмотре нового «Короля Льва», как перед вами окажутся просто идущие рядом звери, открывающие рот. И никакая «Акуна Матата», «Сердце ты любви открой» или другая исполняемая песня не способна оживить эти оцифрованные копии некогда бескрайне выразительных персонажей.

MV5BZjJkNDc0ODktNTk3YS00YTQ1LTg4OGUtYmNlNjg4MWYzOWQzXkEyXkFqcGdeQXVyNjg2NjQwMDQ@._V1_SY1000_CR0,0,1715,1000_AL_.jpg

Косметические изменения по сравнению с оригиналом касаются и сюжета с хронометражем. Фавро наснимал материала на полчаса больше, но ни одна добавленная сцена не несёт никакой сюжетной нагрузки, показывая нам либо очередную прекрасно анимированную зверушку за своим каждодневным занятием, либо с другой стороны подходя к принципу круговорота жизни (сцена с шерстью, жирафом и навозником). Но поскольку все эти сцены безмолвны, а порой ещё и сопровождаются приятным музыкальным сопровождением (композитором выступает легендарный Ханс Циммер), то грех на них жаловаться. Пока животные и насекомые остаются самими собой, «Король Лев» ― наиприятнейшее глазу зрелище. Однако стоит им начать проговаривать сюжет, как на солнечную саванну надвигается огромная туча недоразумения. Ибо копируя кадр за кадром, диалог за диалогом, Фавро каким-то невиданным образом растерял и обаяние выскочки Симбы, и привлекательность чисто шекспировского злодея в лице Шрама, который внезапно стал бледной тенью Шерхана из «Книги джунглей» того же Фавро.

MV5BMzBmNGE5OGQtMDNiMy00NzNlLWIxNGUtMGJjYTVhZmE2NWZiXkEyXkFqcGdeQXVyNjg2NjQwMDQ@._V1_SY1000_CR0,0,1715,1000_AL_.jpg

Казалось бы, просто другой выбор слов, но теперь основной аргумент Налы, чтобы убедить Симбу вернуться в прайд и свергнуть Шрама является не то, что «все погибнут от голода», как звучало в оригинальном мультфильме, а то, что «нас притесняют». Притеснение, кажется, уже больше американской темой, в то время как Африка, что сейчас, что 25 лет назад, намного сильнее страдает от нехватки пищи и чистой питьевой воды, отчего внезапная переоценка приоритетов героини, говорящей голосом Бейонсе, как минимум режет слух. И раз уже разговор зашёл о знаменитых «голосах», то необходимо отметить, что проблем с музыкальной составляющей у нового «Короля Льва» ожидаемо нет: музыка Циммера и Элтона Джона, Дональд Гловер, озвучивший повзрослевшего Симбу, в тандеме с Бейонсе, а также всё такой уже уморительный дуэт Тимона и Пумбы (Билли Айкнер и Сет Роген) не позволяют фильму пасть ниже установленной планки диснеевского мюзикла. Российское же подразделение также обеспечило качественный музыкальный дубляж.

MV5BMjYxMzc4NDg3MF5BMl5BanBnXkFtZTgwNTg0NzU4NzM@._V1_SY1000_CR0,0,1716,1000_AL_.jpg

«Король Лев» Джона Фавро ― это ошеломляюще красивая и дорогая копирка, в которой нет ни грамма оригинальности, свежести, смысла и художественной ценности. Это нельзя назвать самостоятельным произведением, поскольку больше похоже на демо-тест нового подхода к анимации, которым Disney решил оскорбить одно из лучших творений в своей истории. Возможно, за фотореалистичностью будущее, но, ориентируясь на данный наглядный пример, без свежих идей и эмоциональной вовлечённости автора в материал на одной, даже революционной, графике далеко не уедешь.

В сотрудничестве с lostfilm.info

В прокате с 18 июля. 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s