Разговоры о сексе и книгах. Рецензия на фильм «Двойная жизнь»

Пять персонажей нового фильма Оливье Ассайаса «Двойная жизнь» вальяжно расположились в одной из парижских квартир-студио с напитками в руках, обсуждая литературу и издательское дело в цифровом веке. Убьют ли электронные книги и чаты в сети печатную литературу в том виде, в котором мы все её знаем? Можно ли смски и твиты считать актом подлинного писательства? Способен ли жанр фикшена выжить в эпоху исповедальных мемуаров? Кому на самом деле принадлежит написанное слово ― автору или издателю?

MV5BMGNmZTQ2YzEtZGM3Yi00N2M3LTk3YjEtMGU1MTI4OWFmZDAxXkEyXkFqcGdeQXVyNTc5OTMwOTQ@._V1_.jpg

Ах да, важно упомянуть, что «Двойная жизнь» ― это комедия, разговорная, интеллектуальная, но при этом, как свойственно французам, искромётная и сексуальная. Оливье Ассайаса, так сложилось, знают в нашей стране не так много человек, как хотелось бы. Хотя по меркам мирового признания и вклада в кинематограф вообще 64-летний французский режиссёр и сценарист будет рангом выше столь любимых российским зрителем Франсуа Озона и даже Люка Бессона. Однако для обладателя приза за лучшую режиссуру Каннского кинофестиваля («Персональный покупатель» в 2016 году) и «Золотых Озелл» за лучший сценарий Венецианского смотра («Что-то в воздухе» в 2012-м) «Двойная жизнь» определённо кино не стандартное. Привычный жанр Ассайаса ― триллер, либо же драма о нелёгких решениях, где криминальная составляющая если не показывается открыто на экране, то чаще всего подразумевается вне его.

MV5BM2MxZTZkMWEtN2NjNy00Y2I1LTkzZjktNDQ0NjViMGEwMjZmXkEyXkFqcGdeQXVyMTA2ODMzMDU@._V1_SX1777_CR0,0,1777,999_AL_.jpg

«Двойную жизнь» можно воспринимать как вызов, брошенный режиссёром самому себе, с которым он справился на отлично, сохранив и свой авторский почерк, и стремление к постмодернистским историям. Более того, в одной из уморительных сцен Ассайас с успехом врывается на территорию метамодерна, когда один из персонажей фильма спрашивает у героини Жюльет Бинош, так же актрисы по сценарию, есть ли у неё номер Жюльет Бинош. За свою долгую и богатую на отличные картины карьеру Ассайас редко обращался к по-настоящему эмоциональным историям (лучше всего на этом поприще работает его «Летнее время» 2008 года), и вот десять лет спустя, воспользовавшись комедийной обёрткой, ему снова удалось наполнить классическое повествование обильной эмоциональностью.

MV5BNDY3NjE2NjAtZDAxOC00YjJhLWI1MjQtOTQxYWUwZTgwYmNjXkEyXkFqcGdeQXVyMTA2ODMzMDU@._V1_SX1777_CR0,0,1777,999_AL_.jpg

Залог успеха пятнадцатой картины постановщика в её отточенном и практически безупречном балансе. Сценарий и актёрская игра, вопросы о современном обществе и личные отношения персонажей: всё это живёт на экране в гармонии, способствующей фильму создать обличающий скриншот сегодняшнего дня. Безусловно, этого было невозможно достичь без столь невероятного актёрского состава, что собрал Оливье Ассайас. Вышеупомянутая Бинош играет Селену, актрису популярного французского процедурала о полицейских, от которого её уже тошнит. Успех и узнаваемость на улицах ― это, конечно, здорово, но хватит ли Селене моральной стойкости, чтобы подписать контракт на ещё один сезон этого шоу? Ален (Гийом Кане), муж Селены, утончённый и стильный мужчина, профессионал в издательской сфере, чья компания выпустила не мало бестселлеров.

MV5BZDk4NmQ3YzYtNTUzYy00NTg4LTllNmEtMThmMzAyNzkzYmY0XkEyXkFqcGdeQXVyMTA2ODMzMDU@._V1_SX1777_CR0,0,1777,999_AL_.jpg

В начале фильма мы наблюдаем за беседой Алена со своим давним другом Леонардом (Венсан Макен), новеллистом, который раньше издавался у Алена, и думает, что его следующий роман пойдёт тем же путём. В отличие от своего элегантного и ухоженного друга-издателя, Леонард ― лохматый, погружённый в себя невротик, который специализируется, как не трудно догадаться, на автофикшне. Другими словами, он пишет о себе и своих переживаниях с долей цинизма и сарказма, без которого читатель-миллениал уже попросту не может переваривать ни одно произведение. И да, пишет он в интернете, в своём Твиттере, а его новый роман ― как раз собрание есть собственных твитов. Ален же, ярый приверженец классической бумажной литературы, отвергающий саму мысль, что смс или твит можно упоминать в одном предложении с текстами Толстого и Гюго, явно не настроен печатать новую книгу Леонарда.

MV5BYjc1MGI1MjEtNWM5Ni00OWJkLTlkYjEtZTc5ZmY4YzkxZTQ4XkEyXkFqcGdeQXVyNTc5OTMwOTQ@._V1_.jpg

Но не волнуйтесь, основная же динамика фильма отнюдь не в разговорах (хоть и весьма остроумных) о литературе в век смартфонов. Она, как не трудно догадаться из названия, в интригах, в двойных жизнях, которые ведет каждый персонаж. Так, например, Ален встречается с молодой и привлекательной Лорой (Криста Тере), сотрудницей его издательской компании. Связь между ними исключительно сексуальная, ибо для любителя разговоров о высоком Лора ― так себе собеседник: мало того, что она не видела ни одного фильма Ингмара Бергмана, так ещё и считает твиты «современным хокку». Селена догадывается о неверности мужа, но намеренно не придаёт этому значению, так как сама тайно встречается с… Леонардом, человеком, который всю свою личную жизнь облачает в текст, который в свою очередь читает Ален под видом рукописи. Но на этом изобретательность сценария Ассайаса не заканчивается.

MV5BYmFkMjI3ODUtMzhkNy00NTBiLTlhYmEtYmNjNDEwNDRmMzJiXkEyXkFqcGdeQXVyNzExNDQ2NDM@._V1_SX1777_CR0,0,1777,999_AL_.jpg

Леонард живёт с Валери (Нора Хамзави). Она приверженка крайне левых, радикальных взглядов и работает главой предвыборной кампании пылкого парижского политика, то есть времени на то, чтобы подбадривать Леонарда (а он нуждается в этом очень часто) у неё попросту не хватает. Тем не менее с Валери в фильм просачиваются различные политические подтексты, без которых ни одна французская комедия не обходится. При всём при этом, юмор здесь не зацикливается на литературе или политике, он затрагивает даже кинематограф, предлагая зрителю парочку бронебойных шуток про «Форсаж», «Звёздные войны» и «Белую ленту» Ханеке (уже один этот синонимичный ряд способен вызвать улыбку на лице).

двойные-жизни_4.jpg

У Оливье Ассайаса получилась блистательная разговорная комедия с яркой галерей персонажей, воплощённой на экране когортой первоклассных французских актёров и актрис. «Двойная жизнь», по непонятным причинам оставшаяся без приза за лучший сценарий на прошедшем Венецианском кинофестивале,  ― это безумно остроумная, едкая и чертовски актуальная сатира с мелодраматическим каркасом от режиссёра, от которого меньше всего можно было ожидать настолько лёгкое и смешное кино.

В сотрудничестве с lostfilm.

В прокате с 4 июля.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s