Европейские каникулы. Рецензия на фильм «Человек-паук: Вдали от дома»

Не успели ещё впечатления зрителей обрасти паутинкой после событий эпохальной четвёртой части «Мстителей», как Marvel Studios выпускают на мировые экраны новую главу истории своей общей киновселенной. Пока «Финал» лихорадочно пытается обогнать по сборам «Аватара», ассоциации с творением Джеймса Кэмерона возникают уже даже и на вступительных титрах нового «Человека-паука», правда, на этот раз вспоминается «Титаник». Фирменный логотип студии появляется под аккомпанемент Уитни Хьюстон с её бессмертным хитом I Will Always Love You, что намекает на смену тона сиквела в сторону романтического настроения. А для проявления чувств нет более подходящего момента, чем во время школьного тура по самым романтичным городам Европы, куда оставивший костюм Паука дома Питер Паркер (Том Холланд) отправляется со своими друзьями.

MV5BMzM1OTQ0MTUzNF5BMl5BanBnXkFtZTgwMTIwMTgxNzM@._V1_SX1777_CR0,0,1777,744_AL_.jpg

Если забыть о существование пролога, в котором нам показывают дерущегося с кучей компьютерного песка Джейка Джилленхола с аквариумом на голове, «Вдали от дома» открывается с любительского ролика местных школьников. На нём в шуточной манере объясняются последствия щелчка Таноса, являясь своеобразным смысловым мостиком от событий «Финала» к истории про Человека-паука. Сам Паук вместе с тётей Мэй (Мариса Томей) выступают на неких благотворительных вечерах, тематически связанных с пятилетним отсутствием половины земного населения. В принципе, на этом упоминания последствий щелчка прекращаются, ибо при перемещении места действия в Европу складывается ощущение, что события дилогии «Мстителей» по традиции затронули лишь США, а не весь мир. Однако кое-что действительно повлияло абсолютно на всех ― кончину Тони Старка (Роберт Дауни-младший), кажется, оплакивали в каждом уголке планеты. Но для Питера Паркера, протеже самого Железного Человека, принятие потери своего наставника даётся особенно тяжело (впрочем, модель утраты та же самая, что и в случае с дядей Беном в предыдущих воплощениях героя на экранах).

MV5BM2YwODQ2MjMtNzBlOS00OWVhLThkZmUtOGYzZmZkYWVmYjMxXkEyXkFqcGdeQXVyNjg2NjQwMDQ@._V1_SX1777_CR0,0,1777,744_AL_.jpg

После полётов в космос и спасения вселенной Питер снова возвращается к жизни ничем не примечательного школьника. Внезапно мы узнаём, что он влюблён в Эм Джей (Зендея) ― сюжетная линия, к которой вообще не было ни предпосылок в «Возвращении домой», ни логичной подводки в начале второй части. Ну, да ладно, примем это за комиксную условность, ведь все знают, что Питер влюблён в Эм Джей. Наш герой начинает строить идеальный план: сесть со своим объектом любви рядом в самолёте и весь полёт смотреть комедии, потом тайно купить прекрасное ожерелье в Венеции, подарить ей его в Париже, признавшись при этом в своих чувствах прямо на вершине Эйфелевой башни. Звучит волшебно, согласитесь? Но совсем другого мнения Ник Фьюри (Сэмюэл Л. Джексон), пытающийся дозвониться до Паркера уже не один день. Ему срочно нужен Человек-паук, причём как раз в Европе (вот это совпадение).

MV5BM2RmMmMyNjktMGI2Zi00ZGU1LTgwZjYtZmJjZWE5NGU3YWM0XkEyXkFqcGdeQXVyNjg2NjQwMDQ@._V1_SY1000_SX1500_AL_.jpg

Причина настойчивости Фьюри не заставляет себя долго ждать. В одном из венецианских каналов образуется некий водяной монстр, без цели крушащий всё вокруг. Паркер рефлекторно пытается спасти людей на ближайшем мосту, но тут на сцене появляется грациозный Мистерио (Джилленхол), который с помощью зелёной энергии разбирается с существом из воды. Оказывается, Мистерио работает с Фьюри и знает места, где появится следующий монстр, потому что уже имел с ними дело раньше. С водяным, песчаным и ветреным существами он уже разобрался, остался лишь самый сильный ― огненный, который вот-вот появится в Праге. Мистерио уже однажды проиграл ему, отчего помощь Паука не кажется лишней (другие Мстители, по словам Фьюри, просто «заняты»). Постепенно Мистерио и Паук сближаются, что позволяет Паркеру разглядеть в старшем коллеге не просто опытного наставника, но и, возможно, нового Тони Старка, в котором весь мир столь нуждается. Но всё ли так, как это кажется на первый взгляд?

MV5BMzFiNjhmOGItMjdiNy00OTZhLTg2MmEtYjZkN2MwOGMwYWZkXkEyXkFqcGdeQXVyNjg2NjQwMDQ@._V1_SY1000_SX1500_AL_.jpg

Нужно признать, отношения персонажей Холланда и Зендеи ― не единственный кивок «Вдали от дома» в сторону романтического подросткового кино. Не могут устоять перед чарами Купидона ни лучший друг Питера, Нед (Джейкоб Баталон), ни его тётя, которая, кажется, существует в этой вселенной лишь ради того, чтобы с ней заигрывали возрастные знакомые Паука. Сначала это был Тони Старк, теперь его бывший глава охраны Хэппи (Джон Фавро). Однако парадокс в том, что количественное так и не переходит в качественное. Центральная романтическая линия, по сути своей, работает лишь наполовину, ибо как бы прекрасны не были общие сцена Паркера и Эм Джей, пропитанные очаровательной подростковой неловкостью, их на весь фильм чрезвычайно мало. Из-за того, что они постоянно перебиваются продолжительными и слегка утомительными экшен-сценами, поверить в такие отношения получается с трудом, особенно когда даже по химии между собой герои Зендеи и Холланда проигрывают и Неду с Бетти (Энгаури Райс), и даже переглядываниям тёти Мэй с Хэппи.

MV5BODY4OWU5MTUtMDJhYS00NjdmLTllMDgtNWI2Y2E2Yjg3ZWFkXkEyXkFqcGdeQXVyNjg2NjQwMDQ@._V1_SX1531_CR0,0,1531,999_AL_.jpg

Причина, почему так происходит, напрямую связана с главной проблемой сиквела: для фильма о путешествиях по самым авантюрным городам Европы «Вдали от дома» напрочь лишён приключенческого духа. От этого раздутый в несколько раз размах второй части вконец изживает ту лёгкость и задор, что были у «Возвращения домой». Просмотр того фильма был подобен чтению приятного и увлекательного комикса мягким летним деньком, к которому хотелось возвращаться ещё не раз. Здесь же набор совершенно стандартного супергеройского экшена с кучей расплывчатых спецэффектов и «увлекательным» поединком Паучка с роем дронов чередуется забавными и не очень шутками, программными отсылками на предыдущие фильмы Marvel и предсказуемостью ещё на стадии трейлеров. В общем, «Вдали от дома» ― это тот же самый фильм, который мы смотрим уже двадцатый раз, но без ламповости «Возвращения домой» или свежести «Через вселенные».

MV5BM2NiZWY4YzItMzVmMi00MzRkLWI1NWYtODdhMTVmN2YyZmJlXkEyXkFqcGdeQXVyNjg2NjQwMDQ@._V1_SY1000_CR0,0,1500,1000_AL_.jpg

Откровенная слабость сценария объясняется уходом дуэта сценаристов первой части, Джонатана Голдштейна и Джона Фрэнсиса Дейли, которые в прошлом году написали и поставили замечательную комедию «Ночные игры». С ними ушла и лёгкость в повествовании, и непринуждённость в диалогах, и приятный баланс между экшеном и буднями подростка, но самое главное ― пропала сложность персонажей. Мягко говоря, Джилленхол, как главная звезда сиквела, не дотягивает до высот Майкла Китона. Джейк, в принципе, хорошо смотрится в образе Мистерио, первая половина фильма с ним вообще прекрасная, когда он душевно беседует с Питером на крыше какого-то пражского строения, но беда в том, что Джилленхолу попросту нечего играть. Его персонаж до обидного двухмерен с мотивацией как у каждого третьего персонажа в Кинематографической вселенной Marvel. Да и Паркера сценарная простота стороной не обошла: в принципе, за целый фильм и путешествие по всей Европе в финале картины перед нами тот же Паркер, что и в начале, только решившийся для себя то, что он мог решить, и не покидая родного Квинса.

MV5BMzFiNjhmOGItMjdiNy00OTZhLTg2MmEtYjZkN2MwOGMwYWZkXkEyXkFqcGdeQXVyNjg2NjQwMDQ@._V1_SY1000_SX1500_AL_.jpg

«Вдали от дома» замечательно работает как реклама отдыха в Европе. Предсказуемо, фильм затрагивает лишь главные достопримечательности: Карлов Мост в Праге, Альпийские горы в Австрии, Тауэрский мост в Лондоне (плюс какая-то заброшенная стройка в Берлине и тюльпановое поле в Голландии). Однако для КВМ, чьё большинство картин снято в павильонах и на фоне зелёных экранов, «Вдали от дома» ― это радикальный шаг вперёд навстречу настоящих натурных съёмок в узнаваемых европейских городах. Marvel Studios вышли из своей зоны комфорта и поместили одного из своих главных персонажей в крайне непривычную для него обстановку, при этом ещё нарядив его в новый мрачный костюм, за что его тут же прозвали «Чёрной мартышкой». Причин для критики сиквела может быть много, но вряд ли кто опровергнет тот факт, что эстетическое разнообразие, навеянное историко- и культурно богатыми местами действия, несомненно главное достоинство «Вдали от дома».

MV5BOTk5YmUxOTctYWMwZi00MzJkLThmNGMtMDA0YWQ0YTQ3MGI2XkEyXkFqcGdeQXVyNjg2NjQwMDQ@._V1_SY1000_SX1500_AL_.jpg

И не стоит забывать, что всё познаётся в сравнении. Картина Джона Уоттса, естественно, проигрывает и вышедшему полгода назад «Человеку-пауку: Через вселенные», и даже оригинальной ленте 2017 года, но среди всех выходящих блокбастеров в 2019-м «Вдали от дома», возможно, один из лучших вариантов для похода в кинотеатр вообще. В фильме достаточно юмора, красивые планы европейских достопримечательностей, много хороших актёров и приятная романтическая атмосфера. Кроме того, Том Холланд в очередной раз оправдывает возложенные на себя ожидания в роли Паучка и не двузначно даёт понять, что созрел для того, чтобы быть в авангарде новой фазы Кинематографической вселенной Marvel.

В сотрудничестве с Lostfilm.

В прокате с 4 июля.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s