«Сашин ад» + «Альфа: Право убивать» + «Пираньи Неаполя»

Два месяца после завершения ММКФ мы вспомнили, что так и не опубликовали последнюю подборку наших отзывов. Но ведь лучше поздно, чем никогда, верно?

Среди лучших фильмов всего фестиваля на фестивале были два мини-шедевра своего жанра: белорусский мамблкор-хоррор и филиппинский неонуар. Плюс также рассказываем об обладателе приза за сценарий на прошедшем Берлинском кинофестивале.


Сашин ад

Программа «Фильмы, которых здесь не было»

Режиссёр: Никита Лаврецкий

Вы вряд ли знаете или хотя бы интересовались тем, что происходит в современном белорусском кино. А происходят там великие вещи. Например, «Сашин ад», уверенно можно сказать, один из лучших фильмов всего ММКФ. Картина, аналогов которой найти очень сложно. Возможно, третий сезон «Твин Пикса» будет вашей первой (и последней) ассоциацией после просмотра, хотя надо сказать, и от Хармони Корина здесь определённо что-то есть.

7299.jpg

Давайте начнём с того, как это снято. А снято это в стиле старой VHS-кассеты, в формате 4:4, с шумами, дисторшеном и звуком словно из могильной плиты. Выражаясь языком главного героя, фильм будто бы снят на очень дерьмовый телефон. Поначалу, конечно, такая картинка и такой звук непривычны, они выбивают из колеи, но по мере развития повествования такой формат только усиливает силу эмоций, получаемых от просмотра.

Теперь расскажем, о чём это. Главный герой Саша – очень странный парень, на вид замкнутый нёрд с длинными волосами и сумкой через плечо. Однако в самой первой сцене мы наблюдаем за разговором по скайпу Саши с рэпером Оли из Бельгии, для которого он пишет биты. Оли прилетает в Беларусь (эдакий обратный «Хрусталь»), чтобы на уикенд затусить с Сашей и дать очень кринжевый концерт на каком-то заброшенном минском заводе. Англоговорящий Оли с чисто американским менталитетом удивляется буквально каждой минуте своего пребывания в постсоветской среде. Мы наблюдаем за неловкими беседами Саши с Оли на разные темы: от микстейпов Гуччи Мэйна до того, можно ли в негативном ключе обсуждать Лукашенко в этой стране, все они настолько естественны, странны, жизненны, что становится смешно до боли в животе от всей этой нелепости и абсурдности происходящего. Эффект только усиливается, когда мы узнаём главную интригу фильма – а Сашка-то наш, оказывается, не только рэп-продюсер, он вдобавок ещё и сатанист.

7301.jpg

Местами картина очень криповая, что в свою же очередь только усиливает комедийный потенциал фильма, чья кринживость наоборот способствует более разнообразной эмоциональной реакции на всё то адище, что разворачивается на экране. Никита Лаврецкий, режиссёр этого чуда, снял по-смешному жуткое и жутко смешное кино. От диалогов, будь то разговор с белорусским журналистом про 4chan или Оли с его фанаткой-готом про «Убить Билла», трудно оторваться, поскольку вызванная ими улыбка на лице, кажется, смыкается при просмотре на твоём затылке. Окромя вхс-стиля «Сашин ад» ещё и снят максимально нетривиально, используя одни из самых оригинальных монтажных переходов на недавней памяти и длинные, изобретательные планы.

«Сашин ад» — это любовь. Никита Лаврецкий — безумный чёрт, которому такое пришло в голову и который сумел превратить свою смелую задумку в незабываемый кинематографический опыт. Хорошо запомните это имя, таких неформалов и ауткастов от мира кино в наше время крайне мало.


Альфа: Право убивать

Программа «Эйфория наваждений»

Режиссёр: Брийанте Мендоса

7289.jpg

Первоклассный авторский боевик от филиппинского режиссёра Брийанте МендосыБойня»), который даст прикурить большинству голливудских. История кажется простой: полиция Манилы против местных наркоторговцев. Но «Альфа» это тот случай, когда режиссёрское исполнение решает. Повествование ведётся очень стремительно, постановка радует изобретательной съёмкой, подобранной цветовой гаммой и беспринципным изображением полицейских/наркопритонских будней. По духу кино напоминает лучшие работы Джона Ву, достигая ощущения скорее не гангстерской разборки, а методичного неонуара, в котором нет вообще никаких моральных ориентиров – формально здесь нет ни героя, ни антагониста. Снято настолько качественно, что даже наблюдать за тем, как драгдиллер переносит наркотики в подгузнике собственного ребёнка или посредством голубей, выходит исключительно на одном дыхании. Если кто-то из крутых продюсеров увидит «Альфу», Брийанте Мендосу оторвут с руками в Голливуде. Ему, правда, туда совсем не нужно.


Пираньи Неаполя

Программа «Эйфория наваждений»

Режиссёр: Клаудио Джованнези

7291.jpg

Дерзкий и безрассудный итальянский фильм о молодых неаполитанских парнях, возомнивших себя крутыми мафиози из фильмов Скорсезе. «Пираньи Неаполя» Клаудио Джованнези взяли приз за лучший сценарий на проходившем в феврале Берлинском кинофестивале. А сценарий тут примечателен даже не своим содержанием, а его автором ― 39-летним неаполитанцем-писателем Роберто Савиано. Савиано больше всего известен своим сценарным вкладом сначала в фильм «Гоморра» Маттео Гарроне, а затем и в одноименный сериал, четвертый сезон которого, кстати, тоже был представлен в рамках ММКФ-2019. Работы Роберто Савиано отличаются реализмом, жестким содержанием и детальным освещением будней неаполитанской Коза Ностры (даже с указанием конкретных имен), за что мафия ему и вынесла смертельный приговор. И вот уже десять лет Савиано живет и перемещается исключительно под охраной, но при этом ему хватает мужества и смелости продолжать свою журналистскую карьеру. Отчасти приз в Берлине кажется той самой наградой за доблесть для персоны, нежели за сценарий к фильму как таковой, ибо в «Пираньях Неаполя» совсем нет той фатальности и повышенного градуса насилия, что мы видели в «Гоморре» и могли прочитать в романах Савиано. Наоборот картина Джованнези порой даже увлекается с романтизацией мафии, показывая все ее минусы и, так скажем, плюсы через призму юношеского максимализма главных героев. Тем не менее перед такой энергией и запалом, пропитывающими «Пираний Неаполя» насквозь, устоять ну просто невозможно.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s