5 причин посмотреть «Боль и славу» Педро Альмодовара

На российские экраны 12 июня вышла новая картина живого испанского классика Педро Альмодовара «Боль и слава», которая наделала немало шума на прошедшем Каннском кинофестивале. В частности, лента до финального объявления призёров членами жюри под руководством Алехандро Гонсалеса Иньярриту являлась одним из главных фаворитов, причём, не только среди кинематографистов, но и в кругу профессиональных критиков. Мы рассказываем, почему «Боль и славу» крайне не рекомендуется пропускать так же, как и летний отпуск после целого года работы. Тем более что эффект и у того и у другого примерно схожий: фильм как раз показывает, как порой важно отпустить прошлое и перефокусироваться на что-то более близкое твоей душе, чтобы вступить в новый этап своей жизни полным энергии и сил.

21145149_1034747.jpg


1. Лучшая роль Антонио Бандераса


Антонио Бандерас всегда был и будет одним из наиболее видных испаноязычных актёров на мировой арене, и за это мы вместе с Антонио должны благодарить именно Педро Альмодовара, который более 30 лет назад пригласил тогда ещё совсем молодого и неизвестного актёра в один из своих ранних фильмов. Это был «Лабиринт страстей» 1982 года. На нём сотрудничество, как вы можете догадаться, двух деятелей кино не прекратилось. В последствие именно благодаря растущей популярности фильмов Альмодовара, которая постепенно начала выходить за рамки родной Испании, об Антонио Бандерасе услышал весь мир. Его стали приглашать в самые громкие проекты вроде «Филадельфии», «Интервью с вампиром», «Отчаянного» и «Маски Зорро».

MV5BOGRhZmU1YjMtZjhmMS00MjU3LWI1NjktYTQwYmQ2ZDg4NGI4XkEyXkFqcGdeQXVyMTA0MjU0Ng@@._V1_.jpg

Тот факт, что Педро выбрал на главную роль в своём фактически автобиографическом фильме (об этом чуть позже) на роль себя не кого-нибудь, а именно Антонио, приобретает поистине сакральный смысл. Это и огромная честь и дань уважения. Актёр воплощает на экране своего киношного отца и делает он это с небывалой убедительностью, искренностью и самоотдачей. Его персонажа зовут Сальвадор Мальво. Он ― прославленный испанский режиссёр, который, по его мнению, уже слишком стар, чтобы творить кино. И дело тут не в желании или нехватке оригинальных идей, в этом плане у Мальво полный ноутбук различных историй и незавершённых сценариев. Проблема в его физическом состоянии: лёгкие хрипят, кости и суставы не дают двигаться как раньше, бессонница отнимает все силы, постоянные головные боли не позволяют ни о чём думать, кроме как о самой боли.

MV5BMTBjZWYwMzMtODhlNy00ZmU1LTg0NjctMjlhYTYxMGNiMGE2XkEyXkFqcGdeQXVyMTQ5Mzc5MDU@._V1_.jpg

Бандерасу ― 58 лет. За свою длинную и плодотворную карьеру он собрал множество номинаций на различные премии, начиная с «Гойи» и «Золотого глобуса», заканчивая «Эмми» и «Премией канала MTV». Но свою самую главную на этот момент награду он получает именно за роль Сальвадора Мальво в фильме «Боль и слава» ― жюри Каннского кинофестиваля в этом году вручили ему приз за лучшую мужскую роль. Престижный титул, который на самом деле даже почётнее самого «Оскара», за которым Бандерас также начинает охоту.


2. Самый пронзительный и личный фильм Педро Альмодовара


«Боль и слава» ― 21-ая картина испанского режиссёра, подарившего миру «Возвращение», «Поговори с ней», «Всё о моей матери» и «Кожу, в которой я живу». Сам по себе очень эмоциональный и экспрессивный, Альмодовар больше 30 лет рассказывал истории о страсти, жгучей, часто однополой, любви, всплеске и взрыве чувств. Большинство его фильмов кричат ― за счёт ярких красок (красный и зелёный у режиссёра любимые), выразительных актёров и сочащихся из всех щелей эмоций. Здесь всё по-другому. «Боль и слава», возможно, его самое сдержанное кино, спокойное, но при этом глубоко чувственное, тактильное. Самая зрелая работа Альмодовара, где на первое место выходят рефлексии главного героя, а былую экспрессию в полной мере впитывает в себя фон: художественная постановка радует роскошным подбором цветов интерьера, броским дизайном и колоритной обстановкой каждой сцены.

MV5BNTA3M2I0MWQtZTVhYy00ODE3LWI2YWMtNjRiMDdlYTZlMzBkXkEyXkFqcGdeQXVyMTA0MjU0Ng@@._V1_.jpg

Автобиографичность фильма прослеживается не только в том, что главный герой ― режиссёр, который не видит своей жизни без кино. Альмодовар делится с нами самым сокровенным. Во-первых, он позволят зрителю на секунду взглянуть на мир его глазами, глазами большого художника и, не будет преувеличением, гения кинематографа. Во-вторых, он деликатным, с такой трезвостью, которой  у него никогда не было в данном вопросе, освещает гомосексуальность своего героя (сам-то Педро является открытым геем и счастлив в браке со своим мужчиной). Бандерас прекрасно прочувствовал ностальгическое настроение в линии с персонажем Леонардо Сбаральи, придав их совместным сценам ощущение согревающей теплоты.

MV5BNjgyNjgzNTktYjI3Zi00MTJhLWE2OGUtYjk2NTQzNmYyYmE5XkEyXkFqcGdeQXVyNTc5OTMwOTQ@._V1_.jpg

В-третьих, важной частью фильма стали отношения Сальвадора со своей матерью, настолько трогательные и чуткие, что не разглядеть в них самого Педро Альмодовара (не режиссёра, а любящего сына) попросту невозможно. Ведь неспроста в одной из их экранных бесед мама заявляет сыну, что не любит автофикшн и не хочет, чтобы он использовал её слова или образ в своих фильмах. Раньше это было бы неприемлемо и пошло, сейчас же, в «Боли и славе», без этого никак.


3. Восхитительный саундтрек Альберто Иглесиаса


Трёхкратный номинант на премию «Оскар» Альберто Иглесиас, также как и Бандерас или оператор Хосе Луис Алькайне, является один из верных товарищей Альмодовара (их 11-й совместный фильм), с которым они познакомились на съёмках «Цветка моей тайны» 1995-го. Для Иглесиаса «Боль и слава» также стала главной работой в своей карьере, ведь он за неё получил приз за лучший саундтрек на Каннском кинофестивале. Награда не столь престижная как у Бандераса, но если сравнивать его работу с теми, за которые он номинировался на «Оскар», то сомнений не возникает ― Альмодовару он написал свою самую лучшую музыку. Поверьте, вы влюбитесь в его скрипку вместе с начальными титрами.


4. Специальное участие Пенелопы Крус


На правах одной из муз режиссёра Пенелопа Крус часто появляется в фильмах Педро Альмодовара, и чаще всего в небольших, но важных ролях. В новой картине режиссёр доверил Пенелопе самую близкую своему сердцу героиню ― маму Сальвадора, когда тот был ещё совсем ребёнком и только собирался идти в школу. Повествование «Боли и славы» разделено на два временных периода: настоящее, где Сальвадор мучается со своими болями и пытается наладить отношения с актёром своего хита тридцатилетней давности, Альберто Креспо (его блестяще сыграл Асьер Эчеандиа), и прошлое, где семейству Мальво приходилось жить в нищете и землянке. Переход между «настоящим» и «прошлым» осуществляется с помощью нежнейшего монтажа, когда главный герой придаётся воспоминаниям.

MV5BZDg5NzA3ZTgtYTBlMC00YTgxLTg5NDgtMzZjN2I5NDYyODdmXkEyXkFqcGdeQXVyMTA0MjU0Ng@@._V1_.jpg

Кроме того, кино открывается с одной из самых чарующих и поэтичных сцен в карьере Альмодовара вообще, и в этом немалая заслуга Крус. Её героиня вместе с маленьким Сальвадором и подругами стирают бельё на реке, поют песни, развешивают простыни и за каких-то пару минут воссоздают утерянную атмосферу детской безмятежности и абсолютной свободы, которая в нашем мире попросту невозможна.


5. Идеальный фильм как для преданных фанатов Альмодовара, так и для тех, кто только собирается погрузиться в его творчество


Главная прелесть «Боли и славы» в том, что эта картина может влюбить в себя даже без знания деталей жизни режиссёра или просмотра его предыдущих работ. Это настолько цельное и самодостаточное произведение, что не требует от зрителя каких-то подготовительных действий к просмотру и позволяет насладиться историей, художественной ценностью и артистичными заслугами без любых оговорок. Однако для фанатов Альмодовара, отсмотревших по крайне мере десяток его картин, просмотр «Боли и славы» уж точно будет вознаграждающим опытом. Вырисуется условная трилогия, включающая в себя также «Закон желания» и «Дурное воспитание». В памяти всплывёт фраза одного из персонажей Альмодовара, что «искусство ― это залог здоровья», буквально являющаяся лейтмотивом данной картины.

MV5BNjkwODE3OGQtOGRlNi00YTA5LTlhYzEtYzllNmVmYWYzNDA3XkEyXkFqcGdeQXVyNTc5OTMwOTQ@._V1_.jpg

Но самое главное, сложится впечатление, что «Боль и слава» ― это отнюдь не лебединая песнь,  это не исповедь и не попытка подвести итоги. Скорее вступление в новый творческий этап. Педро Альмодовар, как и его герой, собрал скопившиеся за годы мысли и личные переживания и наконец отпустил их, придав форму и самостоятельность. Отчего с кинематографической зрелостью к Альмодовару пришла вторая режиссёрская молодость. Даже если он больше ничего не снимет, «Боль и слава» будет превосходным финальным фильмом, но в то же время желание увидеть его новое творение ещё никогда не было столь жгучим.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s