В мире полно других детей. Рецензия на фильм «История игрушек 4»

Мир знает не так много идеальных трилогий. Но не спешите начинать перечисление таких фамилий, как Коппола, Райт, Земекис, Нолан, ведь речь идёт об анимационных трилогиях. Уже сложней? Эталонной в этом плане являлась серия фильмов, первая часть которой буквально совершила революцию в мультипликации больше двух десятилетий назад. «История игрушек» от не нуждающейся в отдельном представлении студии Pixar в 2010-м, казалась бы, поставила превосходную точку в истории, логично завершив самую пронзительную сказку о детстве взрослением одного из центральных персонажей трилогии ― мальчика Энди. Однако, к удивлению, да и чего уж там скрывать, к большому сожалению многих, студия анонсировала производство четвёртой части, выход которой пришёлся на лето 2019-го. В итоге, «История игрушек» навсегда утратила звание идеальной анимационной трилогии, зато перед нами появился редкий пример изумительной тетралогии.

MV5BMjBhNzc0NWEtZjk0Mi00OGM5LWExMzUtMjYwOGNjM2I4ZmE0XkEyXkFqcGdeQXVyNzIwNDA4NzI@._V1_SX1777_CR0,0,1777,999_AL_.jpg

Четвёртая часть невольно загнала себя в рамки одного единственного вопроса, с которым зрители будут идти в кинотеатры, дабы найти ответ: «Зачем, собственно, нужно было снимать продолжение вообще?». Девять лет назад одна из самых каноничных серий студии Pixar очень нежно и деликатно перешла от беззаботных детских фантазий, когда ребёнку для счастья нужна была лишь коробка с игрушками и комната для игр, к вступлению во взрослую, требующую ответственности, жизнь, где тем же самым игрушкам уже попросту нет места. Повзрослевший Энди, поступивший в колледж, передал в финале третьего фильма всю свою коллекцию застенчивой непоседливой Бонни, которой ещё только предстоит пойти в школу. Однако четвёртая часть не делает шаг назад, акцентируясь опять на детской безмятежности и уделяя внимание заботам юной Бонни. Серия логично продолжает основную тему предыдущего фильма: после полного созревания человека, его полноценного вступления во взрослую жизнь, начинается период, когда уже пора задумываться о собственной семье, детях и перестать зависеть от кого бы то ни было. Тем самым главными темами «Истории игрушек 4» становятся родительство и эмансипация.

MV5BMTczMzcxMzUxMl5BMl5BanBnXkFtZTgwOTM1Mzg2NzM@._V1_SX1777_CR0,0,1777,744_AL_.jpg

Новое приключение начинается в кругу знакомых и любимых пластиковых лиц: ковбой Вуди, астронавт Базз, тираннозавр Рекс, Слинки, Джесси, мистер и миссис Картошка прекрасно проводят время вместе с Бонни. Правда, своё предпочтение среди, так сказать, ковбойского набора, она отдаёт не привыкшему быть в центре любой игры Вуди, а Джесси, на груди которой теперь красуется отполированный жетон шерифа. Однако Бонни вот-вот отправится первый раз в жизни в подготовительный класс, с чего начнётся её адаптация к школе; Вуди понимает, что это для неё очень волнительный шаг, отчего не может бросить её одну и тайком пробирается в розовый рюкзачок Бонни. В классе же происходит странное: девочка фактически из мусора создаёт себе новую игрушку по имени Вилкинс (да, это буквально пластиковая вилка с глазами), который моментально становится её любимцем. Уморительный Вилкинс играет роль катализатора дальнейших неприятностей, когда Бонни с родителями отправляются в небольшое автомобильное путешествие.

MV5BMTJhMDA2MmMtZDlhNy00ZDZkLWJiNjktYzIxZjMxY2ZmMDZiXkEyXkFqcGdeQXVyNjg2NjQwMDQ@._V1_SX1777_CR0,0,1777,744_AL_.jpg

Вилкинс ― не просто очень смешной и крайне странный персонаж с навязчивой идеей выкинуть себя в мусор, он оказывается самой настоящей вилкой (металлической) в розетке, дарующей фильму заряд свежести и оригинальности. Одной из главных тем фильма является ответственность за ребёнка и преподносится она через персонажа Тома Хэнкса. Вуди, без сомнений, центральная фигура «Истории игрушек 4», отчего на его примере данная тема рассматривается сразу с нескольких точке зрения. С одной стороны, он в ответственности за «своего ребёнка» Бонни ― как настоящий отец он хочет, чтобы она всегда была в безопасности, счастлива и ощущала любовь.  С другой, он невольно обязуется исполнять те же отцовские обязанности и по отношению к Вилкинсу, который не по своей воле получил жизнь и никак не может понять её смысл.

MV5BNmRiNmI5MzUtOGJkZS00ZWQ5LTliODktMzY0ZGIxNDRjNjViXkEyXkFqcGdeQXVyNjg2NjQwMDQ@._V1_SX1777_CR0,0,1777,744_AL_.jpg

С введением персонажа Вилкинса «История игрушек 4» затрагивает очень важную и тонкую тему, предлагая зрителю взгляд на ребёнка с отклонениями, как с умственными, так и с физическими. Неудивительно, что сценаристом данного фильма является Эндрю Стэнтон, который первым затронул сей непростой момент в своей картине «В поисках Дори» и логично стал двигаться в этом направлении здесь.  Поначалу «История игрушек 4» показывает так называемый отцовскую позицию (впрочем, материнская в данном случае ничем отличаться не будет) касаемо того, какого быть родителем, какая это ответственность и, главное, как важно находить подход к абсолютно каждому ребёнку.

MV5BMjQzMDU0NjM1OF5BMl5BanBnXkFtZTgwOTM3NDQzNzM@._V1_SX1777_CR0,0,1777,744_AL_.jpg

Необходимо помнить, что «мир полон других детей». Эта фраза повторяется не раз и проносится лейтмотивом через весь фильм неслучайно. Даже если вам посчастливилось иметь детей, полноценных и здоровых, нельзя забывать о том, что далеко не всем выпадает такое счастье. Здесь слово «другие» подразумевает не просто чужих детей, не знакомых лично вам или персонажам с экрана, а тех, кто нуждается в чей-либо помощи, то есть, страдающих заболеваниями, рождённых с отклонениями, лишённых крова. Им, как и людям о них заботящихся, нужна ваша помощь. Жертвуйте деньги на благотворительность, на профилактику лечения детских заболеваний, на различные исследования, в фонд нуждающихся и так далее. Помощь лишней не бывает. В любой ситуации.

MV5BY2YyMWY0ZDYtZTZhMC00NGViLWFlNTMtYzJhY2IzMGZlNjlkXkEyXkFqcGdeQXVyNjg2NjQwMDQ@._V1_SX1777_CR0,0,1777,744_AL_.jpg

Однако люди могут сталкиваться ещё с рядом проблем: к примеру, испытывать трудности с зачатием или адоптированием. Эта тема раскрывается в «Истории игрушек 4» с двумя новыми персонажами ― плюшевыми уточкой и зайкой (их в оригинале озвучивает известный комедийный дуэт Кигэн-Майкл Ки и Джордан Пил) ― символизирующими однополый брак. Они уже три года пытаются безуспешно усыновить «ребёнка», но никак не получается. Или если ваши гомофобные предубеждения не позволяют рационально осмыслить эту проблему (или допустить такой подтекст в мультфильме), то этими игрушками можно олицетворить гендерно-противоположную пару, которая долгие годы не может зачать. В общем, есть над чем задуматься.

MV5BZDFkOWQ2ZmMtNjA1Yi00NTYyLTljNTUtOTY5OGJiNDlmYmE0XkEyXkFqcGdeQXVyNjg2NjQwMDQ@._V1_SX1777_CR0,0,1777,744_AL_.jpg

Одним родительским взглядом на подход к воспитанию и адаптации в обществе ребёнка с отклонениями кино дебютанта Джоша Кули не ограничивается. Напрочь отказываясь от привычного в художественном плане антагонизма, во второй половине «Истории игрушек 4» Стэнтон (ибо его влияние тут всё-таки заметнее всего) акцентируется уже на обратной точке зрения. Зритель благодаря ещё одному новому персонажу по имени Габи Габи встаёт на место как раз такого ребёнка, которому больше всего на свете хочется лишь материнской любви, внимания, заботы и чашечки воображаемого чая. Увидеть нечто подобное в анимационном фильме, ведущим одинаково успешный диалог с аудиторией любых возрастов, это ли не очередная веха, достигнутая Pixar в кинематографе?

MV5BYzc1N2JkNjQtZWNlOC00N2MxLTg2MzItMmU2NDlmZGIzMGM4XkEyXkFqcGdeQXVyNjg2NjQwMDQ@._V1_SX1777_CR0,0,1777,744_AL_.jpg

Четвёртая «История игрушек» ― это целый кладезь глубоких идей и серьёзных мыслей. Из неупомянутых ещё, пожалуй, хочется отметить только два момента. Важный психологический подтекст несёт в себе сцена на карнавале, где потерявшейся девочке на помощь приходит игрушка. Девочка стояла в стороне и горько плакала, но, взяв игрушку в руки, к ней приходит уверенность, превращая её одинокое и беззащитное «я» в чуть более спокойное и решительное «мы». Не меньше психологии и в развязке сюжетного пути одного из центральных персонажей серии, наконец решившегося отдать приоритет своему собственному счастью. Для персонажа, постоянно твердящего «я нужен своему ребёнку», такой финальный расклад может читаться как банальная неготовность быть отцом, несмотря на то, что ему всё время казалось, будто бы он готов. Возможно даже, что Джош Кули показывает нам крайне деликатный и очень завуалированный момент, к сожалению, часто имеющий место в семейной жизни: процесс ухода отца из семьи с целью «найти себя». А, может, всё куда более прозаично и перед нами просто очень милое завершение истории любви. Так или иначе, финал открыт для интерпретаций, что делает фильм только краше.

MV5BZGRiNTNmMjQtZDMyNS00MTg5LWI2ZGItZWZjM2UwMmM1YmYwXkEyXkFqcGdeQXVyNjg2NjQwMDQ@._V1_SX1777_CR0,0,1777,888_AL_.jpg

Самое же важное, что весь этот кладезь глубоких идей и серьёзных мыслей грамотно, умело, с оригинальным подходом растворён в безумно увлекательном и красочном приключении для всех возрастов. «История игрушек 4» не растеряла шарм всей серии, здесь всё также много юмора, свежести, прекрасных персонажей (особенно радует игрушка Киану Ривза, которого мы ещё не видели в таком амплуа), а уровень детализации анимации как никогда раньше запредельно высок. Продолжение, которое никто не ждал, а теперь все рады, что оно есть. Спасибо, Pixar, что не перестаёшь удивлять.

В сотрудничестве с lostfilm.

В прокате с 20 июня.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s