Оставшиеся в пепле. Рецензия на фильм «Люди Икс: Тёмный феникс»

Судьба супергеройской франшизы студии Fox «Люди Икс» поразительным образом напоминает ход развития человеческой цивилизации. Всё началось с античности (естественно не всё, но условно возьмём это за отправную точку), где сформировались основные на то время пантеоны божеств ― греческий и римский. Древней Грецией и древним Римом для «Людей Икс» стали первые две части под режиссурой Брайана Сингера, вышедшие на границе миллениума и представившие зрителям пантеон новых Богов, в данном случае, мутантов. Затем последовали мрачные времена ― Средневековье: на экраны вышла первая, неприятная как вспышка чумы в 14 веке, попытка рассказать историю Феникса, а Росомаха и вовсе был отправлен в собственный крестовый поход до сих пор непонятно куда и зачем.

MV5BMjM4NzE5NzM1Nl5BMl5BanBnXkFtZTgwNzA3MzM1NzM@._V1_SX1777_CR0,0,1777,744_AL_.jpg

Но всё плохое всегда когда-нибудь кончается. Наступил Ренессанс ― период возрождения культуры, а перенося на наш ассоциативный ряд, возрождения «Людей Икс». Мэттью Вон освежил франшизу не только новыми и молодыми лицами, но также свежесть, напрочь перебившая смрад «Последней битвы», чувствовалась и в подходе к истории, и в постановке супергеройского фильма. Затем пришли классицизм и модернизм, которые Брайан Сингер упаковал в лучшей картине всего цикла: «Дни минувшего будущего» вместили в себя как классических персонажей серии, исполненных Патриком Стюартом и Иеном Маккелленом, так и кумиров нового поколения, Джеймса МакЭвоя и Майкла Фассбендера. Параллельно «Дэдпул» исследовал всевозможные направления с приставками «пост» и «мета», а Росомаха в исполнении незаменимого Хью Джекмана познавал восточную философию и первым среди мутантов доказал, что даже бессмертным от смерти не уйти.

MV5BMjEwOTMyMzQ1OF5BMl5BanBnXkFtZTgwNzA2NDI0NjM@._V1_SY1000_CR0,0,1499,1000_AL_.jpg

Основная же серия продолжила вторить циклу человеческой цивилизации. С «Апокалипсисом» наступил декаданс, который стал предвестником приближения конца. Так и не дождавшись выхода уникального в своём виде «фильма Шрёдингера» «Новые мутанты», который одновременно есть и в то же время его нет, чей первый и единственный трейлер имел импрессионистские или даже пост-импрессионистские (с учётом жанра) очертания, франшиза подошла к логическому завершению. К тому, к чему однажды придёт и наша цивилизация. К гибели, разложению, изживанию себя, выгоранию, саморазрушению или, если в нашем контексте, к «Тёмному Фениксу» режиссёра Саймона Кинберга, оказавшегося неспособным даже просто поставить точку, не разведя столько грязи в тетради более опытных коллег, что её в итоге оказалось больше самого текста.

MV5BMTk2OTMzMjI3MF5BMl5BanBnXkFtZTgwMzk1NDI0NjM@._V1_SX1777_CR0,0,1777,744_AL_.jpg

Серия комиксов про «Людей Икс» обладает одной из самых богатых мифологий в галереи Marvel, с её множеством сюжетов и разнообразием персонажей. Однако создатели «Тёмного Феникса», видимо, так не считают, приняв решение переснять второй раз один и тот же сюжет всего десятилетие спустя. Кино начинается с событий 1992 года, когда под руководством не постаревшего аж с 60-х профессора Ксавье (Джеймс МакЭвой) экипаж с мутантами на борту по просьбе самого президента Кеннеди отправляется в космос. Цель: спасти попавших в беду астронавтов. Во время спасательной операции (отсутствие скафандров у героев и огонь в вакууме подсказывают, что это не то кино, в котором стоит искать достоверность или реализм) экипаж замечает надвигающуюся из космоса субстанцию с энергией. Это и оказывается так называемой силой Феникса, которую не по своей воле впитывает Джина Грей (Софи Тёрнер), самый мощный телепат после профессора Ксавье.

MV5BMjNmOTE5MTktMWQ1Yi00NTJmLThkNWYtMTI4Nzk2ZWI4NzQ3XkEyXkFqcGdeQXVyNjg2NjQwMDQ@._V1_SY1000_CR0,0,1776,1000_AL_.jpg

В принципе, основы сюжета точь-в-точь повторяют «Последнюю битву»: эта энергия начинает подчинять себе Джину, превращая её во всемогущее существо с недобрыми намерениями. Только на этот раз за этой же силой охотится некая раса пришельцев, которая умеет принимать внешний облик человека (стойте, разве этого уже не было в «Капитане Марвел»?). Управляет данными пришельцами некая Вук (Джессика Честейн) ― антагонист, представляющий из себя нечто среднее между Таносом и человеком-тараканом из первых «Людей в чёрном». То есть она тоже хочет безграничной власти для того, чтобы установить баланс во вселенной, но при этом ей зачем-то необходимо уничтожить Землю, а ещё эмоциональность у неё прямо как у Винсента Д’Онофрио (даже лицо порой проседает). В общем, если в следующий раз вы забьёте в Гугл запрос «самая худшая роль Джессики Честейн», можете быть уверенными, что он выдаст вам фотографию Вук.

MV5BMTkyOTk1OTcxMV5BMl5BanBnXkFtZTgwMzk2MzM1NzM@._V1_SY1000_CR0,0,1379,1000_AL_.jpg

Предыдущая лента франшизы, «Люди Икс: Апокалипсис», представила обновлённые версии уже знакомых персонажей. Среди них оказались Циклоп (Тай Шеридан), Шторм (Александра Шип), Ночной змей (Коди Смит-МакФи) и, собственно, Джина Грей. Все как один невыразительные и не запоминающиеся. В «Тёмном Фениксе» режиссёр и сценарист Саймон Кинберг даже не пытается прописать характеры никому из них (кроме, как не трудно догадаться из названия, героини Тёрнер). В итоге мы имеем: Шторм и Ночной змей – статисты с минимум реплик, а Циклоп и вовсе превратился в дуболомного качка, разговаривающего односложными предложениями. «Ты в порядке?», «Всё хорошо?», «Ты мне нужна», «Мы без тебя не можем», «Хорошо…принеси мне…передай мне…». И это реплики не только Циклопа! Весь сценарий фильма состоит из таких бессмысленных, однотипных фраз, не несущих никакой смысловой нагрузки.

(начало сцены) — Чарльз, Хэнка нет в лаборатории.

— Что?

— Хэнка нет в лаборатории!

— Может быть, он в комнате? (конец сцены)

Больнее всего наблюдать за тем, что Кинберг вытворяет с уже полюбившимися персонажами серии, единственным элементом, который прекрасно работал ещё со времён Вона. Чарльз Ксавье внезапно стал тщеславной и крайне неприятной личностью без каких-либо предпосылок на то. Рейвен в исполнении Дженнифер Лоуренс превратилась в феминистку с одной запоминающейся репликой за фильм: «Почему бы не переименовать «Людей Икс» в «Женщины Икс»?». Роль Магнетто и вовсе сократили до последних 20 минут, где персонаж Майкла Фассбендера неустанно орёт «Чья это кровь?!» и заходит в дома вместе с вагоном метро. А про главную звезду «Дней минувшего будущего», Ртуть (Эван Питерс), попросту забывают в первой половине фильме.

MV5BYjkwYWVkZjctYWMwNC00NzIzLTk2NjMtYzU1MjAxYTg3ZTliXkEyXkFqcGdeQXVyNjg2NjQwMDQ@._V1_SY1000_CR0,0,1498,1000_AL_.jpg

Старается во всём этом кошмаре только один человек, от которого этого вообще не ждали. Старина Ханс Циммер, который, казалось бы, мог просто скинуть любые наработки из ранних своих работ и получить за это гонорар, действительно радует проделанной работой. Правда, чаще всего его героические, помпезные мотивы звучат слегка мимо того, что происходит на экране. Ибо тратить такую музыку на сопровождение какого-то компьютерного облака или криво поставленную экшен-сцену, издевательство в чистом виде.

MV5BZWE2ZTFiY2YtMDQxYi00MWQ3LTllNDktOGZhMTdmYjhjNDUxXkEyXkFqcGdeQXVyNDg2MjUxNjM@._V1_SY1000_CR0,0,1499,1000_AL_.jpg

«Тёмный Феникс», к сожалению, так и не восстал из пепла. Обильные пересъёмки, переработка сценария сыграли своё: фильм кажется ужасно неровным, рваным, но главное космически утомительным, нудным, серым и неоправданно мрачным. Ни одной хорошей шутки, как в прочем и ни одного запоминающегося персонажа. Печально, что франшизе «Люди Икс» не получилось устроить достойные проводы. Вместо этого она испустила свой дух в страшнейшей предсмертной агонии. Но давайте посмотрим на всё это с буддистской точки зрения, где смерть ― это переход на новый, лучший этап жизни. Новое начало, которое для мутантов наступит уже очень скоро ― вместе с внедрением в Кинематографическую вселенную Марвел.

В сотрудничестве с lostfilm.

В прокате с 6 июня.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s