То ли из детства, то ли из сна. Рецензия на фильм «Война Анны»

Стоит признать, для зрителя, истосковавшегося по новинкам послепраздничного уик-энда, единственно достойным вариантом посещения кинотеатра стала «Война Анны». Фильм, фестивальная премьера которого состоялась едва ли не полтора года назад, принято было шумно хвалить и спустя многие месяцы. Что неудивительно — это по-настоящему уникальное кино, не только не вписывающееся в тренд камуфляжа пустоты содержания героическим пафосом, но и предельно далекое от советской традиции.

MV5BMmY5ZGExZTktZTdmMy00NTEyLTk1ZmEtMWMzOGI5NjExMDBmXkEyXkFqcGdeQXVyNzYxMTk5NTE@._V1_SX1777_CR0,0,1777,989_AL_.jpg

Сравнивать «Войну Анны» следует, разве что, с «Ивановым детством», однако, имея в виду, что сходство ограничивается возрастом героя и отдельными художественными решениями. Восприятие войны в картине Федорченко соткано из сиюминутных впечатлений маленькой девочки, нашедшей укром в камине захваченной комендатуры. Всякая вылазка, будь то с целью поиска крупиц пищи или побужденная любопытством, сопровождается физиологическими подробностями окружающей среды. Пространства, дышащего спертым воздухом застоявшегося времени: пыльные полки расцвечены банками с заспиртованными органами, по скрипящему полу носятся крысы, то и дело встречаются потрошеные голуби. Широкое воображение Анны вшивает в увиденное свой, как неведомый зрителю, так и недоступный взрослому, смысл. Это подобно представлению о девственном мироощущении ребенка, что воспитано целым рядом произведений искусства и культуры. Поэтому столь действителен символизм, заряжающий открывающую фильм сцену — Анна рождается из земли, являя собой неотъемлемую часть природной гармонии.

MV5BZmRmMDYxMjYtNGFlZS00ZTk0LWE0NTktZGYwM2EyNTY0ZGZmXkEyXkFqcGdeQXVyNzYxMTk5NTE@._V1_SX1777_CR0,0,1777,969_AL_.jpg

Герой «Овсянкок», озвучивая ассоциации с видом птиц, на самом деле описывает механизм воспоминания в понимании Федорченко: «то ли из детства, то ли из сна». В очередной раз демонстрируя удивительно тонкое чувство кинематографической органики, режиссёр вплетает в ткань здешнего повествования элементы сюрреального — в памяти ощутимо оседает пляска шутов у новогодней (или рождественской) елки. Федорченко увлекают языческие явления, обряды и обычаи. Посему обитатели степенного дома связаны как бы метонимически, через некое смутное родство. Анна облачается в содранную с чучела волка шкуру, дает приют рыжему коту — вокруг быта девочки образуется собственный мир, фолклором которого живет кадр. Неслучайно эта сказочность напоминает причудливость кэрроловской Алисы.

MV5BODYwZDA3ZmUtN2ExYy00NTZmLTg0ZDYtYjU5MmY5M2M5MmQ3XkEyXkFqcGdeQXVyNzYxMTk5NTE@._V1_SX1777_CR0,0,1777,937_AL_.jpg

Федорченко уплотнил хронометраж до излюбленных семидесяти минут, что позволяет ему успешно экспериментировать с ритмикой и нарративом. Картина выписывается десятками плавно затемняющихся эпизодов, в которых главное место занимает перцептивный опыт ребенка. Плоды невиданных безумств, груды мертвых человеческих тел и выжженная кровавой бойней земля — все остается где-то далеко, за пределами кадра (за камерой стоял Алишер Хамидходжаев, один из талантливейших отечественных операторов), комендатуры и осиротевшего взгляда девочки. «Война Анны» — это безмолвный моноспектакль, в который порой, словно фон радиоприемника, проникает невнятный говор немецких оккупантов. Лишь в минуты особо жгучего отчаяния прорезается скулящий, осипший голос героини. Потрясающей фактуры Марте Козловой, шестилетней на момент съемок, можно смело пророчить будущее большой актрисы — столь убедительна она в фильме.

MV5BOWU4MzQ3NTItNzA0MC00NzM1LWE3OTMtY2ZlNzlkMmU2NGMyXkEyXkFqcGdeQXVyNzYxMTk5NTE@._V1_SX1697_CR0,0,1697,999_AL_.jpg

Сам постановщик отметил, что «Война Анны» — это кино «про девочку, которая победила во Второй мировой войне». И с этим решительно невозможно не согласиться. Однако хочется добавить существенно важное — которая победила войну в принципе. Войну как воплощение абсолютного метафизического кошмара, во всей своей наготе и в тусклом свете. Ведь Анна, несмотря на реальный и бесспорный ужас происходящего за окном, находит стойкость духа остаться человеком. Более того, продолжить быть ребенком. Именно такими работами, как фильм Федорченко, необходимо обращаться к памяти ушедших лет, воспитывая естественное отвращение к милитаристским лозунгам. А не нагло спекулировать на теме подвига очередной поделкой про советские танки.

В прокате с 9 мая.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s