Церковные грехи. Рецензия на фильм «По воле божьей»

Имя Франсуа Озона в графе «режиссёр» часто много говорит о самом фильме ещё до его просмотра: нас ожидает несомненно что-то крайне эмоциональное, напряжённое, порой излишне сентиментальное, а порой и даже нарочито безвкусное. Озон, один из главных французских постановщиков современности, всегда славился своими экспрессивными триллерами, близко граничащими с мелодрамой и не чурающимися чёрного юмора, становясь тем самым наследником одновременно и Хичкока, и Ромера. Есть и ещё одна отличительная особенность этого мастера: всего его фильмы, так или иначе, о или про женщин. Однако его новая картина совершенно не похожа ни на что, что режиссёр делал раньше. «По воле божьей», удостоенная гран-при Берлинского кинофестиваля, работа исключительной выдержки, сдержанности и серьёзности ― рассудительное и отрезвляющее исследование мужской хрупкости, которое с детективной последовательностью отправляет католическую церковь на крестный путь.

kinopoisk.ru-Gr_26acirc_3Bce-_26agrave_3B-Dieu-3332524.jpg

История, основанная на проверенных фактах, освещает тёмную сторону католической церкви, существование которой признаёт даже Папа Франциск ― то, как священники-педофилы совращают и насилуют совсем ещё юных мальчиков и девочек, не ассоциирующих происходящее с насилием. Да, «По воле божьей» можно смело окрестить французским «В центре внимания», удостоенного главного «Оскара» в 2016-м году (Озон, конечно же, знал, что сравнения будут неизбежны, и в одну из ключевых сцен в полицейском участке повесил постер американского фильма, ещё раз подчёркивая, что ирония ему не чужда). Главное же отличие «По воле божьей» от «В центре внимания» заключается в том, что у Озона повествование ведётся от лица пострадавших, а не профессиональных журналистов, позволяя вызвать у зрителя куда более эмоциональный отклик и высокий уровень вовлечённости.

kinopoisk.ru-Gr_26acirc_3Bce-_26agrave_3B-Dieu-3332523.jpg

Равномерно распределённый триптих рассказывает о трёх уже взрослых мужчинах, у которых пережитая много лет назад травма возвращает чувство детской беззащитности. Александр (Мельвиль Пупо) ― успешный банкир, убеждённый католик и примерный семьянин: у него пятеро детей и любящая жена Мари (Орелия Пети), поддерживающая мужа во всём. Будучи бойскаутом, совсем ещё юный Александр подвергался сексуальному насилию со стороны священника Бернара Прейна (Бернар Верле) на протяжении трёх лет. Возмущённый тем фактом, что этот Прейна, уже семидесятилетний, до сих пор читает мессу и работает с детьми, Александр всеми силами пытается добиться, чтобы злостного абьюзера отлучили от церкви, а заодно и личной встречи, чтобы услышать хотя бы извинение. Он пишет лионскому архиепископу Филиппу Барбарену (Франсуа Марторе), но тот не горит желанием предпринимать особых действий. Александр хочет предотвратить повторения произошедшей с ним в детстве ситуации. Кроме того, выступая открыто перед всеми, он подаёт пример своим детям, старшие из которых как раз достигли возраста конфирмации, символизируя, что за семейным столом нет запретной темы для обсуждения.

kinopoisk.ru-Gr_26acirc_3Bce-_26agrave_3B-Dieu-3332522.jpg

Сам того не подразумевая, Александр запускает цепную реакцию, звеном которой становится и Франсуа (Дени Меноше). У него также любящая и поддерживающая жена, но воспоминания о том, что с ним вытворял Прейна в детстве, до сих пор не дают покоя. Франсуа ― атеист и цель у него не столь благородная как у Александра: он хочет мести, чтобы священник поплатился за то, какой вред нанёс сотням детей. Внезапный телефонный звонок адвоката сообщает о продвижении по делу о педофилии в церкви, побуждая Франсуа к действиям ― он становится организатором группы поддержки всем пострадавшим от действий Прейна. Третьему герою фильма не повезло больше других. Жиль (Эрик Каравака) так и не смог оправиться от пережитой в детстве травмы: у него серьёзные проблемы с психикой, токсичные отношения с девушкой и сложности с трудоустройством. Живёт он с матерью, которая посредством газетных заголовков, куда попала организация Франсуа, сообщает ему о ведущейся борьбе за справедливость против католической церкви, отказывающейся обращать внимание на грешников в своих кругах.

kinopoisk.ru-Gr_26acirc_3Bce-_26agrave_3B-Dieu-3332521.jpg

Озон работает в полудокументальной манере, шаг за шагом выстраивая расследование, которое при этом не ощущается заурядно процедуральным. Грамотное распределением между всеми тремя главными героями, исполненными тройкой первоклассных французских актёров, позволяет режиссёру ненавязчиво играть с тоном повествования. Так, например, мы становимся свидетелями неприятного разговора Александра со своими родителями, которые в упор не видят смысла всего, что затеял их сын. «Да это просто семидесятилетний старик», ― заключает мама, делая вид, что никакого растления будто бы и не было. Совсем другие отношения у Жиля со своей мамой ― сочувственные, поддерживающие. В своё время она также не поверила словам ещё десятилетнего сына о том, что Прейна его «трогал», но как только перед ней открылась картина целиком тут же начала бороться за своего сына.

MV5BOGUzNDUwZWMtZWNjZC00NTc0LTlmZTctOTAwYzkyZGZmZTRjXkEyXkFqcGdeQXVyNTc5OTMwOTQ@._V1_SY1000_CR0,0,1432,1000_AL_.jpg

«По воле божьей» ― определённо самая серьёзная работа в карьере Франсуа Озона, можно сказать, даже этапная. До этого в основном все его фильмы основывались на каких-то бульварных романах, здесь Озон взял перо в свои руки и написал сценарий сам. Некоторые моменты описаны с пугающими подробностями, что невольно задумываешься о каких-то автобиографических оттенках произведения. При всём при этом, фирменный ироничный взгляд на вещи у Озона не отнять. Одна из идей Франсуа (героя, не режиссёра) как привлечь внимание общественности к своей организации ― заплатить лётчикам, чтобы они нарисовали в небе фигуру полового члена. А вместе с эмоциональным Жилем фильм обретает небольшие нотки темпераментности, присущие ранним картинам Озона. Притом что это совершенно новая для него территория, почерк режиссёра чувствуется буквально в каждой сцене.

maxresdefault (1).jpg

С 2016 года Бернар Прейна находится под следствием по делу о сексуальном насилии в период с 1986 по 1991 год в католическом лагере бойскаутов в Лионе, которым он руководил. И совсем недавно его адвокаты потребовали запретить прокат фильма «По воле божьей» во Франции до решения суда, назначенного на март, ибо «вина ещё не доказана, кино обвиняет человека без оснований». Но в феврале французы всё-таки увидели картину в кинотеатрах. В выходящей в российский прокат этим апрелем версии добавлена пара новых строчек в финальные титры, которых публика Берлинского кинофестиваля не видела. Исход, надо признать, удручающий.

В сотрудничестве с lostfilm.info.

В прокате с 29 апреля.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s