«Мы ведь не предотвратители, так?» Рецензия на фильм «Мстители: Финал»

«Конец ― это часть пути», ― произносит Тони Старк в исполнении Роберта Дауни младшего в одном из самых драматических эпизодов фильма. Именно он выковал и примерил на себе костюм Железного человека одиннадцать лет назад, тем самым запустив гигантскую кузницу по добыче прибыли из карманов людей, не заставших эпоху греческих богов, но так сильно нуждающихся в какой-нибудь богатой и желательно максимально приближённой к современности мифологии. Эта кузница получила название «Кинематографическая вселенная Marvel», из жерла которой вышли уже 22 картины, связанные сквозным общим сюжетом. За это время экранное воплощение получили десятки героев комиксов, на которых выросли поколения не только американских зрителей, но и вообще весь мир. Отсюда неудивителен статус культурного феномена КВМ: продюсерам во главе с Кевином Файги удалось создать крупнейшую мегафраншизу в 21 веке (крупнее уж вряд ли будет), которая на данный момент уже принесла 20 миллиардов долларов прибыли и стала причиной массовых помешательств среди фанатов всех возрастов и гендерно-расовых принадлежностей. Все эти персонажи и многочисленные сюжетные линии наконец пришли к общему знаменателю в финальном раунде 22-х частной истории, получившей эпичное название «Мстители: Финал».

MV5BNDk2MzcyMjg3Ml5BMl5BanBnXkFtZTgwNjk1OTU5NzM@._V1_SX1777_CR0,0,1777,937_AL_.jpg

«Война бесконечности», предыдущая глава эпопеи (по хронологии, а не по порядку выпуска), закончилась на высокой ноте ― клиффхэнгере, о котором вы будете рассказывать своим детям, что застали его лично, так же, как ваши отцы рассказывали вам о концовке «Звёздных войн: Империя наносит ответный удар». Танос (Джош Бролин) всё-таки щёлкнул пальцами и стёр половину населения галактики ― это коснулось не только простых смертных, но и супергероев вроде Человека-паука (Том Холланд), Доктора Стрэнджа (Бенедикт Камбербэтч), Стар-Лорда (Крис Пратт) и ещё дюжины персонажей. Такой сюжетный ход стал идеальным маркетинговым решением, позволившим режиссёрам всей этой монолитной дилогии Джо и Энтони Руссо особо не заморачиваться с промо-материалами финальной части, ведь народ и так пойдёт. Это, безусловно, сыграло им на руку, поскольку даже два выпущенных трейлера почти никак не раскрывали сюжет «Финала», показывая лишь какие-то эпизоды всего-навсего первого часа фильма. Конечно, это имело и свои последствия: например, люди стали бояться спойлеров (даже если это касалось событий первых 15-20 минут картины) больше, чем они хотели увидеть сам фильм. Но не волнуйтесь, здесь спойлеров не будет.

MV5BMjI5NzM4ODcxNl5BMl5BanBnXkFtZTgwMzk1OTU5NzM@._V1_SX1777_CR0,0,1777,937_AL_.jpg

Хоть «Война бесконечности» и подарила нам долгожданные воссоединения и встречи персонажей, ранее никак не контактировавших друг с другом ― Стражи галактики и Тор, Старк и Стрэндж, Чёрная пантера и Чёрная вдова ― тот фильм был лишь об одном конкретном персонаже. Танос стал основным протагонистом, чей методичный план по сбору всех шести камней бесконечности лёг во главу угла повествования. И тот факт, что с таким набором (супер)героев центральной фигурой стал вдруг антигерой, приятно порадовал даже самых закоренелых фанатов серии, привыкших к одному и тому же структурному каркасу, проверяемого на прочность разными режиссёрами с переменным успехом. В этом же плане радует и «Финал», поскольку он целиком и полностью акцентирует своё внимание на оригинальной команде Мстителей, которой посчастливилось уцелеть после щелчка Таноса в полном составе. Это Железный человек (Дауни мл.), Стив Роджерс/Капитан Америка (Крис Эванс), Брюс Баннер/Халк (Марк Руффало), Тор (Крис Хэмсворт), Наташа Романофф/Чёрная вдова (Скарлетт Йоханнсон) и Клинт Бартон/Соколиный глаз (Джереми Реннер), отсутствовавший в прошлой главе и вернувшийся не шутки шутить.

MV5BMjI0MTkzMzkyNl5BMl5BanBnXkFtZTgwNTA2OTU5NzM@._V1_SX1777_CR0,0,1777,936_AL_.jpg

Каждый из них по-своему переживает утрату. Тони нашёл в себе силы начать новую жизнь, Стив, когда-то символизирующий светлое будущее Америки и её сохранность, регулярно посещает специальные группы поддержки населения, где каждый может выслушать другого и поделиться своей болью утраты близкого. Наташе чужд оптимизм Роджерса, она не может сдержать слёзы, Бартон же и вовсе далёк от смирения, он застрял на ступени «гнев» ― взял длинный меч, надел капюшон и стал кромсать налево и направо преступные группировки по всему миру, как будто это вернёт ему его семью. Всеобщая трагедия изменила и Брюса до неузнаваемости: он, всё время страдающий от борьбы двух личностей в одном теле, испытывает посттравматический синдром, который обычно разламывает личности, но в случае с необычными людьми психологически-физическая деформация оказывается обратной. Тор, чья судьба складывается, наверное, наиболее драматично в этой вселенной (он потерял отца, мать, брата, свой дом, не спас свой народ и не использовал шанс убить Таноса, предотвратив тем самым всеобщую катастрофу) становится ещё одной жертвой ПТС, чьи изменения точно списаны с тем адом, в который погружаются ветераны войн, вернувшиеся к гражданской жизни.

MV5BMTYwMTUwNTAyOV5BMl5BanBnXkFtZTgwMTk1OTU5NzM@._V1_SX1777_CR0,0,1777,937_AL_.jpg

Первый час «Финала» ― одна из сильнейших драматургий в фильмах Кинематографической вселенной. Он пропитан мрачной атмосферой всеобщего отчаяния, лишённой напрочь экшен-сцен, ожидаемых от трёхчасового эпичного блокбастера. Перед нами наконец в полной красе открывается истинный смысл КВМ: эта франшиза всегда была ничем иным, кроме как портретом неудачи. Историей о людях, которые раз за разом подводят тех, кого они любят, пока сами не начнут терять веру в саму идею спасения. И пусть эта мысль уже начинала давать о себе знать ещё в самых первых фильмах вселенной вроде «Железного человека» и «Первого мстителя», идеология неудачи сформировалась только в «Мстителях» Джосса Уидона. Именно в той ленте Ник Фьюри (Сэмюэл Л. Джексон) превратил смерть агента Коулсона (Кларк Грегг) в настоящее оружие ― Мстители вынуждены были отбросить свои личные убеждения и сплотиться, потому что они потеряли того, кто верил в них больше, чем кто-либо другой. Возможно, поэтому смерть Коулсона за почти двадцать фильмов до сих пор ощущается наиболее значимой во всей киновселенной. Во-первых, трудно было не полюбить этого обаятельного героя, а во-вторых, такой сюжетных ход стал подспорьем фактически безупречного первого акта «Финала».

MV5BMjQ0NDE0OTExMl5BMl5BanBnXkFtZTgwMjA2OTU5NzM@._V1_SX1777_CR0,0,1777,936_AL_.jpg

О нём действительно можно писать абзацы и говорить очень долго, поскольку этот условный час богат на настоящую кинематографию, которой, к примеру, и вовсе не было в огромной, шумной и самовлюблённой «Войне бесконечности». Кроме того, об оставшихся двух актах особо и не распространишься: во-первых, из-за спойлеров, а во-вторых, потому что каждый из них вмещается в одно предложение. Акт №2 становится своеобразным признанием в любви КВМ к самой себе, попутно вознаграждает преданных зрителей щедрой порцией фан-сервиса и головной болью от ряда несостыковок/сюжетных дыр. Акт №3 напоминает, почему перед нами всё-таки «вселенная», состоящая из огромного числа героев, и радует масштабной финальной битвой, которую некоторые опрометчиво сравнят с «Властелином колец», хотя ближе к ней, конечно же, месиво из компьютерных фигурок в кульминационной битве прошлогоднего сай-фая «Первому игроку приготовиться».

MV5BODAxZGQwODMtOTdhMi00MTA3LWJkOTAtZjY2ZTc2YTQ1YTdlXkEyXkFqcGdeQXVyNjg2NjQwMDQ@._V1_SX1777_CR0,0,1777,936_AL_.jpg

Главное преимущество 22-го фильма (особенно над «Войной бесконечности») заключается в его эмоциональности. Мы наблюдаем за переживанием и рефлексией персонажей, которые успели стать родными нам за всё это время. Среди актёров особенно выделяется Роберт Дауни мл., который с успехом выкручивает на максимум свой драматический талант, пробивающийся даже сквозь многослойные компьютерные эффекты. Но опять же, неспешность и переосмысление акцентов первого акта позволяют актёрам, привыкших развлекать зрителя в данной серии фильмов, преподносить свой материал немного в новых для себя тонах. По-новому перед зрителем раскрывается идеалист Стив Роджерс, на своём горьком опыте убедившийся, что героизм ― это не способность спасти мир, а наличие сил не переставать пытаться.

MV5BMzYxZTEwNWItNjJkNC00MTlmLWIxMjYtYmMxMGQ4NzU5MTY3XkEyXkFqcGdeQXVyNjg2NjQwMDQ@._V1_SX1777_CR0,0,1777,937_AL_.jpg

Эванс лучшим образом завершает эволюцию Капитана Америка и прощается с персонажем на высокой ноте (то, что он завязывает с КВМ, было известно ещё до «Войны»). Марк Руффало, чей Халк в последнее время больше походил на посмешище, нежели персонажа, наконец получил свежий взгляд на своего героя, во многом за счёт комедийного таланта актёра. Свой звёздный час получает и Джереми Реннер: братья Руссо не забыли про лучший эпизод «Эры Альтрона» с участием семьи Бартона и попытались раскрыть персонажа в той же степени, что это удалось Джоссу Уидону. Крис Хэмсворт и вовсе демонстрирует небывалую эмоциональную гибкость, прекрасно сочетая свой матёрый комедийный талант и способность отыграть драматические эпизоды, убедив зрителя, что и боги бывают сломлены.

MV5BMjUyNTU5NDY0Nl5BMl5BanBnXkFtZTgwNzA2OTU5NzM@._V1_SX1777_CR0,0,1777,937_AL_.jpg

Неудача ― также большой страх и для эгоцентричного Тони, человека куда более прагматичного и ориентированного на достижение конкретных результатов, нежели Капитан Америка. Поэтому и Старк открывается в наших глазах с новой стороны, по-настоящему уязвимым (хотя в этом направлении уже работал Шейн Блэк в «Железном человеке 3»). Третья фаза в так называемой «Саге Бесконечности» получилась наиболее эксцентричной и непредсказуемой на поворотах. Сначала Джеймс Ганн предложил нам межгалактический эпик про родительский абьюз, затем последовал комедийный взгляд Тайки Вайтити на ужасы колониализма в третьем «Торе», Райан Куглер в «Чёрной Пантере» внедрил афрофутуризм в историю борьбы с политическим насилием. Вселенная Marvel становилась всё больше, лучше, в ней начали фигурировать смелые идеи и неожиданные подтексты (отчего та же «Война бесконечности» ощущается как шаг назад), и фильм за фильмом мы понимали, насколько герои этой вселенной на самом деле несовершенны. (Кроме, конечно, портящей всю картину «Капитана Марвел»). В конечном итоге, первый акт «Финала» как раз становится кульминацией «несовершенности» этих сверхлюдей ― финализация их портрета неудачи. Истинные Мстители, которые в кои-то веки собрались не предотвращать беду, а отомстить за тех, кого они подвели.

MV5BNTRmNDEzOTAtOGI0Yi00N2U1LTlhNDctNmQxMGFiNjk3ZmU4XkEyXkFqcGdeQXVyNjg2NjQwMDQ@._V1_SX1777_CR0,0,1777,937_AL_.jpg

Как завершение одиннадцатилетней истории, «Мстители: Финал» получились идеальным прощанием с любимыми персонажами. Лучше, наверное, и нельзя придумать. Композитор Алан Сильвестри сумел максимально удачно совместить драматические эпизоды с эпическими мелодиями сражений, а весь основной актёрский состав отыграл, безусловно, свой главный концерт в серии. Из ещё неупомянутых хочется отдельно отметить Пола Радда в образе Скотта Лэнга/Человека-муравья, который, как и Соколиный глаз, отсутствовал в предыдущей части, а также Карен Гиллан в роли Небулы, получившей на этот раз больше экранного времени. И пусть, опять же, это кино нельзя назвать цельным и равномерным, у него есть свои огрехи и золотые моменты (как, например, объединение женских персонажей против неприятеля), эмоциональность фильма всё приводит к идеальному балансу. Эпоха подошла к концу, трогательному, искреннему и как полагается размашистому. Что будет дальше с Киновселенной Marvel, пока неизвестно, но после такого заслуженного финала одиннадцатилетней истории, возвращаться к ней уже не у всех появится желание.

В сотрудничестве с Lostfilm.info.

В прокате с 29 апреля.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s