ММКФ-2019. День 4: языческие обряды, сексуальное насилие и тленность бытия

В четвёртом выпуске с ММКФ рассказываем об очередной тройке увиденных фильмов. Польский средневековый триллер «Кровь Бога», датско-шведская драма «Королева сердец» и российский конкурсный фильм «Воскресение».


Кровь Бога

Программа «Спектр».

Режиссёр: Бартек Конопка

7385.jpg

Представьте, если бы «Молчание» снял не Мартин Скорсезе, а Элай Рот. И это был бы безусловно его лучший фильм. Польский брутальный триллер «Кровь Бога» Бартека Конопки вызывает именно такую безумную ассоциацию. На дворе Средневековье. Какие-то два мутных типа высаживаются на острове, где живёт языческая община, поклоняющаяся Перуну. Вскоре мы понимаем, какую цель преследуют странники – они должны уговорить или заставить силой язычников принять христианство до момента, когда на остров должен прибыть король с большой земли. Но местные жители не лыком шиты, они вполне себе счастливы, проводя гротескные обряды, словно вырезанные сцены «Зелёного ада» того же Рота (только здесь не людоеды), и поклоняясь своим божествам. Вдобавок ещё и два паломника вступают в противоречие друг с другом по религиозным вопросам. Картина очень любопытна с точки зрения визуального решения – большинство сцен буквально залиты солнечным светом, картинка всегда очень сочная и яркая, кадры получаются чуть ли не глянцевыми, что вызывает определённый диссонанс, ведь Средневековье обычно показывают с помочью мрака и доминировании серого тусклого цвета. У Конопки получилось весьма атмосферное жанровое кино, чем-то напоминающее по духу выходящий сейчас в наш прокат фэнтези-хоррор «Время монстров», события которого также проходят в Средние Века. В двух словах, приятный сюрприз.


Королева сердец

Программа «8 ½ фильмов»

Режиссёр: Май эль-Туки

7284.jpg

Датско-шведская драма Май эль-Туки получила приз зрительских симпатий на Санденсе, от нас же – только антипатия. Трудно выносимое, душное кино про Анну, женщину средних лет, которая достигла такого возраста, когда кажется, что страсть и наваждения уже в прошлом, но тело до сих пор хочет любви. Оно её получает, когда в их дом приезжает сын мужа Анны от первого брака (с мужем у них ещё две дочки) Густав. Юный, горячий и безрассудный Густав разжигает в героине запретное желание, которое она удовлетворяет позже ночью в его комнате. Они начинают заниматься сексом везде и при удобных обстоятельствах (пока муж на работе, пока дочки играют в видеоигры). Во всей этой мути вскоре начинает прорисовываться основная идея фильма – харрассмент и то, что нередко жертву путают с насильником. Тема актуальная, американским зрителям она определённо пришлась ко времени, но чисто с художественной стороны «Королева сердец» угнетает своей беспомощностью и неспособностью раскрыть в должной мере достаточно любопытную злободневную тему.


Воскресение

Конкурсная программа

Режиссёр: Светлана Проскурина

7231.jpg

Вгоняющая в глубокую депрессию драма Светланы Проскуриной рассказывает об одном дне красногорского чиновника Терехова, который получает по почте записку с лаконичным «Скоро умрёшь». Сам Терехов особого внимания угрозе не уделяет, ведь у него и так хлопот хватает: нужно заботиться об умирающей матери, а жена друга, с которой он уже давно спит, вместе с восходом солнца решает прыгнуть с крыши. А ещё общество «зелёных» круглые сутки окружает офис Терехова, протестуя против им инициированной программы по вырубке леса и обустройству парковой зоны.

7232.jpg

Тон у «Воскресения» очень угнетающий, персонажи все как один неприятные, отталкивающие, даже кот у одного из героев и тот отпугивает зрителя. Терехов – флегматичный, меланхоличный, кажется, лишённый вкуса к жизни (актёр прекрасно это отыгрывает), в котором эгоистичное безразличие сочетается с чисто человеческим стремлением хоть что-то исправить в этой жизни к лучшему. Кино у Проскуриной получилось точно таким же двояким: с одной стороны, напоминает «Тебя никогда здесь не было» Рэмси, снятое под влиянием «Скрытого» Ханеке, а с другой, характерам явно не достаёт остроты, чтобы врезаться в память, диалоги местами очень сухие и скомканные. Несмотря на нотки гротеска (например, за ужином собравшиеся гости кушают, смеются и обсуждают, кто бы как убил человека) и проскальзывающий порой нераскрытый сатирический потенциал (депутат на собрании рисует член на денежных мешках), «Воскресение» необоснованно слишком злое.

— Ты фашист?
— Я – русский!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s