ММКФ-2019: «Заявление» и «Перелётные птицы»

Отдельно рассказываем о двух лучших фильмах фестиваля: турецком «Заявлении», получившем специальный приз жюри «Венецианских горизонтов», и колумбийских «Перелётных птицах».


Комизм сквозь мрак

Программа «Дороги турецкого кино»

Режиссёр: Махмут Фазыль Джошкун

MV5BYjk1MjM1NjctYzRkNC00OTljLWIxNTYtN2IwMGM3OWMwZGM2XkEyXkFqcGdeQXVyMzM0NzI3OTI@._V1_SX1777_CR0,0,1777,960_AL_.jpg

Первая жемчужина фестиваля. Турецкий криминальный исторический триллер Махмута Фазыль Джошкуна начинается как «Ночь на земле» Джармуша – с поездки по ночному Стамбулу 1963 года. Правда, атмосфера совсем не романтичная, а по-настоящему роковая: кромешный мрак, проливной дождь и подозрительные пассажиры такси создают ощущение Холодной войны лучше, чем любой фильм в действительности о холодной войне. Водитель, типичный турок, не может выдержать парализующую тишину – то включит радио, то заведёт разговор с человеком на переднем сидении, очевидно знакомым. Довезя клиентов до нужного пункта, таксист озвучивает сумму, набежавшую на счётчике. Однако вместо оплаты получает пулю в лоб.

MV5BMmZhYjhjODktMjEwZS00M2NjLTk5ZTEtYTRkZTE1YzRlYzVkXkEyXkFqcGdeQXVyMzM0NzI3OTI@._V1_SX1777_CR0,0,1777,960_AL_.jpg

Фильм повествует о попытке государственного переворота в Турции, организованного группой военных. Переворот должен пройти одновременно в Стамбуле и Анкаре. Мы наблюдаем за той группой, что оперирует в неофициальной столице. Их цель – взять под контроль стамбульское радио и прочитать в прямом эфире заявление о переходе власти в руки военных. Начавшись как кино Джармуша, «Заявление» очень скоро превращается в «Мюнхен» Спилберга, но только без технического совершенства и присущего голливудскому режиссёру размаха, а с акцентом на прекрасно прописанные диалоги в лучших традициях братьев Коэн и минимализме действий. Сквозь вязкую, тягучую атмосферу классического нуара постоянно пробивается комизм происходящего: солдаты пришли в радиорубку, но не могут запустить само радио, поскольку уже ночь, а звукорежиссёр, единственный человек, знающий, как всё тут работает, ушёл домой.

MV5BN2ZkYjQ4ZjEtNWQxYi00NDQ4LWJkNTAtMGQ1NzZhZGQxMzEzXkEyXkFqcGdeQXVyMzM0NzI3OTI@._V1_.jpg

Кино построено исключительно на мизансценах, долгих и насыщенных, в которых всё пространство кадра используется с толком и расстановкой – передний и задний план одинаково важны, они постоянно задействованы и друг друга дополняют. Сценарий пронизан иронией и метким юмором, украшающим фильм, события которого происходят в основном в ночи и под гнетущим дождём. Одна из множества гениальных мизансцен: двое турков в майках-алкоголичках грустно сидят за столом, пока третий стоя исполняет гимн Северной Кореи, который он ошибочно выучил по приказу правительства (за этим стоит ещё одна удивительная история). Вообще, чтобы понять, насколько классные тут диалоги и какая глубокая атмосфера, представьте дикий гибрид двух великолепных дебютов: «Бешеных псов» Тарантино и «Простой крови» Коэнов.

Оценка: 4/5


Криминальная сага небывалой аутентичности

Программа «Фильмы, которых здесь не было»

Режиссёры: Сиро Герра и Кристина Гальего

MV5BOTczNDBiMjEtMTdiOS00OWQ1LTlhOGYtMGRhMDBhYTk2MDUzXkEyXkFqcGdeQXVyNTc5OTMwOTQ@._V1_.jpg

Настоящая криминальная сага получилась у колумбийского режиссёра «Объятия змея» Сиро Герры, который на этот пригласил в режиссёрское кресло свою жену – продюсера Кристину Гальего. «Перелётные птицы» — это чистый фестивальный боевик, снятый с авторским уклоном и ярко выделяющийся среди других представителей жанра. А какой тут жанр вы сейчас поймёте. История, рассказанная в пяти песнях и охватывающая период с 1968 по 1980 год, наглядно демонстрирует, как «наркотики» стали главным синонимом слова «Колумбия». Сюжет тут вращается вокруг племени вайю, определённые представители которого решили наладить поставку травки американцам за огромные суммы денег, тем самым запустив самый крупный бизнес в истории американских материков. Но не теряйте время, проводя параллели с голливудскими фильмами вроде «Кокаина», «Эскобара» и «Лица со шрамом»: хоть временной период там тот же, «Перелётные птицы» переполнены оригинальностью на всех этапах повествования.

MV5BZTZhYTQxZmMtODc4Yy00ZTJiLWFkZTEtMzE4NjUyYzU0ZDE3XkEyXkFqcGdeQXVyNTc5OTMwOTQ@._V1_SY1000_CR0,0,1500,1000_AL_.jpg

Аутентичность в фильме практически осязаема. В центре истории всегда остаются традиции, обряды, племенные особенности, их мистицизм и спиритуализм. Уже в прологе мы наблюдаем за вовлекающее снятом традиционным танцем девушки из племени, которая изображает нападающую птицу, а её партнёр должен убегать от неё, при этом смотря девушке прямо в глаза. Герра показывает время насилия и неопределённости своей страны со всей брутальностью, но и роль его жены в фильме заметна невооружённым глазом, ибо женское присутствие в столь «мужской» криминальной истории здесь крайне важно: большинство старейшин племён – женщины. Неописуемо красивое кино (ещё и снятое на плёнку) с несравнимым колоритом во всём: от персонажей и диалогов, до нарядов и интерьеров. Чистый кинематограф.

Оценка: 4/5

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s