Иногда они возвращаются. Рецензия на фильм «Кладбище домашних животных»

Смерть ― не самая простая тема для разговора. Особенно с девятилетним ребёнком. Однако Луис считает, что его дочке уже пора знать об этом естественном процессе и врать о том, что её любимый кот по кличке Чёрч сбежал ― попросту не выход. У мамы же принципиально противоположная позиция по этому вопросу: для неё эвфемистический оборот не столько попытка утешить девочку, к горлу которой медленно, но верно приближается комок горечи, сколько собственный психологический барьер, возникший вследствие детской травмы после потери близкого.

MV5BNjVhYzBlNmEtZDczYi00NDFhLTg2NGEtZjYyNDcxMmYyOTE2XkEyXkFqcGdeQXVyNjg2NjQwMDQ@._V1_SY1000_CR0,0,1499,1000_AL_.jpg

Темы горя, утраты и травмы, прямо воздействующие на сознание человека и определяющие его дальнейшую судьбу, всегда были краеугольным камнем романов Стивена Кинга. Его ранний, готический роман «Кладбище домашних животных», появившийся на книжных прилавках в 1983 году, преуспел в исследовании этих тем, возможно, лучше всех остальных творений, вышедших из-под пера мастера ужасов. Неудивительно, что произведение о «вторых шансах» получило достойную кино-адаптацию тоже только со второго раза. Тем не менее если оглянуться на ту первую попытку 1989 года под режиссурой Мэри Ламберт, то складывается впечатление обратного ритуала, описанного в книге ― сначала появился гнилой, безмозглый мертвец, а только после того как его похоронили, наконец явился бодрый, живой представитель своего жанра.

MV5BMTkxMTc0MTM1NV5BMl5BanBnXkFtZTgwOTMzNjA1NjM@._V1_SY1000_CR0,0,1499,1000_AL_.jpg

Семья Кридов въезжает в свой только что купленный, просторный загородный дом, к которому в подарок прилагается еще десяток акров леса, начинающийся прямо за гаражом. Среди ближайших достопримечательностей ― опасная сельская дорога, спрятанная за деревьями, по которой многотонные грузовики с баллонами нефти гоняют словно из пролога «Форсажа 4», и кладбище домашних животных, расположившееся чуть ли не на заднем дворе дома. Единственная живая душа на километры ― старина Джад (Джон Литгоу), хранитель местных тайн и легенд, которыми обросло их самое сакральное место в округе. Криды постепенно обживаются в своём новом доме, Луис (Джейсон Кларк) устраивается доктором в больнице ближайшего городка, его жена Рэйчел (Эми Саймец) с энтузиазмом примеряет фартук домохозяйки, только недавно научившийся говорить малыш Кейдж (Хьюго Лавуа) радостно лепечет под впечатлением от новой обстановки, а любознательная Элли (Жете Лоранс) тут же отправляется на исследование местности. Чуть ранее она с мамой увидела змейку из детишек в пугающих масках животных, церемониально шагающих по направлению куда-то в лес и прихватив с собой труп собаки в тачке. Для впечатлительной девятилетки такая картина сработала не как предостерегающий знак, а, конечно же, как приглашение на то самое кладбище домашних животных.

MV5BZDUwOWU4ZDUtMDRjZC00OWQxLWE2YmYtN2M1MjE5MmU0ZGM0XkEyXkFqcGdeQXVyNjg2NjQwMDQ@._V1_SY1000_CR0,0,1499,1000_AL_.jpg

Близлежащая дорога у режиссёров Кевина Колша и Денниса Уидмайера исполняет роль чеховского ружья: с настойчивостью они показывают нам, как безрассудно водители грузовиков нарушают все дозволительные скоростные лимиты. Трагедия кажется неминуемой. И догадки превращаются в факт, как только Луис находит труп Чёрча на обочине, однако у Джада есть идея. Идея, о которой пожалеет, что пришла ему в голову, даже сам Джад. Но пока для него, подружившегося с милой Элли раннее и убедившегося в её трепетной любви к своему домашнему питомцу, это кажется единственно верным решением. Роковой ночью (гроза и дождь прилагаются) Джад ведёт Луиса на кладбище домашних животных похоронить Чёрча, но не на то, что расположено за домом, он ведёт его в глубь леса ― в место, покрытое индейскими символами, как шаман покрыт ритуальной атрибутикой. На следующее утро Чёрч возвращается к Элли, но уже не тем ласковым пушистиком, что был раньше…

MV5BMTcxNTAxOTc0N15BMl5BanBnXkFtZTgwNzA0MDM3NzM@._V1_SX1500_CR0,0,1500,999_AL_.jpg

С одной стороны, сам факт наличия фильма 1989 года делает новую экранизацию вторичной, ненужной с точки зрения свежести истории. Но с другой, во-первых, не все, к их счастью, видели ужастик Ламберт, а во-вторых, это «Кладбище домашних животных» успешно проводит работу над ошибками. Сам сюжет был подвержен небольшим «перестановкам», даже малейшее описание которых придаст данному тексту «спойлерный» характер, поэтому можно лишь сказать, что новая версия вас «удивит». В кавычках, потому что от перемены слагаемых сумма не меняется. Кроме того, сценаристы Мэтт Гринберг и Джеффри Бюхлер в целом внесли ряд изменений в книжный канон в угоду кинематографичности, что уж точно не придётся по душе фанатам первоисточника, но для зрителей такая версия вполне может показаться более приемлемой.

MV5BYTkwZGI4M2EtOWU0NS00MjI5LWJmMjgtYTE1MmIzZDkwYTg0XkEyXkFqcGdeQXVyNjg2NjQwMDQ@._V1_SY1000_CR0,0,1500,1000_AL_.jpg

По сути, в этом и заключается вышеупомянутая работа над ошибками. Новое «Кладбище» более кинематографичное. Оно ощущается как полноценный фильм ужасов, в котором режиссёры больше озабочены нагнетающей атмосферой происходящего, нежели постраничным переносом событий книги на экран. Причём, тут нельзя особо выделить ни какую-то выдающуюся режиссуру, как, например, в «Реинкарнации» Ари Астера, ни пробирающий до мурашек саундтрек, как у Джордана Пила в «Мы», ни яркий актёрский состав, отыгрывающий на все пять баллов, как это было в другой экранизации Кинга, «Оно» Энди Мускетти. Это кино работает по принципу «собранного из тонких прутиков веника», когда ни одна из составляющих производственного процесса особо не впечатляет, но вместе они создают должный эффект.

MV5BOWUzZDlkNmItOTM4MC00ZGQyLWEzNWYtYWMwY2IyOTQ1NjhiXkEyXkFqcGdeQXVyNjg2NjQwMDQ@._V1_SY1000_CR0,0,1499,1000_AL_.jpg

«Кладбище домашних животных» Колша и Уидмайера мечтает пойти по стопам «Оно» (не зря в нём даже есть отсылка в виде дорожного знака с названием города «Дерри»): ещё одно переосмысление классики Стивена Кинга, которое уже раз было неудачно перенесено на экраны, получает новую жизнь. Оба фильма, так или иначе, не ограничиваются развлекательными функциями и затрагивают серьёзные темы: один ― буллинг в школе и травлю среди сверстников, другой ― страх потери ребёнка и некрофобию. Но слабые сценаристы, режиссёры средней руки и Джейсон Кларк, одинаково отыгрывающий во всех картинах со своим участием, на главной роли, кажется, установили невозможность повторения успеха хоррора Мускетти ещё на старте. Вопреки всему, финальный результат удивляет: перед нами по-настоящему атмосферный фильм ужасов, держащий в напряжении до самого конца. Пусть и не лучшая кинговская экранизация, но вполне себе достойная страшилка на ночь.

В сотрудничестве с lostfilm.info.

В прокате с 4 апреля.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s