Гипнотические ритмы забвения. Рецензия на фильм «Высшее общество»

Одно большое удовольствие наблюдать за развитием профессиональной карьеры Роберта Паттинсона, начавшего со статуса иконы поколения MTV и постепенно превратившегося в одного из самых талантливых, самобытных и ярких актёров своего поколения. Как только он завязал с вампирской сагой, началось становление Паттинсона-синефила, предпочитающего работать исключительно с большими авторами мирового арт-хауса. Среди них Дэвид Кроненберг (дважды), Вернер Херцог, Антон Корбейн, Брэйди Корбет и Джеймс Грей. В 2017 году Роберт выдал ярчайшую роль в своей карьере у классиков американского инди-кинематографа братьев Сэфди в кислотном триллере «Хорошее время», а теперь отправился в космическую одиссею у классика уже французского кино ― единственной и неповторимой Клер Дени, сняться у которой Паттинсон мечтал уже несколько лет, посмотрев её «Белый материал». Сама же 72-летняя француженка задумывала снять свой первый научно-фантастический фильм ещё в 2002-м, рассматривая на главной роли сначала Винсента Галло, а потом уже подстраивая сценарий под Филипа Сеймура Хоффмана, который, к несчастью, скончался в 2014 году. Но, в конечном счете, звёзды сошлись: «Высшее общество» отправилось в путь с Паттинсоном на борту.

MV5BMTNjZTQ4MTgtMzcyNS00NzhkLThjOTgtOGQ1MDZiMTBiMzg5XkEyXkFqcGdeQXVyODUxNjcxNjE@._V1_.jpg

В будущем правительство запустило новую социально-исправительную программу: среди приговорённых к смерти заключённых отбирают подходящих кандидатов для космического эксперимента. Цель его ― достичь ближайшей чёрной дыры, чтобы найти альтернативные и желательно нескончаемые источники энергии. С одной стороны такое решение может выглядеть милосердным по отношению к преступникам, однако абсолютно все понимают, что это всё тот же смертный приговор и шансы на возвращение у них равняются нулю. Кроме того, на самом корабле местный учёный, доктор Дибс (Жюльет Бинош), так же осуждённая, проводит свой эксперимент, цель которого выявить способность данного экипажа к репродукции в текущих условиях посредством ритуального сбора спермы у мужчин и искусственного оплодотворения женщин. Всё это может показаться излишне странной, депрессивной альтернативой завязки «Чужого», но поверьте, «Высшее общество» ― это не тот сай-фай, к которому вы привыкли.

MV5BOWIzYmI2ZjQtNmVmYy00YWVjLWE4NDYtNDU2MzAxZDliMWI2XkEyXkFqcGdeQXVyODUxNjcxNjE@._V1_.jpg

Для начала нужно пояснить, что описываемые события выше являются исключительно флэшбеком к основной истории, центром которой является Монте (Паттинсон) и его только начинающий ходить ребёнок, девочка по имени Уоллоу (Скарлет Линдси). Они на этом удаляющемся от Земли корабле единственные живые души, а что случилось с экипажем зритель с помощью мягкого закадрового голоса Монте и плавных монтажных переходов в прошлое поймёт не сразу. Кроме того, это определённо не то кино, которое будет настойчиво вам что-то объяснять или выстраивать общую картину. Клер Дени больше заинтересована в самом путешествии, чем в пункте его назначения. Её картина эффектно воссоздаёт атмосферу изоляции, воздействует на зрительские органы чувств в первую очередь, предлагая даже не научно-фантастическую историю в привычном её понимании, а поэтическое исследование человеческой жизни на грани апокалипсиса.

MV5BYjcwN2JkMjQtMjdhNC00YzIxLWEzMWUtZGNiNWZjNTczYWE5XkEyXkFqcGdeQXVyODUxNjcxNjE@._V1_SY1000_CR0,0,1498,1000_AL_.jpg

В последнее время много выдающихся режиссёров затрагивало тему космоса, среди них: Ридли Скотт, Кристофер Нолан, Дэмьен Шазелл и Альфонсо Куарон. По темпу, каким-то основным драматургическим рычажкам, структуре и акценту на полировке визуальных эффектах работы этих мастеров отчасти похожи друг на друга. «Высшее общество» же встаёт в совершенно другой синонимичный ряд. Это кино пробуждает воспоминания и ассоциации с кинематографом Андрея Тарковского и Стэнли Кубрика. Перед нами скорее «Солярис», а не «Гравитация» или «Интерстеллар»: медлительное, медитативное повествование, уделяющее внимание куда больше метафорам и психологии, нежели вехам технического прогресса, обычно воспеваемого в привычных сай-фаях. У Тарковского фильмы подобны сновидениям, обнажающим персональное или иногда коллективное подсознательное. То же самое и у Дени: например, нам почти ничего не рассказывают о прошлых жизнях экипажа и за что именно каждый из них был осуждён, тем не менее, из их поступков, слов и взаимоотношений складывается яркий психологический потрет всех участников эксперимента.

MV5BZTU2NWNhZmQtZjBlZi00M2RiLWI2OGUtZWI5ZThmMmI0ZDY0XkEyXkFqcGdeQXVyODUxNjcxNjE@._V1_.jpg

Подобно «Космической одиссеи» работа Клер Дени гипнотизирует чистейшей феноменологией методичных, минималистских действий на экране. В фильме в основном использованы три цвета: красный, зелёный и синий. Корабль оснащён просто, но отсутствием антиутопических и ретро деталей в интерьере, заменённых футуристическими обтекаемыми формами, картине придаётся должный фантастический блеск. Особенно отметить хочется специальное помещение, именуемо Fuck Box, куда члены экипажа отправляются, чтобы утешиться собственными сексуальными фантазиями в процессе самоудовлетворения. Благодаря некоторым вгрызающимся в память кадрам, например, обнажённая Бинош с распущенными, длинными, как у Рапунцель, волосами в той же Fuck Box на космически чёрном фоне или кроха-малыш, сидящий в листьях неестественно зелёного сада, расположенном в отдельном отсеке, при просмотре фильма возникают физические ощущения. Точно такое же ощущение было и при просмотре вампирской драмы «Что ни день, то неприятности», одного из самых жанровых фильмов Дени, где затасканный концепт о кровопийцах получил авторское исполнение на грани эротики и присущего французским мыслителям экзистенциализма.

MV5BNWQyODczNmYtNDhmNi00MjBmLWFjMTQtMjIxNDc3Y2FhNGJlXkEyXkFqcGdeQXVyODUxNjcxNjE@._V1_.jpg

Каждое движение камеры обладает неторопливой, осязаемой грацией, подчёркивающейся музыкальным сопровождением от группы Tindersticks, с которой режиссёр сотрудничает ещё со времён «Ненетт и Бони». Если с точки зрения зрительского восприятия «Высшее общество» роднит с «Солярисом» Тарковского, то интонационно оно всё же ближе к шедевру Кубрика, потому что здесь также, отражая бесконечность космоса, замедляется время в фильме. Концовки обеих картин экспоненциально приближаются к сюрреалистическим образам и наводят, по сути, на одну и ту же мысль, что ни один рывок вперёд, ни одна победа над природой не обходится без убийства. И, возможно, самое главное, что картина Дени, как «2001» Кубрика в своё время, переосмысляет научную фантастику, рассматривая концепт «космос ― это тюрьма» как буквально, так и метафизически, и с острейшим скептицизмом признаёт само право на существование этого жанра.

MV5BOWE0Nzk0NWEtMzM0OS00MDA2LWFmMDQtODhlYjY3MGFmZDdjXkEyXkFqcGdeQXVyODUxNjcxNjE@._V1_.jpg

Клер Дени обескураживает своей одержимостью деталями не только в случае с оснащением футуристического корабля. Всё же больше её интересуют его обитатели и их микрокосмос. Общительный «Черный» (Андре Бенджамин) и его сад, в искусственную землю которого он с блаженством запускает голые ноги, ностальгируя о том, куда уже не вернётся. Бойкая Бойс (Миа Гот) с румяными щеками, чей дурной характер страшнее любой космической бури. Доктор Дибс, умещающая в себе одновременно человека, всегда готового выслушать, и безумного учёного со своими тараканами в голове. Чуткие и трепетные отношения Монте со своей дочкой придают картине нежные, чувственные интонации, в которые астероидом врезаются всплески насилия и жестокости из флэшбеков. Они превращают «Высшее общество» не в самое приятное, но при этом совершенно завораживающее зрелище.

MV5BMjhkZDQ2ODEtYjM5Ny00Mzg3LWFlOTEtMzVhMDM4YWYyNjZhXkEyXkFqcGdeQXVyODUxNjcxNjE@._V1_.jpg

И пусть это первый фантастический фильм в карьере французской постановщицы, первый её фильм на английском языке с голливудскими актёрами, «Высшее общество» исследует всё те же волнуемые режиссёра темы: близость и отчуждение незнакомцев в тесных помещениях, искушения власти, медленное нарастание экстатического безумия, вызванного повышением градуса физического и сексуального насилия. Последнее заставляет вспомнить прошлогодние «Суспирию» Луки Гуаданьино и «Экстаз» Гаспара Ноэ, переосмысление прошлого с помощью метафор и триповая карусель из упражнений в стиле соответственно. Кино Клер Дени принципиально выше рангом ― это глубокая концептуальная научная фантастика, первая по-настоящему заслуживающая сравнения с работами Тарковского и Кубрика. Выдающаяся картина, которая благодаря жанровым изыскам грациозно постигает основополагающую бытийную истину: чтобы увидеть новую надежду в своей жизни, порой необходимо вплотную приблизиться к чёрной дыре.

В сотрудничестве с lostfilm.info.

В прокате с 11 апреля.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s