В угоду массам. Рецензия на фильм «Дамбо»

«Нежными словами и добротой можно на волоске вести слона»

― Саади

Часто, когда крупная студия нанимает именитого самобытного постановщика, да ещё ассоциирующегося у зрителей с особенным визуальным стилем, и строит всю рекламную кампанию на приманке вроде «от режиссёра-визионера», конечный результат не сулит ничего хорошего. Именно по такому сценарию развивается новый проект всепоглощающей студии Disney, продолжающей каннибализировать свою же интеллектуальную собственность. В их «Дамбо», игровом ремейке мультфильма 1941 года, от Тима Бёртона осталась лишь мрачная тень от тех мотивов и художественных приёмов, которыми режиссёр влюбил в себя буквально всех на стыке двух тысячелетий. Его всегда отличала странность тем, персонажей и визуальных образов, готика и гротеск формировали его собственное чувство юмора, которое невозможно спутать. Сейчас же перед нами простейшая, притянутая за огромные слоновьи уши история, которая в нелепой погоне за блокбастерным статусом теряет всю душевность происходящего.

MV5BMjI3NjY0NjU1M15BMl5BanBnXkFtZTgwNDA0ODU3NjM@._V1_SX1777_CR0,0,1777,999_AL_.jpg

События берут начало столетием назад. Некогда срывавший аншлаги цирк на колёсах под руководством экспрессивного Марка Медичи (Дэнни ДеВито) заканчивает своё турне по Америке в состоянии близком к банкротству. Новых номеров нет, зарплаты платить нечем. Это понимает и вернувшаяся с фронта бывшая звезда цирка Холт Фэрриер (Колин Фаррелл), который потерял руку на войне и жену во время эпидемии. Марк назначает давнего друга присматривать за слонами, тем более что он только что потратил чуть ли не последние сбережения на покупку слонихи Джамбо, которая вот-вот должна родить новую звезду их цирка. Однако слонёнок, вскоре получивший немного оскорбительную кличку «Дамбо», оказывается со своеобразным «дефектом» ― огромными ушами. Уши моментально вызывают смех среди всех цирковых артистов, гнев у Марка Медичи, презрение у публики, но только у детей Холта, Милли (Нико Паркер) и Джо (Финли Хоббинс) ― искреннее умиление. Им-то впервые и открывается главная особенность слонёнка.

MV5BMTcyODc3Mjc4MV5BMl5BanBnXkFtZTgwNjUzODQxNzM@._V1_SX1777_CR0,0,1777,960_AL_.jpg

Воодушевлённые умением Дамбо летать, Милли и Джо в тайне ото всех, включая собственного отца, начинают репетировать свой цирковой номер. У них всего один шанс доказать уникальность слонёнка многочисленной публике. Немного неуклюже и скорее спонтанно Дамбо в конечном итоге взмывает под полосатым цирковым шатром, заставляя приевшихся однообразием зрителей подавиться купленным попкорном. Тут начинается новая глава в истории цирка Марка Медичи, и молва о летающем слоне моментально разносится по всем четырём сторонам света, достигая богатого, энергичного и настойчивого предпринимателя В. А. Вэндевера (Майкл Китон). Он тут же загорается желанием заполучить прибыльного слонёнка и сделать из него звезду своего необъятного парка развлечений «Сказочная страна».

MV5BYjkwZTNiMjQtYzU5Ni00MGY5LWI3MzUtMTU4MmY3MWU3NDEyXkEyXkFqcGdeQXVyNjg2NjQwMDQ@._V1_SY1000_SX1500_AL_.jpg

Весь этот сюжет ироничен донельзя. История о том, как большой бизнес поглощает маленькие производства и авторские мысли, выходит под крылом студии, которая является огромным конгломератом, монополизирующим рынок. Проще говоря, всё это видится так: был такой режиссёр Тим Бёртон (это персонаж ДеВито), который жил в своём мире (цирк), был верен ему, получал удовольствие от того, что делал, но не имел стабильного дохода. Его эксцентричность и причудливость были широко известны, они породили так называемый режиссёрский отличительный подчерк (условный летающий слонёнок). И тут пришёл Уолт Дисней (персонаж Китона), с ослепительной улыбкой и в белом костюме, обещающий вернуть былое величие и гарантирующий автору сохранность его собственного «Я» (то есть слонёнка), но при этом ему нужно стать частью одного общего развлекательного предприятия, именуемого Dreamland (даже созвучно с Disneyland). Вот только осознана ли эта ирония?

MV5BNDFiNzQ5NmQtM2VmMC00YWMxLTg1ZmMtMTIxMzg3NjJmMTNhXkEyXkFqcGdeQXVyNjg2NjQwMDQ@._V1_SY1000_SX1500_AL_.jpg

Но при всём при этом заявить, что от Тима Бёртона в «Дамбо» лишь имя в титрах, будет не совсем верно. Чувствуется, что режиссёр сделал всё, что было в его силах. Например, визуально картина безумно красива, и пусть от фирменной бёртоновской мрачности тут буквально одна сцена ― во время ночной спасательной операции из цирка ― в остальном же она просто кажется здесь неуместной. Большинство пейзажей, утрене-рассветных, солнечно-дневных и вечерне-закатных, насыщены нежными цветами и лишь усиливают сентиментальные качества фильма. Дамбо ― в целом близкий персонаж для Бёртона, такой же аутсайдер и изгой, которых он воспевал в своих лучших работах: «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит», «Эд Вуд» и «Эдвард руки-ножницы». Да и музыка постоянного композитора режиссёра, Дэнни Элфмана, слабо, но отдаёт нотками былых сотрудничеств двух мастеров своего дела.

MV5BNmUyMWZhNDItNWEyZS00Y2RmLWFlN2QtYTVmY2QyMWMyOTNhXkEyXkFqcGdeQXVyNjg2NjQwMDQ@._V1_SY1000_CR0,0,1776,1000_AL_.jpg

Актёрский состав фильма, безусловно, ещё один его неоспоримый плюс. Линия героя Фаррела и его детей придаёт истории про «Дамбо» того, чего не было в оригинальном мультфильме ― человеческие отношения. Фарреллу всегда удавались грустные роли (с такими бровями и вовсе кажется, что он вот-вот взлетит вместе с Дамбо, стоит ему чихнуть от пёрышка), а ветеран войны, лишившийся жены и потерявший связь с детьми, как раз из таких. Но правит балом, как и цирком, Дэнни ДеВито, который здесь настолько забавный, яркий, живой, что выдаёт свою лучшую роль в кино за долгие годы. Его экранное воссоединение с Майклом Китоном также не прошло незамеченным, правда, в отличие от своих партий в «Бэтмен возвращается», на этот раз они поменялись сторонами. Злодей из Китона получился очень обаятельный, его манерность и вычурность лишь только подчёркивают образ экстравагантного, но бездушного бизнесмена. На правах новой музы режиссёра (ведь с женой он развёлся, а карьера Джонни Деппа всё ещё трещит по швам), в фильме нашлось местечко и для Евы Грин, сыгравшей у Бёртона главную роль в «Доме странных детей Мисс Перегрин». Тут её партия сведена к эпизодическому появлению в качестве пассии В. А. Вэндевера и цирковой «королевы воздуха».

MV5BMzE2ZDFlYjgtYmJlNS00OTBmLWIwNDMtOWEyZWI4MzY5NjExXkEyXkFqcGdeQXVyNjg2NjQwMDQ@._V1_SY1000_SX1500_AL_.jpg

К сожалению же, ни убедительный актёрский состав, прекрасно отыгрывающий большинство классических моделей взаимоотношений, ни дивно анимированный Дамбо, чьи попытки воссоединиться со своей мамой очень трогательны, так и не позволяют фильму взлететь до уровня душевного поучительного кино. Сама история очень добрая, милая, доступная для детей, но с какой натужностью создатели навязывают сентиментальное настроение происходящему, вызывает скорее жалость, а не сопереживание. Жалость не к беззащитному слонёнку, а к бессодержательному сценарию фильма, который по сути своей не предлагает ничего нового, а лишь растягивает часовой мультфильм в два раза, заполняя появившееся пространство лишними сценами, штампами, банальностью и дешёвыми эмоциональными ловушками для аудитории помоложе. Остаётся надеяться, что вся эта угода массам в исполнении Тима Бёртона всего лишь попытка собрать финансирование для долгожданного и уже обещанного сиквела «Битлджуса», где за подобную обыкновенность и заурядность Бёртона уже никто не простит.

В сотрудничестве с lostfilm.info.

В прокате с 28 марта.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s