Материнский инстинкт. Рецензия на фильм «В объятиях лжи»

Никому не нравится, когда его преследуют. Даже если преследователь этот – сама Изабель Юппер. В своём новом фильме режиссёр Нил Джордан, достигший успеха, казалось бы, на всех кинематографических фронтах – Оскар за «Жестокую игру», Золотой Лев Венецианского фестиваля за «Майкла Коллинза» и всеобщая зрительская любовь за культовое «Интервью с вампиром» – рассматривает как раз тему сталкинга. Для русского зрителя этот термин относительно нов, однако смысл его знаком и понятен всем: нежелательное навязчивое внимание к одному человеку со стороны другого. Greta по уже традиционному отказу наших прокатчиков связываться с именами в названии превратилась в красивое, абстрактное и ничего не значащие «В объятиях лжи», что по сути стало некой подсказкой – покидая кинозал, действительно чувствуешь себя обманутым.

kinopoisk.ru-Greta-3326655.jpg

Как бы вы поступили, увидев чью-то бесхозную сумочку, забытую кем-то на самом видном месте в вагоне метро? Наверное, сообщили бы машинисту и были бы правы в своём поступке. Либо же попросту проигнорировали этот предмет, вдобавок ещё и выйдя из вагона на следующей остановке – ибо кто знает, что в этой сумке и как она оказалась в общественном транспорте крупного мегаполиса. Однако наша героиня определённо другого толка. Фрэнсис (Хлоя Грейс Морец) без тени сомнений хватает, словно наживку с крючка, грациозно разъезжающую по нью-йоркскому метро забытую кем-то сумочку и приносит её к себе домой. Поступок её, тем не менее, отнюдь не меркантильного характера – чужих денег ей не нужно (в отличие от её подруги Эрики (Майка Монро), с которой она делит просторные апартаменты-студио на Манхэттене). Завтра Фрэнсис собирается отнести сумку её владелице: как указано на найденной в кармашке кошелька визитке – некой Грете Хидег (Юппер). Здесь-то венерина мухоловка и захлопнется.

kinopoisk.ru-Greta-3326660.jpg

Грета ― одинокая галантная вдова в возрасте, с французскими корнями и высокого происхождения. По крайней мере, такое первое впечатление складывается у наивной, только что перебравшейся в большой город после смерти матери, юной Фрэнсис. На почве жалости между ними завязывается дружба, одним утром наша героиня соглашается выбрать вместе с Гретой собачку из приюта для неё, а другим вечером – заняться готовкой у бесконечно гостеприимной женщины. Тогда-то и вскрывается пугающая правда. Случайным образом Фрэнсис обнаруживает целый комод из одинаковых сумочек, на каждой из которых написано имя попавшейся на крючок вдовы жертвы. Рассказав об увиденном своей подруге, героиня Морец обрывает все контакты с Гретой, однако та не перестаёт названивать, писать сообщения и просить о встрече. Ещё недавно казавшаяся безобидной дружба превращается в навязчивое преследование, переходящее все рамки дозволенного – Грета уверена, что Фрэнсис нужна мать, а материнский инстинкт, как известно, может быть сильнее стихийного бедствия.

kinopoisk.ru-Greta-3337514.jpg

Как только намерения одинокой вдовы становятся ясны, картина Джордана прочно обосновывается на жанровой территории. Здесь же обозначаются и главные недостатки данного «дочки-матери» триллера. «В объятиях лжи» хочет казаться фильмом ужасов, но средства, использованные в достижении эффекта хоррора, за километр отдают искусственностью. Включать звуки скребущихся кошек во время напряжённых сцен и пугать зрителя ничем не обоснованными, но очень резкими появлениями в кадре персонажей – буквально самые дешевые приёмы, от которых фанатам жанра уже давно становится дурно. Добавьте к этому повышенный градус глупости происходящего и отсутствие логики в поступках героев, и перед нами штампованный ужастик, во время которого так и раздирает крикнуть в экран «да не ходи ты туда одна в темноте» или «вызовите уже наконец кто-нибудь полицию». Другими словами, становится очень смешно, когда режиссёр пытается сделать страшно.

kinopoisk.ru-Greta-3326645.jpg

И ведь юмор мог бы стать решением, переведи Нил Джордан со сценаристом Рэем Райтом всё происходящее на экране в чистый воды фарс. Как, например, в превосходном триллере «Она» Пола Верховена с той же Юппер, чёрный юмор там только способствовал саспенсу. «В объятиях лжи» попросту максимально вторичен. Это отражается как в темах фильма, так и в отдельных сценах. Про сталкинг в прошлом году исчерпывающе высказался Стивен Содерберг в изумительной жанровой жемчужине «Не в себе», а «Мизери» по роману Стивена Кинга до сих пор является главным хоррором, раскрывшим идею суррогатного материнства. Что касается схожести сцен, то у Нила Джордана буквально один в один переснят момент с Квакером из «Семи психопатов» Мартина МакДоны, а эпизод с детективом точь-в-точь повторяет сцену из «Пленниц» Дени Вильнёва (указать, какую именно, было бы спойлером). Всё это, конечно, не специально, но баллов оригинальности, естественно, фильму не прибавляет.

kinopoisk.ru-Greta-3326657.jpg

Единственная ассоциация, которая, по крайней мере, выглядит намеренной и задуманной самим режиссёром, связана с мастерством Греты игры на пианино. Трудно не уловить параллель, что Нил Джордан пытается выстроить с «Пианисткой» Михаэля Ханеке, в которой Изабель Юппер исполнила роль неуравновешенной учительницы с садомазохистскими наклонностями и получила за это Серебряную премию на Каннском кинофестивале. Юппер, возможно, величайшая французская актриса из ныне живущих, даже в такой сценарно-слабой картине, как данная, своей игрой позволяет зрителю испытать целый калейдоскоп чувств. Поначалу к её Грете легко проникнуться искренним сочувствием и жалостью, но затем от присутствия героини Юппер на экране начинаешь испытывать мороз по коже, перерастающий во всеохватывающую ненависть к столь яркому образу. Хлоя Грейс Морец на фоне более мастеровитой коллеги, конечно же, теряется, но со своей партией испуганной и уязвимой девушки справляется на должном уровне. Тем не менее, если кому и советовать «В объятиях лжи», так точно не фанатам жанра напряжённого триллера, однако для поклонников творчества выдающейся французской актрисы лента Нила Джордана уж точно запомнится надолго.

В партнёрстве с lostfilm.info.

В прокате с 21 марта.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s