Гранж, ретро и бунтарский дух. Рецензия на фильм «Капитан Марвел»

Преломив космическое пространство и миллионы световых лет, Верс, пока ещё далёкая от становления Капитаном Марвел, но уже забывшая своё настоящее имя, приземляется на незнакомой для себя планете, пробив крышу среднестатистического земного видеопроката. Очутившись ровно между стеллажами «семейное кино» и «драма», растерянная инопланетной для себя эстетикой Америки 90-х Верс берёт с полки первую попавшуюся кассету – The Right Stuff. У нас фильм Филипа Кауфмана значится под допустимо вольной локализацией «Парни что надо», что, казалось, должно было стать ироничной антонимизацией двадцать первого фильма общей кинематографической вселенной, в котором на первый план выходит как раз «девчонка что надо», способная в одиночку спасти вселенную без помощи грубой мужской силы. Однако «Капитан Марвел», к счастью, совсем не про это. Как оказалось, в любом, даже самом коротком интервью Бри Ларсон, больше феминистических призывов, чем во всём фильме целиком.

kinopoisk.ru-Captain-Marvel-3315140.jpg

С яркими и сюжетно значимыми женскими персонажами в кинематографической вселенной Марвел всегда были проблемы – их роль сводилась к изображению либо любовного интереса главного героя, либо второстепенного помощника. На партии первых в разных картинах претендовали Лив Тайлер в «Невероятном Халке», Рэйчел МакАдамс в «Стрэндже», Хэйли Этвеллл в «Первом мстителе», Натали Портман в дилогии «Тор» и это лишь самые громкие имена. Среди помощниц второго плана яркими представителями являются героини, воплощённые на экране Коби Смолдерс, Тессой Томпсон, Элизабет Олсен, Зои Солданой, Люпитой Нионго и Скарлетт Йоханcсон (три последние, впрочем, подходят и в первую колонку). Лишь нонконформист Шейн Блэк в своём смелом «Железном человеке 3» не побоялся вывести Пеппер Потс в исполнении Гвинет Пелтроу на первый план, затмив в паре сцен самого Роберта Дауни-младшего, а затем и Пейтон Рид в сиквеле «Человека-муравья» позволил восхитительной Эванджелин Лилли покрасоваться в авангарде очередной главы, пусть и для многих вовсе необязательной, общей истории.

kinopoisk.ru-Captain-Marvel-3315136.jpg

Но, даже выйдя 21-м по счёту, «Капитан Марвел» умудряется стать первым. Первым приквелом КВМ. Полноценным, поскольку события «Первого мстителя» можно рассматривать скорее как флэшбек в истории одного конкретного персонажа, в то время как данная картина повествует не только о первом супергерое в истории Земли, но и рассказывает о предпосылках создания знаменитой инициативы «Мстители», появлении Тессеракта, ранних периодах функционирования ЩИТа и наконец о том, как Ник Фьюри (Сэмюэл Л. Джексон) потерял свой глаз. Но, несмотря на весь этот глобализм, «Капитан Марвел» ― это в первую очередь история Кэрол Дэнверс (Ларсон), оказавшейся между двумя мирами. Фильм открывается кадрами осколков от крушения военного самолёта, точно из таких же осколков состоит и память нашей героини – она не может вспомнить, что с ней было до того, как шесть лет назад её спас капитан армии Крии Йон-Рогг (Джуд Лоу). Крии – это высокоразвитая инопланетная раса, а Йон-Рогг заверяет, что Кэрол – одна из них (неуязвимость и способность пулять огнём из рук как аргументы), и берётся её тренировать. И вот шесть лет спустя их элитный отряд путешествует по галактике, истребляя враждебную расу Скруллов, которые могут менять свой облик, превращаясь в кого угодно. Единственное, что не даёт покоя героине – странные сны из всё тех же осколков воспоминаний, пробивающихся в сознание из той жизни, реальность которой окутана сомнениями.

kinopoisk.ru-Captain-Marvel-3325850.jpg

Йон-Рогг, будучи наставником Кэрол, известной в тех краях под именем Верс (это всё, что осталось от её жетона военнослужащего после крушения), учит героиню быть расчётливой, полагаться на свой разум и не поддаваться эмоциям, мол, в них главная слабость. Но женщины, с этим ничего не поделать, от природы эмоциональнее мужчин, и в этом же их превосходство. Установив данный конфликт в самом начале фильма, «Капитан Марвел» в дальнейшем лишь только опровергает самые очевидные предрассудки, вызванные до ужаса блеклой и отталкивающей рекламной кампанией и тем фактом, что, якобы, грядёт новая феминистическая икона современной супергероики. Фильм не кричит о равноправии, не утверждает женское превосходство за счёт карикатуризации мужских персонажей, но при этом акцентируется на неоспоримом преимуществе прекрасного пола. Эмоциональность – это ключ, это сила, которая позволяет быть собой. Именно обратившись к своему сердцу, Кэрол становится той, кем она является на самом деле, обретая настоящую суперсилу, определяющую любого из нас куда ярче, нежели гендерно-расовые различия.

kinopoisk.ru-Captain-Marvel-3325845.jpg

Сама картина, подобно героине, прогуливающейся по видеопрокату, пытается найти баланс между семейным фильмом и драмой. Последнего в «Капитане Марвел» не так много, но одна сцена выделяется, в основном, за счёт манеры съёмки. Единичный случай для блокбастеров Марвел, всё чаще снимаемых на огромные IMAX-камеры и с вечно увеличивающимся числом зелёных экранов, увидеть хоть и небольшую, но важную, натурную сцену, снятую ручной камерой. Здесь впервые и, возможно, единственный раз за двухчасовой хронометраж виден кинематографический бэкграунд режиссёров – Анны Боден и Райана Флека, вышедших из американского независимого кино, главной особенностью которого как раз и являются эмоциональная искренность и съёмки на дешёвую ручную камеру.

kinopoisk.ru-Captain-Marvel-3325843.jpg

Примечательно, что у нынешнего крупнобюджетного фильма Боден и Флека есть ещё одна важная общая деталь с их предыдущей, снятой за пять центов, картиной «Прогулка по Миссисипи» ― Бен Мендельсон в одной из второплановых ролей. И вот здесь «Капитан Марвел» войдёт в историю, как первый голливудский блокбастер, не спустивший в унитаз актёрские таланты австралийского актёра. После ряда абсолютно одинаковых, шаблонных злодеев, отличимых лишь нарядами – белое одеяние в «Изгой-Один», деловой костюм в «Первому игроку приготовиться» и чёрный балахон в «Робин Гуд: Начало» – Мендельсону наконец достался глубокий, многоплановый персонаж, которого нужно играть! И, оказывается, для этого нужно-то было всего ничего – лишь поменять ему внешность, добавить комедийный флёр и позволить нокаутировать зрителя одной лишь мимикой.

kinopoisk.ru-Captain-Marvel-3315146.jpg

Второй план в «Капитане Марвел» в целом – предмет нескончаемой похвалы. Слегка омоложённый Сэмюэл Джексон буквально крадёт весь фильм, получив наконец достойное количество экранного времени. Его Фьюри тут ещё далёк от того, чтобы надеть угрюмое выражение лица и повязку на глаз, став главой ЩИТа. На дворе девяностые, Ник пока что выполняет должности оперативника, много шутит, завязывает дружбу с новичком, агентом Колсоном (также омоложенный Кларк Грегг), радостно уплетает сладости за обе щёки и тонет в умилении при виде пушистого рыжего котика. Котик, кстати, не простой, его зовут Гуся, и он безо всяких сомнений ваш новый любимый персонаж. У него не зря есть персональный постер и важный героический момент в фильме; кошатники всего мира наконец получили своего героя.

kinopoisk.ru-Captain-Marvel-3315147.jpg

Нужно что-то сказать и о самой виновнице торжества. Кэрол Дэнверс получилась на удивление очень симпатичной и предрасполагающей к себе героиней, бунтаркой по духу, за дальнейшей судьбой которой было бы любопытно понаблюдать. Бри Ларсон же в целом неплохо справилась с поставленной задачей, хотя ничем большим в принципе её заслуги и не охарактеризовать. Повторяется ситуация с Олденом Эренрайком, которого до выхода фильма называли ужасно не подходящим на роль Хана Соло, но в итоге он стал чуть ли не лучшей составляющей картины. Разошедшаяся на мемы «эмоциональность» Ларсон из промо-материалов внушала недоверие, но радостно, что развеивается оно уже буквально за первые 15 минут. Факт в том, что совместные сцены Капитана Марвел, будь то с героиней Аннетт Беннинг или Лашаны Линч, исполнившей роль давней подруги Кэрол, всегда чуточку разнообразнее в эмоциональном плане, чем сольные моменты Ларсон. А их линия с Джексоном и вовсе превращает очередную крупнобюджетную поделку в душевное и нескончаемо уморительной роуд-муви.

kinopoisk.ru-Captain-Marvel-3315134.jpg

В конечном итоге, «Капитан Марвел» ― это «типичный Марвел» (простите за тавтологию, но с таким названием она неизбежна). Ровное, простое кино, снятое по проверенному временем шаблону – лёгкое повествование, разбавленное хорошим, направленным на широкую аудиторию юмором, непредвиденными сюжетными поворотами и ожидаемо перегруженным экшеном в финальном акте. Но в то же время это ещё одно доказательство работоспособности данного шаблона: перед нами очень бодрое, снятое под ретро, приятное развлекательное кино, качеством которого могут похвастаться далеко не все выходящие блокбастеры. Кроме того, вместе с отборной и запоминающейся галереей персонажей второго плана весу фильму добавляет сочнейший саундтрек родом из 90-х – Heart, R.E.M, Hole и Nirvana уж точно подбавят пару-тройку лишних ударов к ритму вашего ностальгического сердца.

В сотрудничестве с lostfilm.info.

В прокате с 7 марта.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s