What’s on Netflix?: «Баллада Бастера Скраггса» Джоэла и Итана Коэн

2018-й обещал стать знаковым событием для фанатов творчества именитого американского дуэта братьев-режиссёров. Ожидалось, что в том году состоится не только возвращение Джоэла и Итана Коэнов к жанру вестерна, но и их первое сотрудничество со стриминг-гигантом Нетфликс. Причём, проект обещал стать первым в карьере братьев опытом в формате мини-сериала, но каково было удивления, когда выяснилось, что «Баллада Бастера Скраггса» попала в основной конкурс Венецианского кинофестиваля и будет представлять собой полноценный, полнометражный фильм-антологию, состоящую их шести новелл. Вместо того чтобы порадовать телезрителя короткими историями, братья Коэн зарядили полный револьвер, каждая пуля из которого угодила прямо в цель, заключавшаяся для режиссёров в деконструкции мифа об американском вестерне. Как результат, «Баллада Бастера Скраггса» удостоилась в Венеции награды за лучший сценарий, которая в итоге переросла и в номинацию на премию Оскар. Разберём каждую новеллу по отдельности.


THE BALLAD OF BUSTER SCRUGGS

MV5BMjQwNDI4MTA3NF5BMl5BanBnXkFtZTgwMTQ1OTEzNjM@._V1_SX1777_CR0,0,1777,960_AL_.jpg

Название первой истории вынесено в заголовок всего сборника неслучайно. Именно «Балладой Бастера Скграггса» братья Коэн филигранно задают тон всему фильму, который будет плясать столь же шустро, как разбойник, уворачивающийся от пуль, направленных ему под ноги. Эта история про меткого и харизматичного бандита Бастера Скраггса, который славится своим красноречием и любовью к пению. Роль протагониста досталась Тиму Блейку Нельсону, перед обаянием которого здесь попросту не устоять. А визуальные решения характеризуются смесью цвета какао с оттенком молочного шоколада.

Братья Коэн мастерски проводят ревизию классического сюжета вестерна про очаровательного бандита, с орлиным зрением и подвешенным языком, пропуская его через призму постмодернистского восприятия. Обернув в форму мюзикла и ломая четвёртую стену, режиссёры насквозь пропитывают новеллу остроумнейшей сатирой, что духовно роднит её с предыдущей картиной Коэнов – ироничным мюзиклом «Да здравствует Цезарь!».

Оценка: 5/5


NEAR ALGODONES

maxresdefault.jpg

Вторая история, окрашенная в кофейно-фисташковые тона, является криминальной комедией о неудавшемся ограблении банка, развеивая устоявшееся жанровое клише об оппортунизме в вестерновских сюжетах. Роль матёрого грабителя досталась Джеймсу Франко (архетип ковбоя), его герой решает то ли по свойственной типичным коэновским персонажам глупости, то ли будучи чересчур уверенным в себе, ограбить одиноко стоящий банк. То, что всё пошло не по плану, и оказалось веселее, чем предполагалось, роднит «Рядом с Альдогонес» с другой картиной братьев Коэн, а именно с «О, где же ты, брат?». Самая жанровая и наполненная фирменной коэновской иронией новелла из всей антологии.

Оценка: 4,5/5


MEAL TICKET

The_Ballad_of_Buster_Scruggs-review.jpg

Третья новелла знаменует собой смену настроения всей антологии. Визуально «Талон на еду» склоняется к холодным пастельным тонам, а сама история пронизана грустью и одиночеством, что вместе с затрагиванием темы творчества напоминает о фильме «Внутри Льюина Дэвиса». Лиам Нисон изображает архетип импресарио: он – антрепренёр, колесящий по городам с выступлениями, которые он организует своему безрукому и безногому артисту, рассказывающему народу древние мифы и библейские сюжеты, читающему поэзию. Наименее увлекательная новелла, но куда более тонкая с художественной точки зрения по сравнению с остальными. Здесь Джоэл и Итан Коэн разыгрывают не просто знакомый каждому фанату жанра сюжет, они затрагивают тему культурного декаданса и на примере того, как народные массы отдают предпочтение глупому развлечению в виде «гениальной курицы», нежели высокому искусству, показывают метафору современной машины потребления.

Оценка: 4/5


ALL GOLD CANYON

the_ballad_of_buster_scruggs_tom_waits_courtesy_netflix.jpg

«Золотой каньон» ― это новелла, разыгранная фактически одним актёром, коим стал брутальный Том Уэйтс. Четвёртая история выделяется бросающейся в глаза с первых секунд визуальной красотой, выраженной палитрой по-весеннему зелёной долины, усыпанной ромашковыми полями. Сюжетно новелла зиждется на основных столпах жанра – золотая лихорадка и правило «выживает сильнейший». Колоритный герой, яркая актёрская игра и кровавая развязка ассоциируют «Золотой каньон» с оскароносным фильмов Коэнов «Старикам тут не место». И обратите внимание на фразу героя о птичках, недвусмысленно отсылающей к предыдущей новелле.

Оценка: 4/5


THE GAL WHO GOT RATTLED

the-ballad-of-buster-scruggs-zoe-kazan

Самая длинная новелла рассказана в самом подходящем для такого хронометраже поджанре – роуд-муви. Визуальные решения характеризуются фиолетово-синими тонами, а «ближайшим родственником» истории хочется назвать «Железную хватку». Не столько из-за их жанровой идентичности, сколько из-за попытки вывести во главу угла повествования хрупкий женский персонаж. У Коэнов со времён «Фарго» не было фильма с героиней в центре истории, а в «Хватке» была наконец предпринята попытка рассказать историю от лица 14-летней девчонки. В «Девушке, которую напугали» на первый план выходит Элис Лонгабау (Зои Казан), она беззащитна, скорбит по покойному брату, и неприятности на этом не заканчиваются. Для Коэнов всё-таки женская перспектива на «мир мужчин» является темой относительно новой и необузданной, отчего, несмотря на общую утомительность, эту новеллу можно рассчитывать как робкую попытку постичь эту самую перспективу и попутно в очередной раз заключить, что вестерн – мужской жанр.

Оценка: 3,5/5


THE MORTAL REMAINS

MV5BZmI1MDQ2ZTEtMmRmYi00MzY3LWJiN2ItMmE1M2Q3MmYxNThlXkEyXkFqcGdeQXVyOTU3ODM2NzQ@._V1_SX1777_CR0,0,1777,959_AL_.jpg

Ещё один хорошо знакомый всем нам архетип вестернов – это охотники за головами. В финальной новелле одного из таких как раз и играет Брендан Глисон. Большая часть истории развивается в движущемся без остановок дилижансе, в котором собрались пятеро попутчиков. Между ними вскоре завязывается разговор, что позволяет наконец братьям Коэн во всей красе поупражняться в чёрном юморе, который всегда был коронной фишкой их режиссёрского почерка. Вообще смерть – это одна из центральных тем всего творчества Коэнов, прослеживающаяся с дебютной «Простой крови». Центральной она является и в «Балладе Бастера Скраггса», что делает новеллу «Останки» своеобразным эпилогом к пяти предшествующим историям.

За время пути золотисто жёлтые тона садящегося солнца сменяются зелёно-сумеречным свечением, плавно переходящим в голубовато-лунное сияние. Обратите внимание, с какой скоростью осуществляются переходы из дня в ночь, какие пейзажи за окном дилижанса и показывают ли нам лицо кучера. При более тщательном рассмотрении происходящего на экране можно понять, что всё, что мы видим, возможно, не так очевидно. Затем прислушайтесь к диалогам – три персонажа отчаянно пытаются выговориться (словно последний раз) и демонстрируют принципиально разные взгляды на жизнь: траппер считает, что все люди одинаковые, дама верит, что человек либо хороший, либо плохой, а француз уверен, что всё относительно. Охотники за головами, в таком случае, тоже не те, кем кажутся – ведь они здесь скорее «сопровождают». Шестая новелла, особенно при тщательном осмыслении, впервые уводит повествование «Баллады» в область мистицизма и метафизики, что в частности подтверждает «конечный пункт» наших спутников. Для Коэнов это определенно новый уровень, но при этом в мрачной, тёмной комичности происходящего и знакомом по другим лентам нигилизме братьев мы видим их как никогда чётко.

При просмотре на ум, конечно же, сразу приходит сравнение со второй главой «Омерзительной восьмёрки» Квентина Тарантино, где герои ехали в дилижансе и вели очень напряжённую беседу. Но раз мы проводим параллели с творчеством братьев Коэн, то идеальной парой к этой новелле будут две картины: «Игры джентльменов», если воспринимать события буквально, или «Бартон Финк», если уловить и проникнуться метафизикой происходящего.

Оценка: 4,5/5


Узнаваемый режиссёрский почерк братьев Коэн – это главный ингредиент успешного рецепта «Баллады Бастера Скраггса». Благодаря ему все новеллы изысканно дополняют друг друга, чему, надо сказать, также способствуют стилистическое оформление переходов от истории к истории под книгу, очередной погружающий в атмосферу саундтрек Картера Бёруэлла и тонально разнообразная операторская работа Брюно Дельбоннеля. Итан и Джоэл искусно перебрали жанр вестерна на составляющие, вдохнув в него новую жизнь, заодно подарив миру сразу шесть фильмов братьев Коэн по цене одного. Просто праздник какой-то!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s