Не в своём теле. Рецензия на фильм «Девочка»

«Девочка» бельгийского постановщика Луки Донта стала главной сенсацией прошедшего Каннского кинофестиваля. Но стоит напомнить, что случилось это не потому, что картина затрагивает какие-то особо неожиданные/провокационные темы или же обладает отличительными художественными качествами, а из-за огромного количества наград, вручённых одному фильму, который вдобавок является ещё и первым полным метром в карьере режиссёра. Награда за лучший дебют кажется действительно достойной. Мы, конечно, видели ещё не все дебюты Канн, но «Девочка» очень хорошо снята, на высоком профессиональном уровне, европейского качества, так сказать.

MV5BOGI1N2IzYTQtMDdkNi00MjIyLTgyMzgtNGJhYzc4MDhhODU2XkEyXkFqcGdeQXVyNTc5OTMwOTQ@._V1_.jpg

Фильм рассказывает о юноше по имени Виктор, который уже решился на смену пола, и перед нами он изначально предстаёт в образе Лары. Девушка живёт вместе с отцом и братом 5-6 лет, готовится к грядущей операции и осваивается в новой школе, где она записывается на уроки балета. Любопытно, что в доме нет мамы, что подчёркивает, что женское начало реально сидит где-то внутри Виктора, а не навеяно образом матери и взглядами на женщин. Однако фильму не хватает акцента на истории становления протагониста – в каком возрасте стало ясно, что душа попала не в своё тело. Мы наблюдаем за её стремлением, напоре, выносливости посредством танцев, которые выступают метафорой того, что люди могут всю жизнь крутиться не в своей тарелке (теле). Но в то же время Донт прекрасно изображает окружение Лары, толерантность своей страны: сверстницы не стараются обидеть или унизить героиню, порой ими лишь движет естественное любопытство, преподаватели в школе танцев также поддерживают её, доктора с теплотой и заботой советуют ей не торопить операцию, а пока насладиться той жизнью, что у героя есть сейчас. Мы всегда чего-то ждём, а ведь главное – это жить сегодняшним днём, наслаждаться моментом.

MV5BMDI1NmMyMDItMDNlOS00YTUwLWE4YjEtZGVjNGJkMmRkNjRjXkEyXkFqcGdeQXVyNTc5OTMwOTQ@._V1_.jpg

Награда лучшему актёру кажется тоже заслуженной – не актёр по образованию, а танцор Виктор Полстер впечатляюще выглядит в роли трансгендера Лары. Опять же, все варианты ещё не просмотрены, но если мы поставим вопрос по-другому – заслуживает ли Полстер такой награды, то ответ будет однозначно положительным. КВИР-пальма опять же закономерна, см. сюжет фильма. В остальном, «Девочка» вполне обычное кино, знакомая история взросления, которая особых эмоций при просмотре не вызывает. Где-то не хватает смелости постановщика, где-то проваливаются попытки создать на недосказанности поэтику авторского кино, а главный герой(-иня), несмотря на отчаянные старания Полстера, заметно проигрывает в симпатии собственному же отцу. Он здесь является наглядным примером для любого родителя, который должен понимать  в первую очередь элементарную истину, что твой ребёнок – это твой ребёнок. И всё. Таким должен быть любой родитель, старающийся всеми силами помочь своему ребёнку стать не просто человеком, а счастливым человеком.

MV5BOTBlN2IxM2EtZDQzMi00NmRjLTg3ODEtNjA5OTRmMDdlYzM4XkEyXkFqcGdeQXVyNTc5OTMwOTQ@._V1_.jpg

Любопытно другое. «Девочка» поднимает неожиданный вопрос на обсуждение: приравнивается ли автоматически важное по своей функции кино про трансгендеров, пока только набирающее актуальность и популярность, к произведению исключительно авторского кинематографа? Идёт ли вместе со смелой темой этот расплывчатый в своих рамках ярлык «артхаус», кино не для всех? Лука Донт, складывается такое ощущение, действительно хотел бы, чтобы его дебют так «заклеймили» (судя по манере съёмки, к примеру), но всё же как ни крути его «Девочка» ― это самое настоящее зрительское кино. Да, там есть сцены и кадры, которые могут заставить непривыкшую аудиторию заёрзать в кресле, но по сравнению с Ханеке, Триером, Ноэ и ещё десятками других постановщиков всё это выглядит как вполне себе безобидные элементы арт-мейнстрима. Хорошее и важное кино, знаменующее собой отличный старт режиссёрской карьеры Луки Донта и бенефис актёрского таланта Виктора Полстера.

 

В прокате с 7 февраля.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s