Дорога к милосердию. Рецензия на фильм «Зелёная книга»

Рождество всегда было Рождеством – сакральным днём для христианской веры, но как бы парадоксально не звучало, сам волшебный дух празднества пришёл к Рождеству лишь относительно недавно, вместе с книгой. С книгой, на первый взгляд никак не связанной с религией вовсе (кроме, конечно, описываемого в ней времени развития событий – в очередную годовщину рождения Христа). Не зря в народе бытует фраза, что именно Чарльз Диккенс «изобрёл» Рождество – в прошлом году даже вышел фильм с таким названием, где роль знаменитого писателя исполнил Дэн Стивенс – поскольку его A Christmas Carol стала первой историей, в которой дух Рождества получил олицетворение и яркое подтверждение своей необходимости в каждой семье.

MV5BNjMxNzY2MGItMjY1Mi00MGI0LTkxZmItZmMzMjkwYTAwM2JlXkEyXkFqcGdeQXVyNTc5OTMwOTQ@._V1_.jpg

Передать этот дух праздника и уюта неустанно пытаются и кинематографисты, уже подарившие нам такую рождественскую классику как «Один дома», «Крепкий орешек», «Гремлины», «Реальная любовь» и, конечно же, «Эта замечательная жизнь». Неожиданным образом к этой же когорте относится новая картина Питера Фаррелли «Зелёная книга», в которой лишь последние минуты фильма запечатлевают праздничный стол в ярком свечении украшенной ёлки. Однако на протяжении всего дорожного путешествия двух главных героев мы погружаемся в разговоры самого «рождественского» толка: о милосердии, гуманизме, справедливости. Но самое главное, что за все два часа своего хронометража «Зелёная книга» ни на секунду не теряет шарм уютной, дружеской встречи двух людей абсолютно разного толка и культурного багажа, каждый из которых находит в себе силы раскрыть душу и взглянуть на мир глазами своего попутчика.

MV5BMjYyNzc3MjIyNl5BMl5BanBnXkFtZTgwNDM2MjIxNjM@._V1_SY1000_CR0,0,1686,1000_AL_.jpg

Режиссёр комедий разного качества (но, как правило, далеко не высшего) Питер Фарррелли на этот раз обратился к наиболее драматическому материалу в своей карьере – к истории дружбы двух настоящих людей: грубоватого вышибалы Тони «Болтуна» и утончённого музыканта Доктора Дона Ширли. Время и место действия – сегрегационная Америка, что, естественно, становится отправной точкой во взаимоотношениях выходца из Италии, который в процессе натурализации в США подхватил паразитирующие семена расизма, но по своей природе не принял их до конца, и чернокожего светского льва, на своей шкуре испытавшего все плоды нетерпимости в свой адрес. После череды неприятностей на прошлом месте, Тони подыскивает новую работу. Он откликается на предложение стать шофёром некоего «доктора», но придя на собеседование, Тони понимает, что «Доктор» ― это всего лишь сценический псевдоним, а его боссом будет чернокожий парень, который общается с ним, восседая на собственном троне. Тони бы мог согласиться сразу, даже понимая, что ему придётся оставить семью на целых два месяца (ведь за это хорошо платят!), но вот его несоизмеримое Эго не смогло смириться с тем фактом, что ему придётся быть на побегушках у какого-то высокомерного чернокожего парня.

Green-Book-1-1024x683.jpg

В тех случаях, когда мужское Эго раздувается до невообразимых масштабов, на помощь всегда приходит женская рассудительность. Ранним утром в квартире Тони раздаётся телефонный звонок – и это Ширли, но нет, он не собирается умолять и упрашивать хозяина дома, он просит передать трубку его жене. Лежащая рядом Долорес (Линда Карделлини), выслушав музыканта, заключает следующее: «Он согласен». Приключение начинается. Тони будет не просто водителем Дона Ширли на протяжении всего его двухмесячного турне по южным штатам, но и личным помощником, ответственным за проживание, сохранность и соблюдение условий организаторами во время его выступлений. За помощью Тони придётся не раз обращаться к «Зелёной книге» ― специальному путеводителю, который во времена расовой сегрегации помогал путешествующим чернокожим находить места для ночлега, заправки, кафе и заведения, в которых их могли обслужить.

MV5BMTU0MzIyODk1OF5BMl5BanBnXkFtZTgwNTM2MjIxNjM@._V1_SX1500_CR0,0,1500,999_AL_.jpg

Сценарий фильма написан так, что буквально всеми диалогами, событиями и поступками героев «Зелёная книга» незаметно вступает в полемику со зрителем, поднимая на обсуждение не только вопросы расовой нетолерантности, но и понятные темы для любой аудитории – семья, дружба, честь, справедливость. От всего этого до ужаса прямолинейная история с банальными сюжетными поворотами начинает играть новыми красками и завораживает от первого поворота ключа в коробке зажигания до финальных титров. Само приключение у Тони и Дона удивительно бесконфликтное: сценарий умудряется выруливать каждый раз, как машина Питера Фаррелли приближается к кочке. Кажется, вот-вот будет серьёзный драматический момент, но раз, и у Тони получается договориться с полицейскими, два, и потенциальные грабители в страхе разбегаются по парковке, три, и вместо удара по лицу хамоватому типу наши герои решают выпить пива в местном баре. За это, конечно, можно было бы ругать фильм, если бы в таком подходе не был весь его шарм.

MV5BMjYyZDYzMzQtYzVlOS00OGE3LWEwM2ItMzMyYzAzOWUyM2NlXkEyXkFqcGdeQXVyNTc5OTMwOTQ@._V1_SY1000_CR0,0,1554,1000_AL_.jpg

Но не в бережно вальсирующем между драмой и комедией сценарии истинная сила «Зелёной книги», и даже не в режиссуре Фаррелли, которая вовсе ничем не примечательна. Эмоциональное ядро фильма в его актёрском дуэте, благодаря которому на экране и творится настоящая магия. Тони играет Вигго Мортенсен, датчанин по национальности, а вообще образцовый космополит, в совершенстве говорящий на 6-7 языках. К роли «Болтуна» он выучил ещё и итальянский, отчего его акцент в фильме вместе с прилично набранными килограммами в области живота становятся цементом в столь ярком экранном образе. Вигго настолько убедительно погрузился в свою роль, что проникаешься к его Тони с самых первых сцен, затем лишь убеждаясь в своей симпатии к этому актёру и его заслугам на экране. Однако, даже с учётом, что Мортенсен выдаёт одну из лучших актёрских работ года, его персонаж скорее больше отвечает за комедийный элемент, в то время как его экранный партнёр имеет парочку поистине сильных драматических моментов.

MV5BY2M1NmEwMjQtZjlmYi00YmU5LWI2OGUtYTBiMThjODc1YzFiXkEyXkFqcGdeQXVyNTc5OTMwOTQ@._V1_.jpg

Махершала Али раскрывает своего героя постепенно, в отличие от Тони, Доктора Ширли не назовёшь общительным и открытым человеком. Он куда более образован, лучше воспитан и попросту мудрее своего спутника, однако в эпизодах, когда всевозможные грани между героями стираются, химия между Али и Мортенсеном заразительнее всего. Это можно сказать и про совместное поедание жареной курочки в автомобиле, и про монолог Тони о музыке Доктора – что все могут сыграть Бетховена, но «твою музыку можешь сыграть только ты». К слову о музыке, фильм пропитан бархатным джазовым звучанием из композиций разных мастей, что добавляет ему ещё немного теплоты и мягкости.

MV5BZjJjMTNiNDctMDJmMy00YWQ4LTgyODctZTUyMmY0NGE1OTAzXkEyXkFqcGdeQXVyNTc5OTMwOTQ@._V1_SY1000_CR0,0,1500,1000_AL_.jpg

Тем не менее Чарльз Диккенс, конечно же, не изобрёл Рождество, так же как и Питер Фаррелли не изобретает ничего нового своей простой, но очень душевной историей, которая дарит каждому её зрителю немножко света, надежды, доброты и учит терпимости и состраданию по отношению к окружающим. Что «Рождественская история» 1843 года, что «Зелёная книга» 2018-го – оба произведения символизируют победу милосердия над эгоизмом и несут в себе послание, которое никогда не выйдет из моды.

В прокате с 24 января.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s