Течение времени. Рецензия на фильм «Пепел – самый чистый белый»

Согласно старинной поговорке, время – оно как река. Такому же сравнению поддаётся и новое произведение главного китайского режиссёра современности Цзя Чжанкэ. Просмотр фильма «Пепел – самый чистый белый» напоминает плавание по Янцзы – размеренное путешествие-наблюдение за стремительными изменениями в стране и удивительной коллизией двух судеб, которое то расширяется до вечных философских проблем, то сужается до личных переживаний героев.

MV5BODk4NjQ1YTYtZThhYi00MmQwLWJkNjEtN2E3NmU1ZDNhYmNlXkEyXkFqcGdeQXVyNTc5OTMwOTQ@._V1_SY1000_CR0,0,1499,1000_AL_.jpg

Начало гангстерский роман (а именно так можно определить жанр девятого игрового фильма Чжанкэ) берёт в 2001 году, рассказывая о событиях, имевших место в стремительно входящей в эпоху индустриализма деревушке Датун, что на севере Китая в провинции Шаньси. Режиссёр очень тонко и искусно дистиллирует почти два десятилетия последовательных социальных перемен своей страны в историю мелкого гангстера и его леди. Бинь (Ляо Фань) является боссом небольшой преступной группировки, владеющей местными точками игорных заведений. Его бизнес процветает, к нему относятся с почтением и уважением во всём Датуне, как и к его девушке Цяо (великолепная Чжао Тао), которая знает себе цену и умеет не только за себя постоять, но и за своего мужчину, что в итоге оборачивается для неё пятью годами тюрьмы.

MV5BYTk5Y2JmMzAtYWJlYi00N2Q4LWE4MmEtOGQ3M2UwOTRlZjExXkEyXkFqcGdeQXVyNTc5OTMwOTQ@._V1_SY1000_CR0,0,1499,1000_AL_.jpg

Природа их отношений поистине неуловима – Бинь не кажется человеком, достойным преданности и любви Цяо, которая в свою очередь слишком своевольная и независимая в своих убеждениях, чтобы оставаться столь одержимой им, несмотря ни на что. Но в этом как раз и заключается главная прелесть эстетики кинематографа Цзя Чжанкэ, одной из важнейших особенностей которого является странность мира. Он представляет так называемое «шестое поколение» китайских режиссёров, отличающихся от предыдущего (которые Чжан Имоу, Чэнь Кайгэ) радикальным переходом на территорию социального кино, не приукрашивающим действительность и не скрывающим проблем современного китайского общества. От летающих кинжалов, огнедышащих драконов и костюмированных драм «шестое поколение» отошло к темам безработицы, коррупции, секса, злоупотребления наркотиками, урбанизации и зависимости от электронных гаджетов. И Чжанкэ – один из тех, кто своими работами наглядно доказывает, что суровая реальность может быть намного страннее любого мифа.

MV5BOTI5ODUwYWUtODMwMi00OTIxLTlkZjktYTY2M2JkODI0ZWZkXkEyXkFqcGdeQXVyNTc5OTMwOTQ@._V1_SY1000_CR0,0,1499,1000_AL_.jpg

Со времён своей «андеграундной» трилогии (к ним относятся первые три полнометражные картины режиссёра, которые были сняты без государственной поддержки ввиду своей неожиданной честности в изображении современного Китая) киноязык Чжанкэ заметно прибавил в поэтичности и жанровой смелости. Это отчётливо прослеживается в двух предыдущих лентах режиссёра, так же участниках Каннского кинофестиваля, как и «Пепел», ― основанном на реальных событиях триллере «Прикосновение греха» о том, как современный мир всё чаще становится жертвой иррациональных всплесков насилия, и разбивающей сердце драме о расколотой семье «И горы сдвигаются с места». В «Пепле» Чжанкэ синтезировал тему насилия из «Греха» и эмоциональность (а также трёхактную структуру) из «Гор» в лиричную криминальную сагу, от которой не оторваться на протяжении всех двух с половиной часов хронометража.

fd84cf66-e72f-11e8-bfde-9434090d4df7_1280x720_105957.jpg

Те, кто хорошо знаком с фильмографией китайского режиссёра, найдут много и других вызывающих приятно дежавю тем, образов и приёмов из ранних картин постановщика в его новой работе. К примеру, как и в «Неизведанных радостях» 2002 года Чжанкэ здесь затрагивает тему поп-культуры и её влияния на нынешнее поколение (гонконгские боевики, диско). Второй акт «Пепла» ― это своеобразная реприза «Натюрморта», победившего в 2006 году на Венецианском кинофестивале, только на этот раз более выверенная, утончённая история, где излишняя политизация уступает место художественному эстетизму. Тем не менее «Пепел – самый чистый белый» является нечто большим, чем просто сумма лучших элементов кинематографа Чжанкэ, это полноценно новое, величественное произведение, взошедшее на плодах самосовершенствования одного из важнейших режиссёров в мире.

cf847ad95c844214bdaec72df7af3c2a.jpeg

Удивительным образом социальный реализм сочетается с истинно кинематографическими удовольствиями, которые режиссёр вдобавок мастерски разводит по тональным углам. Одна из таких сцен происходит в ночном клубе, где Цяо и Бинь в огромной толпе упоённо отрываются под нетленный хит Village People YMCA – завораживающее зрелище, сразу же напоминающее прошлогодний танец Арми Хаммера в «Зови меня своим именем». Другая сцена резко контрастирует по настрою – Бинь в одиночку отважно вступает в бой против десятка окруживших его машину хулиганов. Бескомпромиссный поединок в жанре один против всех снят единым планом частым оператором Оливье Ассайаса, Эриком Готье, настолько впечатляет своей хореографией, что позавидует даже Джон Уик.

ash-is-purest-white-cannes.jpg

Но при всех заслугах Цзя Чжанкэ, этот фильм целиком и полностью принадлежит Чжао Тао, главной актрисе всей его жизни, верной музе, являющейся по совместительству ещё и его женой. Такое ощущение, что все их совместные работы до этого были лишь подготовкой к роли Цяо – сложной, многогранной героини, которая, несмотря на удары под дых, что преподносит ей судьба, продолжает с достоинством и честью идти по жизни. Примечательно, что творческое сотрудничество Тао с Чжанкэ началось именно с «Платформы» (2000) ― пожалуй, тематически самым близким фильмом к «Пеплу»: обе картины растягивают повествование на десятилетия, пытаются запечатлеть скоротечность, неуловимость времени, сулящую и ответственную за стремительную урбанизацию Китая и необратимые социальные перемены. Однако, как показывает «Пепел – самый чистый белый», технологии и пейзажи могут меняться, чего не скажешь о людях.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s