Притча о добром человеке. Рецензия на фильм «Счастливый Лазарь»

Всем нам знаком библейский Лазарь – праведник из Вифании, брат Марии и Марфы, которого Иисус воскресил через четыре дня после смерти. Такой жест по отношению к юноше многим сомневающимся доказал чудотворную натуру Христа. Совершенно не случайно эта притча фигурирует в дебютном фильме итальянской постановщицы Аличе Рорвахер «Тело небесное», повествующей о 13-летней девочке, переехавшей с семьёй из Швейцарии в Италию и вынужденной проходить обряд конфирмации, что только усугубляет её мировоззренческие проблемы. Третий полнометражный фильм режиссёра и сценаристки, награждённый в этом году за лучший сценарий на Каннском кинофестивале, получил название «Счастливый Лазарь» и недвусмысленно намекает на тот самый образ праведного человека из Святого Писания.

MV5BMGRmMWRiOTAtNzI5Yy00ZjUzLTlhZWItMzE4NzA5MjlmZjA2XkEyXkFqcGdeQXVyMDA5NjIzMg@@._V1_.jpg

«Счастливый Лазарь» становится одновременно и квинтэссенцией авторского киноязыка Аличе, и тематически-символическим продолжением двух предыдущих лент талантливой постановщицы. Христианский подтекст «Тела небесного» накладывается на историю о сельском промысле небольшой группы людей, изолированной от всех и застывшей во вневременной действительности, что мы могли видеть в «Чудесах». Однако, несмотря на название предыдущего фильма Рорвахер, никаких чудес как таковых там не было, что не скажешь о её новом творении, в котором упоительный итальянский неореализм искусно превращается в реализм магический, символизируя о смелом и мастеровитом шаге Аличе на территорию трансцендентального кино. Отчего и «Тело небесное», и «Чудеса» теперь кажутся лишь пробами пера, оттачиванием собственного авторского стиля, двумя придавшими уверенность крыльями, которые наконец позволили Рорвахер воспарить над мирским кинематографом и сотворить настоящий притчевый шедевр, исполненный аллегорическим смыслом.

MV5BNDE2Yjg4ZDUtMWI1ZC00M2QwLWFkYjgtM2NiNDI5NjA2ZDBmXkEyXkFqcGdeQXVyMDA5NjIzMg@@._V1_.jpg

События картины начинаются, кажется, будто бы не с какого-то определённого отрезка времени, а с зарождения самого времени – мы видим ночь. Затем становятся различимы людские головы и тела в высокой траве, они поют и танцуют: мы явно становимся свидетелями какого-то обряда. Это помолвка, как выясняется очень скоро; традиция, тоже уходящая далеко в прошлое. Первым штришком к пониманию того, что эти люди не столь свободны, как кажутся на первый взгляд, становятся слова одной из женщин о том, что нужно ещё дождаться одобрения свадьбы со стороны некой Маркизы (Николетта Браски). С восходом солнца перед нами открывается, во-первых, фантастический взгляд на сельскую жизнь со всеми посевами, сбором урожая и местным промыслом, а во-вторых, история о двух типах людей – землевладельцах и крестьянах.

MV5BM2FjOWMyZTctZDQ2Zi00Y2FlLThmOWQtYzA3NzI4NzI0OGZhXkEyXkFqcGdeQXVyMDA5NjIzMg@@._V1_SY1000_CR0,0,1721,1000_AL_.jpg

Ко вторым относится и наш главный герой – чистосердечный и неиссякаемо добрый юноша по имени Лазарь (Адриано Тардиоло), у которого из родственников осталась лишь бабушка. Лазарь не может никому отказать в помощи – отчего его наивностью зачастую все резво пользуются. Не исключением становится и сын Маркизы, избалованный, искусственно выкрашенный в блондина городской денди Танкреди (Лука Чиковани). Поначалу он относится к Лазарю как ко всем остальным крестьянам – отдаёт приказы и не считает за человека, но очень скоро между юношами завязывается крепкая дружба, последствия которой приведут к непредсказуемым и даже сверхъестественным событиям.

MV5BZTA4ZmM0ZGMtY2FmNy00NTM3LTg0ZTUtM2JjOWQ4NGYwOWU3XkEyXkFqcGdeQXVyMDA5NjIzMg@@._V1_SY1000_CR0,0,1630,1000_AL_.jpg

Настоящая магия «Счастливого Лазаря» заключается в умении Рорвахер заморозить время, остановить его не только для несчастных, обманутых коварной Маркизой крестьян, но и для зрителя. Поначалу события ленты, кажется, происходят в веке 19-м, особенно такому впечатлению способствует безумно красивая съёмка Элен Лувар на очаровательную 16-ти миллиметровую камеру, достигая невероятной визуальной простоты, что будто любуешься на живопись до эпохи Ренессанса. Затем постепенно начинают просачиваться признаки современности – сначала машины, а потом уже и сотовые телефоны, один из которых пытается включить Танкреди за ужином, но связь не ловит. Да и сам Танкреди – один большой символ нового времени: его пироксидные волосы, джинсы, крошечная собачка на руках и привычка нервно курить являются главными подсказками, что что-то здесь не так. Табачная ферма Маркизы – самая настоящая фикция, а рабство, конечно, уже давно отменено.

MV5BNjEyOTllMWYtYzMyOC00NTBiLWI0YjItNWY0Yjg2ODk1ZjY2XkEyXkFqcGdeQXVyMDA5NjIzMg@@._V1_.jpg

«Счастливый Лазарь» наполнен библейскими и мифологическими отсылками, создающими вместе богатую аллегорию. В Библии Лазарь – символ воскрешения и веры, здесь же – молчаливый, таинственный и с определённой странностью, отделяющей его от всех остальных, персонаж. Это различие приобретает буквальность во второй половине фильма, когда Лазарь пропадает, а полиция всё-таки наведывается в нелегальную табачную ферму и подобно рабам из истории Исхода отправляет бывших «крестьян» восвояси (показателен эпизод перехода бывших рабов через реку).

MV5BZmIxNzFhODEtMDNkMS00NmQ2LTk0ODQtZGRjZWJkM2ZiZmYxXkEyXkFqcGdeQXVyMDA5NjIzMg@@._V1_SY1000_CR0,0,1334,1000_AL_.jpg

Воскрешение Лазаря неотделимо от другого чуда – исцеления слепорождённого. После очередной манипуляции со временем Рорвахер показывает нам всё тех же крестьян, но уже повзрослевших, состарившихся и живущих в огромном современном мегаполисе. От безмятежности предыдущей жизни не осталось и следа – бывшие фермеры вынуждены воровать, шантажировать, торговать подделками и выживать в страшном жилище под боком у железной дороги. Декаданс, неореализм и суровая действительность, контрастирующая с идиллией прошлой жизни, бьёт под дых. Но Лазарь вернулся к ним, всё такой же молодой и таинственный. Своей чистотой и праведностью он постепенно открывает глаза «ослепшим» от столь не желаемой свободы крестьян. Он пробуждает моральные ориентиры в заблудших душах, учит искать съедобные травы, растущие у дороги, чтобы показать честный способ накормить семью. Он ведёт за собой музыку, в конце концов.

MV5BNzgwMTdkZTItMzhhNS00YTk3LTk3MzUtNDhhYzkzZmVjMTlhXkEyXkFqcGdeQXVyMDA5NjIzMg@@._V1_SY1000_CR0,0,1317,1000_AL_.jpg

После очередной встречи с Танкреди, в которой его жена прогоняет Лазаря вместе со всей его ново обретённой семьёй, но требует оставить конфеты, что они принесли с собой, становится ясно, что, несмотря на их мнимое освобождение, ничего не меняется – аристократы едят, а крестьяне продолжают голодать. «Чудеса» также поднимали темы выживания естественной чистосердечности человека в безжалостной среде цинизма, но этот фильм развивает эти идеи дальше. Лазарь почти не разговаривает: он есть таинство, символ чего-то древнего и хорошего. Отчего волк, притча о котором пронизывает всю картину, найдя его израненным и без сознания, чует у Лазаря «запах хорошего человека», поэтому не убивает его, а убегает прочь.

MV5BMDE5M2U0MDgtNmEwYS00ZmE4LWJkMTQtY2E0NDE2ZDU2ZWQ2XkEyXkFqcGdeQXVyMDA5NjIzMg@@._V1_SY1000_CR0,0,1329,1000_AL_.jpg

Кино Рорвахер напоминает работы Пьера Паоло Пазолини и братьев Тивиани, в которых смешивались вневременная простейшая лирика с бескомпромиссным моральным видением. Картины Аличе все до единого ищут подлинность в циничном мире, где власть и эксплуатация пытаются подавить естественное стремление к радости – будь то маленькая девочка, мечтающая принять участие в конкурсе, или юноша, поклявшийся верой защищать своего полубрата. Её фильмы воспевают доброту и любовь, свободу и красоту, используемые как главное оружие против конформизма, безразличия и бессердечия, исходящих как от церкви, так и от государства. Рорвахер ищёт настоящую магию в преданиях, землях, народных песнях, сказках и традициях, незапятнанных оппортунизмом и злоупотреблением властью.

MV5BNzlmODdmY2ItYWVjYy00YjBhLTkwNmQtMjQ4NmQwMTVhMzM0XkEyXkFqcGdeQXVyMDA5NjIzMg@@._V1_.jpg

После премьеры «Счастливого Лазаря» в Каннах, западные журналисты в унисон начали говорить про возрождение итальянского кинематографа. Не будучи большим знатоком итальянской классики, лично я не рискну заявлять такое, однако в то же время это не помешает мне высказать следующее: «Счастливый Лазарь» ― настоящий и абсолютный шедевр.

 

В прокате с 13 декабря.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s