Начало земной дружбы. Рецензия на фильм «Бамблби»

В идеальном мире когда-нибудь наконец должен был выйти фильм про Трансформеров, в котором не было бы вековых межгалактических войн, пафосных солдафонов, безумных учёных и нелепо-глупых диалогов, сцен, условностей, не играющих никакой сюжетной роли. К сожалению, мы живём не в идеальном мире, а в мире, где коммерция правит всем и студии руководствуются лишь тем, что приносит деньги, например, делая акценты на яркие взрывы, бесконечные драки огромных роботов, сложные, нагромождённые сценарные конструкции и банальный юмор. По такой схеме были сняты пять фильмов о роботах-пришельцах и их мало интересной для обычного зрителя войне с другой расой. Но время Майкла Бэя, к счастью, ушло – создатели «Трансформеров» впервые решились на перемены, сначала сменили режиссёра (на место уже упомянутого любителя взрывов и спецэффектов пришёл постановщик «Кубо» Трэвис Найт), затем сконцентрировались на одном конкретном роботе, а не на сотне, как обычно, и наконец перенесли историю в уютный американский городишко 80-х годов. Получилось далеко не отлично, но уже в разы лучше, чем прежде.

MV5BNTAxOTE5OTY4MV5BMl5BanBnXkFtZTgwNjYwNzE5NjM@._V1_SX1777_CR0,0,1777,949_AL_.jpg

Война Автоботов и Десептиконов никуда не делась – открывающая сцена сразу нам про это напоминает. В результате сражения за Кибертрон сопротивление под командованием Оптимуса Прайма терпит поражение и разбредается, кто куда может. Слава всем богам, сюжет сразу сосредотачивается на жёлтом роботе, который отправляется на Землю, где и получит своё знаменитое прозвище – «Шмель», или «Бамблби». До этого, правда, мы ещё успеваем познакомиться с дуболомным солдафоном агентом Бёрнсом (человек-мем Джон Сина) и конкретно утомиться драками роботов, продолживших выяснять отношения уже на нашей планете. Но не спешите на фильме ставить крест, как только на экране появляется главная героиня – восемнадцатилетняя девушка по имени Чарли (Хейли Стайнфелд) – «Бамблби» открещивается от франшизы «Трансформеры», как единственный ребёнок из многодетной неблагополучной семьи, которому удалось найти новых заботливых родителей и получить образование, открещивается от своего прошлого.

MV5BMTk0ODIyNjUzN15BMl5BanBnXkFtZTgwMzgwNzE5NjM@._V1_SX1777_CR0,0,1777,971_AL_.jpg

Да, вся сюжетная линия с межпланетной войной тянет фильм на дно, подобно многотонному грузу, «унаследованному» франшизой от Майкла Бэя. Все эти распри, драки и лязг металла утомляют, вводят в скуку и попросту портят приятную атмосферу фильма. И даже признавая тот факт, что Трэвис Найт – крайне талантливый постановщик, что даже сцены сражения роботов (особенно открывающая) у него получились изобретательнее и зрелищнее, чем у предшественника, заметно, что он вынужден плясать под студийную дудку. Однако выброси из фильма тему войны Автоботов и Десептиконов, линию с военными и их «попытками» наладить контакт с внеземной формой жизни, «Бамблби» бы цены не было. У фильма есть гигантский нераскрытый потенциал одной их лучших семейных картин последних лет.

MV5BMTU2NTA5NTkwNV5BMl5BanBnXkFtZTgwNjcwNzE5NjM@._V1_SX1500_CR0,0,1500,999_AL_.jpg

Сосредоточимся же на хорошем. Чарли живёт в живописном калифорнийском городке, невыносимо скучает по ушедшему из жизни отцу, который, благодаря ярким ассоциативным образам мы понимаем, был для неё самым близким человеком на земле. Очевидно, что после смерти отца отношения в семье начали рушиться, к тому же мать недолго горевала о покойном муже и уже разделяет семейный очаг с новым мужчиной. Чарли работает на ярмарке, разнося хот-доги, а после работы зависает в автомобильной мастерской, где однажды и наталкивается на старый, разваливающийся Фольксваген Жук, который по случаю восемнадцатилетия достаётся ей в качестве подарка от дяди Хэнка (Лен Кариу), владельца всей этой автомобильной свалки. Вскоре девушка узнаёт, что машина у неё не обычная – кроме проблем со сцеплением она ещё периодически превращается в огромного робота. Да, завязка сюжета точь-в-точь копирка первых «Трансформеров», что, естественно, картине баллов за оригинальность не добавляет.

MV5BMTkxNTU1Mzk2M15BMl5BanBnXkFtZTgwODYwNzE5NjM@._V1_SX1777_CR0,0,1777,949_AL_.jpg

Однако по мере развития отношений между Чарли и Бамблби, в котором наша героиня нашла не только столь желаемый уже несколько лет автомобиль, но и настоящего друга, картина потихоньку начинает очаровывать. Во многом благоприятно способствует уютной, тёплой атмосфере сеттинг – летняя прибрежная Америка, где буквально всё кричит о свободе и приключениях. Вдобавок, Трэвис Найт использует самый верный приём по передаче духа времени на экране – с завидной частотой включает один за другим культовые хиты восьмидесятых, среди которых песни The Smith, Joy Division, Рика Эстли и Джеймса Брауна – перед нами лучший саундтрек за всю историю существования серии.

MV5BMjQ5NzI0OTI3MV5BMl5BanBnXkFtZTgwODUwNzE5NjM@._V1_SX1777_CR0,0,1777,954_AL_.jpg

Чем больше мы наблюдаем за их поездками по красивым калифорнийским холмам, умиляемся попыткам Чарли научить Бамблби маскироваться и проводим больше времени с героями в гараже, слушая музыку, тем больше кино начинает походить на «Инопланетянина» и «Стального Гиганта». Порой картина вообще становится слишком приторной и невыносимо милой, особенно когда в сюжет вводится сосед Чарли, нерешительный нёрд Мемо (Хорхе Лендеборг мл.), но раздражающая привязка к войне роботов не даёт о себе забыть, регулярно разрушая всю спилберговскую магию на миллион винтиков.

MV5BMTU0NDAzMDE3MF5BMl5BanBnXkFtZTgwODQwNjM3NjM@._V1_SX1777_CR0,0,1777,949_AL_.jpg

Стайнфелд магическим образом заставляет работать те сцены и диалоги, которые на бумаге кажутся давно заржавевшими. Это достигается благодаря тому, что актриса привносит в картину достаточно искренности и доброты, чтобы «смазать» некоторые драматические эпизоды такими эмоциями, что не стыдно и скупую слезу пустить, а это в принципе нонсенс для любого фильма о Трансформерах.

MV5BMTYzODU2MjQzNl5BMl5BanBnXkFtZTgwOTQwNzE5NjM@._V1_SX1777_CR0,0,1777,949_AL_.jpg

Но и Трэвиса Найта здесь большая заслуга: мы видим, что он старается как может, чтобы сместить фокус истории со взрывов, тонн спецэффектов (хоть и высочайшего качества!) и утомительного противостояния роботов в сторону локальной истории девочки и её трансформирующегося друга, которые оба в равной мере не могут найти своё место в мире. Найт привносит в бездушную, ледяную как сталь серию фильмов сердце, эмоциональность и самое важное – персонажей, которые тебе не безразличны. «Бамблби» ознаменовал начало земной дружбы людей и Автоботов, а ведь, не будь он выпущен на закате франшизы, мог бы стать символом зарождения дружбы и «Трансформеров» со зрителями.

 

В прокате с 13 декабря.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s