What’s on Netflix?: «Апостол» Гарета Эванса и «Придержи тьму» Джереми Солнье

Поскольку российское подразделение Netflix наконец-то начало работать как полагается – почти ко всем главным премьерам онлайн-сервиса стали появляться официальные русские субтитры вместе с релизом, а некоторые проекты даже могут похвастаться студийным дубляжом – самое время начать и нам рассматривать оригинальные продукты Netflix всерьёз. Честь открывать новую рубрику на the CONVERSATION выпала двум мастерам чистейшего жанрового кино, которые решили слегка сменить вектор своего творчества, при этом перебравшись под крыло стримингого гиганта.


Медитативный детектив о кризисе веры

MV5BMjE5MTgxNzk5N15BMl5BanBnXkFtZTgwNzQyMjUzNjM@._V1_SY1000_CR0,0,1499,1000_AL_.jpg

«Апостол» заряжен брутальным, матёрым фольклорном духом, который пронизывает всю атмосферу фильма буквально с первых кадров. И говоря «фольклорный», невольно подсказываешь сам себе, в какую степь тонкий ручеёк повествования будет пробивать себе путь. Однако всё же предания, народные сказания, легенды, мифы или допустимый сценарный вымысел, лёгшие в основу фильма, у Гарета Эванса играют не столь монументально основополагающею роль, как, к примеру, в недавней «Ведьме» Роберта Эггерса, где фольклор являлся Альфой и Омегой в генезисе хоррора. «Апостол» же фильм ужасов, несмотря на то, что кровь от него стынет в жилах чаще, чем от большинства оных. Это и не боевик, который так трепетно ждали преданные фанаты режиссёра. Скорее творческий эксперимент, в котором Эванс впервые исследует не стойкость человеческого тела, а прочность человеческого духа, параллельно продолжая раздвигать для себя рамки жанрового кино.

MV5BNzI0OTk1NDUtYjhlNy00YWQ0LWJmNWQtOTZiMDNlZGU0ZDVmXkEyXkFqcGdeQXVyNjEwNTM2Mzc@._V1_SX1777_CR0,0,1777,735_AL_.jpg

Гарет Эванс получил известность благодаря своей убойнейшей рукопашной дилогии «Рейд» ― первый фильм представлял собой редкий типаж боевиков «один против всех», а второй предстал уже знакомой историей копа под прикрытием, не потеряв при этом в зрелищности и драйве ни на йоту. Отличительной чертой обоих картин были долгие, хореографически выверенные драки, которые естественным образом тут же стали визитной карточной режиссёра. Однако все те, кто включит «Апостола» как раз ради новой порции брызжущего с экрана адреналина, с большой вероятностью останутся разочарованными. Гарет Эванс впервые отошёл от «индонезийского кино» (мало кто знает, что до «Рейдов» был ещё дебютный боевик «Мерантау») и обратился к своим корням. Урождённый британец на этот раз рассказывает историю одного забытого богом островка, принадлежащего то ли шотландцам, то ли ирландцам, а может даже и последним чистокровным потомкам кельтов. Самообразовавшийся там на рубеже 19 века культ под руководством местного пророка Малкольма (как никогда харизматичный Майкл Шин) преклоняется странному божеству, живёт в общине, но что важнее, похитил дочку богатого землевладельца – Дженнифер (Элен Риз). Но у Дженнифер есть ещё и брат Томас (Дэн Стивенс), о существовании которого общине неизвестно. Тяжёлая и наполненная страданиями жизнь настолько закалила Томаса, что он полный решимости отправляется на остров с целью освободить сестру.

MV5BMTk0NDc3OTE3MF5BMl5BanBnXkFtZTgwMTY5MTg1NjM@._V1_SY1000_CR0,0,1499,1000_AL_.jpg

«Апостол» действительно выделяется в фильмографии Эванса: отойдя от бравурного экшена режиссёр-сценарист пробует себя на территории медитативного мистического детектива. Вместо гонконгских перестрелок и потасовок с участием десятка специально обученных бойцов – неспешное размышление о кризисе веры. И всё это на фоне аскетичных пейзажей девственной природы, изыскано запечатленных на камеру Мэтта Флэннери, под гнетущую музыку композиторов Арии Прайоги и Фаджара Юскемала и в исполнении «прожившего несколько жизней», заматеревшего Дэна Стивенса, чей персонаж становится в итоге наглядной метафорой гибкости любого вероисповедания. С «Апостолом» Гарет Эванс может растерять некоторых своих последователей, однако молитвы самых убеждённых приверженцев церкви жанрового кинематографа после просмотра этого фильма уж точно будут услышаны.

Оценка: 4/5


Человек человеку – волк

MV5BMzBhNWFkZGItNTM4OS00NmFlLTgzOWYtZjAxYzQ3NGM1M2NlXkEyXkFqcGdeQXVyNDg4NjY5OTQ@._V1_SX1777_CR0,0,1777,744_AL_.jpg

Джереми Солнье зарекомендовал себя мастером леденящих кровь триллеров, которые заметно выделяются на фоне жанровых соплеменников благодаря отличительному авторскому почерку независимого постановщика. Солнье всегда интересовали вопросы как контролируемого, так и неконтролируемого насилия, хищные начала человека, а также людская реакция на экстремальные условия для жизни. Выпустив всего три фильма, Джереми сделал себе имя уважаемого эксперта образцового жанрового кино и стал одним из интереснейших голосов независимого американского кинематографа. При производстве четвёртой ленты постановщик решил скооперироваться со стриминговым гигантом Нетфликс, тем самым избавившись даже от малейших вмешательств в творческий процесс со стороны студий. Следует ли из этого, что «Придержи тьму» ― тот самый фильм, прокатом которого далеко не каждая компания рискнула бы заняться, несмотря на имя режиссёра? Безусловно, да. В какой-то мере экспериментальный, более холодный, чем когда-либо, совершенно нетипичный по темпу и хронометражу фильм для Солнье, что одни воспримут вводящим в скуку опытом, а другие самой настоящей режиссёрской дерзостью.

MV5BODYwNTY5MDcxMl5BMl5BanBnXkFtZTgwNjAzNDQxNjM@._V1_SY1000_CR0,0,1487,1000_AL_.jpg

Однако стоит признать, что «Придержи тьму» действительно отличается от всех фильмов Солнье, снятых до этого. Здесь нет ни ноток чёрного юмора, как в «Убийственной вечеринке», ни понятного, стремительного повествования «Руин прошлого», и не осталось следов того панковского драйва и элементов камерного хоррора, чем отличалась «Зелёная комната». Этот фильм медленный как животное, только что вышедшее из спячки, но и одновременно свирепое как зверь, не впадающий в продолжительный сон зимой, отчего постоянно вынужденный быть начеку и бороться за выживание в экстремальных условиях, порой поедая даже своих младших сородичей. «Придержи тьму» ― это медитативный натуралистический триллер, в котором главным героем является эстетика тёмной, безжалостной и негостеприимной Аляски, куда приезжает матёрый охотник на волков Рассел Кор (Джеффри Райт) по приглашению отчаявшейся матери Медоры (Райли Кио), которая уверена, что её сына именно волки утащили в лес. Для этой местности такие происшествие обычное дело, однако вскоре Рассел понимает, что за всем этим стоит что-то мистическое, пугающее, особенно, когда он замечает странное ночное блуждание Медоры по своему дому обнажённой и в жуткой ритуальной маске.

hhhhhhhhhhh

В этом фильме Солнье как никогда раньше воздействует на подкожное ощущение зрителя, заставляя его ёжиться от, казалось бы, ощутимого мороза, исходящего с экрана. Оперируя живописными планами одинокой и враждебной Аляски преимущественно после захода солнца, кадрами свирепых волков и не менее свирепых местных жителей, Джереми Солнье вкладывает в ДНК фильма взгляд на племенной образ жизни и способность человека к жестокости. Конечно, в этом плане режиссёр ничего нового не преподносит зрителю, однако фишка здесь в подходе – Солнье мастерски создаёт пробирающую до костей атмосферу животного ужаса за счёт размеренных, выверенных композиций и методического темпа. В конце концов, «Придержи тьму» пытается понять, что на самом деле движет нами – голод, гнев и горе. Одни, вроде Вернона (муж Медоры, военный в исполнении сурового Александра Скарсгарда), готовы без раздумий вступить в бездну, в то время как другие, такие как Кор, сыгранный Райтом с поражающей выдержкой, или добропорядочный коп Дональд (Джеймс Бэдж Дэйл) всё-таки доказывают, что даже в самом тёмном мире есть что-то, что не даст нам окончательно раствориться во тьме.

Оценка: 3.5/5

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s