Влияние космоса. Рецензия на фильм «Человек на Луне»

Как мало мы порой знаем о событиях, перевернувших ход истории человечества. О том, что за ними стояло и кем были те смельчаки, увековеченные портретами в учебниках, на самом деле. Например, что нам известно о первом полёте на Луну? Что это достижение американцев – раз (и то некоторые скажут, что всё это вымысел, снятый на камеру в Голливуде), что было позже Гагарина – два, что летательный аппарат носил название «Аполлон 11» – три, а первым человеком, ступившим на поверхность спутника Земли, был космонавт по имени Нил Армстронг – и это четыре. Но какова была цена успеха? Вопрос, на который режиссёр Дэмьен Шазелл неустанно ищет ответ уже в своём третьем фильме подряд, продолжая анализировать ту тонкую грань между мечтой и одержимостью сначала на примере одарённого барабанщика, актрисы и джазмена, а теперь через интимный и чувственный портрет астронавта с нелёгкой судьбой.

MV5BNTcwNDg1NDQzMF5BMl5BanBnXkFtZTgwOTY1ODA1NjM@._V1_SX1500_CR0,0,1500,999_AL_.jpg

Об Армстронге неспроста известно мало, особенно если вы никогда не увлекались его персоной и чтением соответствующих биографических книг (вообще есть только одна его биография – за авторством Джеймса Р. Хансена, она же легла в основу сценария фильма). Дело в том, что Нил отличался природной скромностью, был человеком замкнутым, скрытным, который не любил появляться на публике без надобности. Нет, он совсем не походил на какого-нибудь там ковбоя и тем более уж на американского героя, коим его стали считать после триумфального возвращения домой. Это человек, переживший семейную трагедию, с которой он сумел справиться благодаря поддержке жены и погружению в работу, он нашёл в себе силы стать хорошим отцом и первоклассным пилотом-инженером. «Человек на Луне» показывает, какой ценой астронавту дался тот самый маленький шаг, ставший огромным скачком для всего человечества.

MV5BMzM5Mzc3NjkyOV5BMl5BanBnXkFtZTgwNTU1ODA1NjM@._V1_SY1000_CR0,0,1667,1000_AL_.jpg

Одним из главных достижений картины является то, что Дэмьену Шазеллу удалось снять наименее американский, напрочь лишённый пафоса и наигранного героизма фильм, что с учётом выбранной тематики было фактически невозможно. Режиссёр вместе с оскароносным сценаристом Джошем Сингером (на его счету «В центре внимания» и «Секретное досье» ― фильмы, где нет ярко выраженного протагониста) делают акцент на так называемом пространстве между Луной и кухней, раскрывая личность Армстронга параллельно с помощью рабочих и бытовых сцен. Райан Гослинг, исполнивший партию Нила, превосходно вжился в роль, одинаково достоверно передав на экране как целеустремлённость главного героя, так и терзающие его изнутри переживания. А этот взгляд, с которым Гослинг каждый раз пытается загипнотизировать Луну, заряжает фильм пронзительной атмосферой блюза, заставляя сердце стучать в ритме City of Stars.

MV5BMTkwMjgzMDQ2OF5BMl5BanBnXkFtZTgwNTc1ODA1NjM@._V1_SX1500_CR0,0,1500,999_AL_.jpg

Музыка в фильме – это отдельная тема для разговора. Кроме Райана, Дэмьен пригласил поучаствовать в создании своего нового проекта и других членов команды, ответственной за производство (и наши разбитые сердца) «Ла-Ла Ленда». Одним из них стал приятель Шазелла ещё с колледжа – композитор Джастин Гурвиц, обладатель заслуженного Оскара в 2017 году. Хочется опуститься до выражений из разряда «саундтрек к «Человеку на Луне» Гурвица – просто космос», но его работа определённо заслуживает куда более возвышенного описания. Гурвиц будто бы взял всю пафосность саундтрека Циммера к «Интерстеллару» и разбавил его чарующей мелодичностью «Ла-Ла Ленда», найдя место не только джазовым мотивам, но и бодрым ударным композициям, а также трогательной лирике арфы в треке Quarantine. Музыкальное сопровождение сцены приземления на Луну и вовсе не поддаётся характеристике – это настолько величественное произведение, что первой ассоциацией с ним возникает композиция Also sprach Zarathustra из «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика. Он, к слову, остался бы доволен сценой высадки на Луну и по другой причине – Шазелл снял её с таким перфекционизмом и реалистичностью, что глядя на всё это, захватывает дух, а воздух предательски вылетает из лёгких.

MV5BMTY2NjQ3ODEyM15BMl5BanBnXkFtZTgwMTg1ODA1NjM@._V1_SY1000_CR0,0,1635,1000_AL_.jpg

Фильмы о полётах в космос, даже те, что основаны на исторических событиях и содержат в себе элементы биографий выдающихся людей, всегда казались скорее фантастикой, или же на крайний случай отталкивали от себя своей неестественностью – где-то слишком глянцево, где-то перебор с наигранной драматизацией, где-то снято чересчур по-голливудски. «Человек на Луне» – возможно, первый фильм о покорении космоса, во время просмотра которого такого ощущения не возникает. Шазелл рассказывает историю, придерживаясь строгого реализма, в полудокументальной манере, словно он ведёт репортаж с места событий. Особенно впечатляют сцены полётов – все они сняты из кабины, отчего создаётся впечатление присутствия непосредственно рядом с героем Гослинга в этом замкнутом пространстве.

MV5BMjI2NzMyMzI5OV5BMl5BanBnXkFtZTgwMjg1ODA1NjM@._V1_SX1500_CR0,0,1500,999_AL_.jpg

Оператор Линус Сандгрен, ещё один коллега Шазелла по «Ла-Ла Ленду», фактически весь фильм снимает с ручной камеры и исключительно крупными планами. Для голливудского блокбастера, у которого, на секундочку, в продюсерах числится сам Стивен Спилберг, это нонсенс. Но именно благодаря такому подходу фильму удаётся изобразить максимально близкий и чувственный портрет Армстронга, столь нежно и трепетно переданный Гослингом на экране в одной из своих лучших ролей за карьеру. Мы смотрим на историю глазами Нила – на его отношения с детьми, с женой Джанет, восхитительно сыгранной Клер Фой, на саму программу космических полётов, инициируемую НАСА; режиссёр намеренно вблизи рассматривает лица, детали, движения рук и смену эмоций, превращая «Человека на Луне» в работу авторского толка, но никак не студийного.

MV5BNjI1OTU3MjkzMF5BMl5BanBnXkFtZTgwMzY1ODA1NjM@._V1_SX1500_CR0,0,1500,999_AL_.jpg

Самая громкая похвала, которую может получить байопик, основанный на всемирно известном событии, это «непредсказуемый». Но именно таким получился фильм Шазелла – он непредсказуем, захватывающий и держит в напряжении на протяжении всех двух с половиной часов. Да, мы все знаем, что Армстронг в конце концов высадится на Луне, но глядя на его предвещающие полёты, ты ощущаешь неподдельный страх от того, что эта консервная банка может в любую секунду развалиться – корабль трясёт, показатели зашкаливают, мы (камера) вместе с героем заперты в кабине, задыхаемся, по лбу течёт пот, что-то там просматривается через маленький иллюминатор, полнейшая дезориентация и чувство наслаждения от истинного кинематографа.

MV5BMjQ3NDc4ODc3N15BMl5BanBnXkFtZTgwNjg1ODA1NjM@._V1_SX1500_CR0,0,1500,999_AL_.jpg

Казалось бы, после вершин, взятых «Одержимостью» и «Ла-Ла Лендом», Дэмьену Шазеллу некуда больше расти, однако на этот раз он дотянулся до Луны, в очередной раз доказав, что пределы мечтаний каждый устанавливает сам. Топливом успеха стали не только его безоговорочный талант и режиссёрская гибкость, позволяющие ещё сравнительно юному постановщику мастерски двигаться в самых разных направлениях и масштабах своих творческих амбиций, но и его команда, без которой судно под названием «Человек на Луне» не оставило бы после себя столь заметного следа на кинематографическом небе.

 

В прокате с 11 октября.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s