АМФЕСТ-2018: «Неправильное воспитание Кэмерон Пост» и «Не оставляй следов»

Амфест показал две пронзительные драмы с кинофестиваля Санденс, обе которые снятые женщинами-режиссёрами и с двумя потрясающими женскими актёрскими работами.


Girl Erased

MV5BMjI5NTQzNjA0Nl5BMl5BanBnXkFtZTgwMjA3MTgyNDM@._V1_SX1748_CR0,0,1748,999_AL_.jpg

Популярность Хлои Грейс Морец никогда не была однозначной. Она за свои двадцать один год уже успела побывать и всеобщей любимицей после прорывной роли Убивашки в «Пипце», секс-символом, бунтаркой, и была самым настоящим интернет-мемом, объектом для критики за безвкусицу в одежде и мужеподобную фигуру. Снималась как в сомнительных ремейках и посредственной фантастике, так и у режиссёров калибра Тима Бёртона и Оливье Ассайаса. Единственное, чего не было у Хлои в карьере – это хороших ролей. До этого момента.

MV5BNjQ5NjY3YWEtNTlhZS00ZWVmLWFkMDktNTViM2Y0OTQ2N2NkXkEyXkFqcGdeQXVyNTE0NTg5Mjg@._V1_SY1000_CR0,0,1740,1000_AL_.jpg

Этим «моментом» стала драма ирано-американской женщины-режиссёра Дезире Акхаван «Неправильное воспитание Кэмерон Пост», выигравшая в этом году главную награду кинофестиваля Санденс. История основана на реальном опыте писательницы Эмили М. Дэнфорт, чья книга-воспоминание и заложена в сценарном фундаменте. Морец играет девушку подросткового возраста, которую застают целующейся после выпускного бала с другой девушкой на заднем сидении автомобиля. На первый взгляд, ничего особо шокирующего, даже если учесть, что события разворачиваются в 1993 году. Однако реакция тёти, присматривающей за Кэмерон после смерти её родителей, самая что ни на есть варварская и экстремально консервативная – она считает, что девочка больна и отправляет её в церковный лагерь «Божий завет», где с помощью особой терапии якобы вылечивают людей от гомосексуальности.

MV5BNTgxMDAxMDgtZjlkYy00YjdkLThmNWYtNjM4MjljZDVmNjc5XkEyXkFqcGdeQXVyNTE0NTg5Mjg@._V1_SX1777_CR0,0,1777,958_AL_.jpg

Успех фильма целиком и полностью заслуга женщин. Во-первых, режиссёрская работа Акхаван отличается невероятной чувственностью и тактильностью, камера большую часть хронометража снимает крупные планы лиц персонажей, выстраивая между ними и зрителем чуть ли не интимную связь. Режиссёр умело выдерживает деликатный баланс между сатирой и полемикой, не перетягивая одеяло ни на одно, ни на другое. Дезире Акхаван могла бы уйти в сторону «морального насилия» над людьми, в правовой или религиозный аспект проблемы, но вместо этого центром её фильма всегда остаются персонажи, а именно очаровательная Джейн (Саша Лэйн) с отлично передающим дух времени полароидом, символ культурного надрыва, индеец Адам (Форрест Гудлак) и, конечно, сама Кэм.

MV5BNDY5NDc4MWMtMTE0NC00NmNmLThiZjgtOTU3MDIxMzBkMjg0XkEyXkFqcGdeQXVyOTIyMzEyNzU@._V1_.jpg

Во-вторых, Хлоя Грейс Морец неожиданно, наверное, для всех сияет в этом фильме, как никогда раньше. Ей удалось уловить и передать на экране то эфемерное чувство юношеского смятения, изобразить близкий портрет девушки, чья уверенность в себе подвергается сомнению под воздействием окружающей её нетерпимости и людей узкого мышления. Замкнутость и нерешительность, которой окутана Кэмерон в первые дни в лагере, живыми и постоянно развивающимися отношениями с Джейн и Адамом складываются в портрет очень хрупкой и уязвимой девушки, которая вызывает искреннюю зрительскую симпатию и сочувствие.

Несмотря на временные рамки, кино актуально для современной Америки, где на данный момент есть ещё 41 штат, в котором практикуется подобная терапия на вполне законных основаниях. Оно также затрагивает проблему неискоренимых предрассудков по отношению к гомосексуальным связям, которая как была в 93-м, так и остаётся в 2018-м. Скромное, чуткое и по-хорошему милое кино (что подобный сюжет обычно не предвещает) с тонкой режиссурой Дезире Акхаван и лучшей ролью Хлои Грей Морец в карьере.

Оценка: 4/5


Минимализм и натурализм

MV5BMTc4MjIwOTg5MF5BMl5BanBnXkFtZTgwNDEwNDgyNDM@._V1_SX1500_CR0,0,1500,999_AL_.jpg

Дебра Граник снимает редко, но каждый из её фильмов сполна оправдывает даже самые смелые ожидания. Всего на счету независимой американской женщины-режиссёра три полнометражные картины – обласканная критиками драма «На пределе» (2004), номинированная на 4 премии Оскар «Зимняя кость» (2010) и вот теперь абсолютный фестивальный хит «Не оставляй следов» (2018). Всё верно – с момента выхода предыдущего фильма прошло целых восемь лет. Восемь лет поисков финансирования, детальных проработок сюжета, интервьюирования ветеранов, людей, живущих без крова на добровольных условиях; восемь лет калибровки идеального баланса между реальными фактами, взятыми интервью, документалистикой и романом Питера Рока до таких пропорций, что кино стало совершенно аутентичным, самодостаточным и сложным произведением, живым как природа, в которой обитают главные герои.

MV5BNzQ4YmE0YjktOGY0ZS00ZmI0LWI3ZmItMzQ1YzY1NjczN2I2XkEyXkFqcGdeQXVyNTc5OTMwOTQ@._V1_SY1000_CR0,0,1499,1000_AL_.jpg

Герои – это отец Уилл (Бен Фостер), ветеран войны с отличительными признаками посттравматического синдрома, и его дочка подросткового возраста Том (Томасин МакКензи). Уже долгое время они живут вдвоём наедине с природой. Они смастерили себе жилище в лесопарковой зоне, удалённой от жилых домов и вообще признаков цивилизации. Пьют дождевую воду и росу, охотятся ради пропитания. Изредка у них случаются вылазки в город – отец получает прописанные ему килограммы таблеток, будто бы способные «излечить» полученную травму и вызванные ею ночные кошмары, но продаёт их тем, кому они нужнее – таким же ветеранам как и он, кто сумел побороть желание покончить с собой. На вырученные деньги Уилл и Том закупаются в универмаге, после чего отправляются обратно в своё укромное логово. Схема проверенна временем – мы это понимаем, даже не зная, как давно они бродяжничают и сколько локаций уже сменили.

MV5BM2IxN2YyNDktMTBlMS00Y2U4LTgzMTYtN2YwZTY4NWJjYTkxXkEyXkFqcGdeQXVyNTc5OTMwOTQ@._V1_SY1000_CR0,0,1499,1000_AL_.jpg

Но в один день случайный прохожий, вышедший на пробежку в лес, замечает Том. Дальше события приобретают стихийный характер – полицейские с собаками начинают обыски зоны, где видели девочку, отец с дочкой в страхе стараются спрятаться в лесу, заметая следы как на частых тренировках. Однако собачий нюх не проведёшь даже отличным камуфляжем. И вот Том и Уилл уже в крепких лапах соцработников – они пытаются понять, что стало причиной добровольного изгнания и как вернуть дочь с отцом обратно в общество. Но смогут ли прекрасно себя чувствующие наедине с природой Уилл и Том адаптироваться в непривычной для себя среде или же инстинктивный зов возьмёт вверх?

MV5BYzdmYjZkYjgtYTg1OS00YzFmLTkwYWItZWFmOTllZDZiYjNjXkEyXkFqcGdeQXVyNTc5OTMwOTQ@._V1_SY1000_CR0,0,1499,1000_AL_.jpg

Минималистичное кино Дебры Граник обитает где-то между «Капитаном Фантастиком» Мэтта Росса и «В диких условиях» Шона Пенна. Однако оно совершенно лишено приторности первого и вместо истории одного человека рассказывает про удивительно эмпатические отношения внутри неполной семьи. Бен Фостер великолепен в роли любящего и расчётливого отца, которому приходится очень нелегко – мало того, что его мучают страшные кошмары, навеянные войной, ему в своё время, судя по всему, пришлось принять потерю жены, а теперь на его плечах воспитание дочери. Но со всеми невзгодами и совершенно очевидной психологической травмой Уилл держится, предстаёт перед нами сознательным и ответственным папой, в котором рационализм преобладает над любыми признаками девиантного поведения. Очевидно, что справиться со своим прошлым Уиллу помогает его будущее – а именно дочка Том. Томасин МакKензи – настоящее открытие 2018-го года, хочется верить, что её карьера вспыхнет так же, как однажды у Дженнифер Лоуренс, которую в «Земней кости» открыла всему миру Граник.

MV5BOTVkN2Q5MTgtODYwZC00NzUyLWFlZmItNWU2YWJkYmU4N2RhXkEyXkFqcGdeQXVyNTc5OTMwOTQ@._V1_SY1000_CR0,0,1499,1000_AL_.jpg

Кино потрясающе сбалансировано: режиссёр даже не пытается эксплуатировать своих персонажей для драматических целей и выстраивать примитивную драматургию из «взлётов» и «падений» героев. «Не оставляй следов» до самого конца обладает естественной спонтанностью, фильм позволяет своим персонажам жить на экране. Вообще, Дебра Граник показывает Уилла, Том и их отношения столь же чутко и нежно, как пчёлы окутывают руку девочки в одной из сцен. Кажется, что нет ни одного лишнего кадра, ни одной грубой монтажной склейки, ни одного бессмысленного диалога – всё работает на продвижение сюжета, способствует растворению зрительского внимания в лесном пейзаже. Как ни иронично, просмотр этого фильма уж оставит после себя след.

Оценка: 4/5

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s