Мнение о фильме «Сердце мира» Натальи Мещаниновой

Задумка явно была показать людей дикими животными, но в итоге Мещанинова рисует уже до боли знакомый портрет удалённого от городов (цивилизации) сельского обывателя, который недалёк, плохо образован/воспитан да и в целом быдло. Вообще, победившее в этом году на Кинотавре «Сердце мира» очень сильно напоминает победителя прошлого года, что неудивительно – у обеих лент одинаковые сценаристы, которые чередуют места в режиссёрском кресле.

69xsiZJuyqY.jpg

«Сердце мира» ― это «Аритмия» из альтернативной вселенной. Здесь снова в главной роли врач по призванию, но на этот раз ветеринар, и это по сути главная, кроме драматургических схожестей, общая черта обеих картин, но и то с сюжетообразующей антитезой «люди – животные». Из большого города события перенеслись в сельскую глушь, герою Яценко была необходима эмоциональная связь с людьми, он нуждался в компании, здесь Егор Степана Девонина наоборот – замкнутый, привыкший к одиночеству человек. В «Аритмии» алкоголь был естественным способом справиться с титанической нагрузкой врачебной практики, здесь же он просто как атрибут русского застолья, как разновидность не вариативного времяпровождения в деревни (а такое мы уже видели у Звягинцева, но только показано там было куда более осмыслено и тонко). В «Аритмии» присутствовала невероятная химия между двумя главными героями, здесь абсолютно никто не вызывает ни малейшей симпатии. Второй план у Хлебникова пестрил яркими образами (бабушка с таблеткой, новый заведующий больницы, партнёр Олега по скорой), тут же либо опять сельская пьянь, либо карикатурные «гости из большого города» (бородатый хипстер с айфоном, девчонка с выкрашенными голубыми волосами, съёмка с дрона – прямо Ералаш какой-то).

fL7GF7yIgdE.jpg

То же самое получается с восприятием. «Аритмия» с хирургической точностью задевает самые недоступные струнки души и добирается прямо до зрительского сердца: нельзя не проникнуться столь богато и тонко прописанными персонажами, их сложными взаимоотношениями и историей любви, от которой щемит в груди. «Сердце мира» же наоборот – не вызывает абсолютно никакого эмоционального отклика, хотя здесь нужно сделать поправку: Наталья Мещанинова, скорее всего, намеренно пыталась создать атмосферу отчуждённости, подчёркивая её холодными пасмурными пейзажами, сценами после дождя и в тумане. Но примерно такие же пейзажи и атмосфера были и в потрясающем дебюте британца Фрэнсиса Ли «Божья земля», где в суровой промозглой английской глуши с таким же недалёким и одиноким главным героем нашлось место невероятным эмоциям и настоящим чувствам. У Мещаниновой тоже происходит неожиданный выплеск чувств в лесу, но почему-то глядя на всё это, на ум приходит не какая-то романтика или даже грусть одиночества, а то, что у нелепейшей секс-сцены из «Дуэлянта» появился соперник.

O3TIixkt0Kc.jpg

Конечно, напрашивается сравнение исполнителей главных ролей – Яценко и Девонина, ведь они оба получили награды за лучшую мужскую роль на Кинотавре. Многие скажут, что это некорректно, но по мне, главное опять же не в том, что характеры их героев полные противоположности, отчего не подлежат отождествлению. Олег всё-таки – яркая личность, многогранная, симпатичная и самое главное, что он показан живым персонажем, который развивается и проходит через рад внутренних дилемм (ну и + нельзя устоять перед экспрессией Яценко). Егор же – абсолютно бесхребетный, он не раскрывается даже наедине со зрителем (в этом году жюри Кинотавра, надо сказать, вообще странное – лучшая женская роль в исполнении Анны Слю в «Подбросах» вызывает столько же недоумения). Сценарий хочет рассказать нам пронзительную историю о человеке с не самым счастливым прошлым, которому проще находить общий язык с животными, нежели с людьми. Но постепенно мы видим, что он вполне нормально общается с другими, даже вроде неплохо ладит с сыном дочки хозяина тренировочной станции, где он живёт. А по мере развития сюжета вся эта романтизация и поэтичность заявленной сценарной фабулы рушится и превращается в банальную историю тяжёлого психического расстройства на почве одиночества, мучащего человека с детских лет.

 

Уже в прокате.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s