Испытание чувством. Рецензия на фильм «Сердце мира»

Егор – ветеринар на небольшой тренировочной базе для охотничьих собак, затерянной в глуши густого леса. Днями молодой человек ухаживает за псами, лисами, оленями и барсуками, с живым энтузиазмом принимаясь за всякое поручение хозяев притравочной станции, Николая Ивановича и его близких. Егор с отчаянным рвением души пытается стать членом семьи, семьи, которой у него никогда, фактически, не было. «Сердце мира», таким образом, показывает несколько объединённых животной тоской будней Егора, на первый взгляд непримечательных, но в действительности – переломных для хрупкого внутреннего мира героя.

ljuszehyiVw.jpg

В плане структуры сюжета «Сердце мира» схоже с предыдущей сценарной работой Мещаниновой, «Аритмией». Картина в той же мере лишена абстрактного слоя осмысления так называемых «вечных тем». Мещанинову едва ли станут равнять на Звягинцева и Балабанова – ключевых исследователей духовного начала человека, обнажающих нарывы общественной жизни – однако сравнение с Хлебниковым в коннотации авторского видения кажется вполне уместным. Потому что «Сердце мира» рассказывает о судьбах обыкновенных, неисключительных людей, обременённых ежедневной заботой о хозяйстве и друг о друге. Как и в случае с прошлогодней «Аритмией», складывается стойкое ощущение, будто это не искусственный слепок жизни – но реальность, случайно попавшая в объектив камеры.

z_nazq1b8zY.jpg

Единственная чётко очерченная тема, не касающаяся душевых колебаний героев – экологическая. Она раскрывается через конфронтацию Егора с группой волонтёров, защищающих права животных с инфантильной уверенностью в непоколебимости своих идеалов. Или, возможно, это попросту модные увлечения показной гуманностью – обладатели гражданской инициативы представлены в фильме наглыми хипстерами, достойными зрительского осуждения. Их появление есть спусковой крючок для выхлопа запертой в сердце главного героя мучительной неопределённости.

O3TIixkt0Kc.jpg

Сомнительность политкорректности этого конфликта объясняется идейным ядром фильма – подчеркнутой нарочито вкрадчивой интонацией Толстовщиной, восславляющей единение с природой и чувственное познание окружающего мира. И в объективизации такого всебытия решительно нет ничего плохого, ведь именно поэтому, несмотря на демонстрацию органического, грязного и малоприятного, картина согревает оттенками редкого душевного тепла. Бревенчатые домишки и несколько близлежащих сараев, окружённые лесным массивом – это практически отдельный мир, отличающийся милосердием и нежностью. И в нем главный герой, воспитанный любовным голодом, проходит испытание неизвестной ему доселе пылкостью самых разных чувств.

N5z968xbzLk.jpg

В целом, «Сердце мира» – это экзистенциальная драма о человеке, который не может найти себе места. Но смелость следующей художественной задачи не выделяется, как принято, бесстрастно-холодным тоном. Фильм Мещаниновой, вообще, почти достоверно точен в отражении реальности сельской глубинки, он убедительно сыгран и хорошо написан. Видимо, ровно потому, что от «Сердца мира» не знобит человеческим безразличием – напротив, картина удивительно тактильна, обаятельна, словно деревенская проза Шукшина. И выбранный автором набор драматургических инструментов позволяет выразить необычайно жизнеутверждающую мысль – маленькие люди в сущности обладают необъятным, не искалеченным зверской злобой внутренним миром, доступным лишь тем, кто способен его разглядеть.

 

В прокате с 27 сентября.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s