Послание к человеку-2018: «Все эти существа» и «Календарь»

В конкурсной программе короткометражного игрового кино 28 кинофестиваля «Послание к человеку» выделяются красной ниточкой, а точнее даже пальмовой веточкой две работы – это австралийская короткометражка «Все эти существа» и российский «Календарь». Обе картины являются лауреатами прошедшего Каннского кинофестиваля, поэтому мы рассматриваем их отдельно.


Память об отце

1

Короткометражный фильм «Все эти существа» австралийца Чарльза Уильямса, получивший Золотую пальмовую ветвь в своей категории на Каннском кинофестивале, является поэтическим рассказом-рассуждением юноши, чей отец теряет рассудок. Он пытается уловить тот момент, когда всё это начало происходить, возможно, этому виной послужили цикады, заполонившие их сад, именно к ним отец выходил по ночам и долго бродил бесцельно. Может быть, причина в заболевании, охватившем мозг папы, который теперь то внезапно заорёт на кого-то в углу комнаты, то начнёт истязать самого себя. Либо, на крайний случай, он вообще одержим: юноша предполагает, вдруг это духи им овладели, вдруг существа, населяющие их сад, проникли в мозг его отца?

Младшая сестра уже до смерти боится папу, его перепадов настроения, она больше не хочет сидеть с ним рядом на переднем сидении автомобиля. Юноша же всё ещё пытается понять, что с его отцом, он внимательно его слушает – тот будто бы знает что-то и пытается рассказать сыну: «Они все ненастоящие, мы – настоящие, наша семья, мы не предназначены для этого мира, всё вокруг ложь», ― продолжает одержимо лепетать он.

11

Лента очень привлекательно сняла, необычно. Рассуждения героя подкрепляются образами природы, размытыми и туманными пейзажами сада, фокусом на цикад, лягушек в бассейне, который отец так и не успел закончить. Благодаря такому визуальному ряду и потоку сознания героя создаётся ощущение мистицизма, которым пропитывается каждый кадр, позволяя зрителю гадать, что же действительно стало причиной помутнения рассудка. А лёгкая эмбиент-музыка создаёт ненавязчивую, обволакивающую атмосферу происходящего.

Оценка: 3.5/5


Кроткая

q.png

«Календарь» Игоря Поплаухина, пожалуй, является главным российским короткометражным фильмом этого года. Во-первых, он получил награду как лучший студенческий короткий метр в Каннах, во-вторых, признан лучшей короткометражкой на Кинатавре, а в-третьих, этим летом в кинотеатрах его крутили чуть ли не как особое событие. Работа действительно получилась очень интересная. Не уступая в поэтике австралийскому коллеге, Поплаухин рассказывает о женщине (Ирина Саликова), которая держит путь в места удалённые и с целями неясными. Отвечая расплывчатыми фразами по телефону, она врёт сыну, что вот-вот будет спускаться в метро, а на самом деле покидает автобус на безлюдной остановке в какой-то глуши. Врёт она по телефону и мужу, говоря, что всё ещё на работе, хотя сама пробирается по кустам и тропинкам куда-то вглубь. На какой-то промышленной свалке она встречает ребят, рассекающих на машине и предложивших её подвести. Женщина соглашается, но тут же пресекает любые попытку утолить юношеское любопытство – ни про свой возраст, ни про пункт назначения она говорить не желает. Так куда же она в итоге держит путь – главная интрига фильма.

qq.png

Всё это путешествие сопровождается столь знакомыми нам холодными российскими пейзажами, с самых первых кадров настраивая зрителя на соответствующую атмосферу – то ли безысходности, то ли неизвестности. Сам путь и частично цель женщины напоминает прошлогоднюю «Кроткую» Сергея Лозницы, однако действительно родственная деталь этих произведений немного в другом. Поплаухин, как и Лозница, умело оперирует шумом толпы – пока камера Евгения Родина не отходит от лица главной героини, нервно перемещающейся туда-сюда в непонятно где собравшейся очереди (никаких общих планов, только крупные на лица – отчего мы не можем поначалу понять, где и зачем люди собрались), мы слышим разговоры. Тепло одетые женщины на переднем, данном в расфокусировке плане (пока героиня на условном втором плане пытается поздравить подругу с прошедшим днём рождения) травят байки. Одна рассказывает, как где-то какой-то кавказец пырнул и ограбил кого-то, другая затрагивает тему наркотиков и безрассудной молодежи – и по настрою беседы мы примерно догадываемся о месте действия и целях собравшихся.

qqq.png

В финале картины, как бы странно это не звучало, героиня пытается уйти в другую реальность от этого угнетающего и безысходного настоящего. Но надев шлем виртуальной реальности сына, она тут же чувствует головокружение, как у Вани в начальной сцене «Возвращения» Андрея Звягинцева. Однако, как мы видим, не всегда и не у всех есть хотя бы возможность прыгнуть, не говоря уже банально о выборе.

Оценка: 4/5


28 Международный кинофестиваль «Послание к человеку» проходит в Санкт-Петербурге с 15 по 22 сентября

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s