Послание к человеку-2018: 8 важных док-фильмов фестиваля

Уже с 15 сентября в Санкт-Петербурге открывается 28 кинофестиваль «Послание к человеку», один из старейших и наиболее интересных в России. Интересен он не только потому, что проходит в бесконечно красивом городе, но и своими тщательно отобранными документальными картинами. Мы выделили 8 самых, по нашему скромному мнению, важных документалок смотра, о которых мы с радостью расскажем вам в наших мини-рецензиях.

Начнём с конкурсной программы. Но не волнуйтесь, об игровых фильмах мы также замолвим словечко, но только в самом конце.


Бесконечный футбол / Fotbal Infinit (2018)

Infinite Football1.jpg

Режиссёр: Корнелиу Порумбойю

Страна: Румыния

Программа: Конкурс документальных фильмов

***

В 1989 году в Румынии произошла революция, которая свергла президента тогда ещё Социалистической республики Николае Чаушеску, провозгласив в стране демократию. На первый взгляд, так и не скажешь, причём здесь футбол. Однако румынский документалист Корнелиу Порумбойю с уклоном в реализм и стремлением к притчивости наподобие других прославленных соотечественников-кинематографистов, Кристиана Мунджиу и Кристи Пую, рисует на примере одного конкретного человека портрет травмированного румынского общества, до сих пор живущего на осколках павшего режима.

Герой Порумбойю – на первый взгляд непримечательный государственный клерк, занимающийся однообразной работой с документами в управе по земельным вопросам, Лауренциу Джингхина. В далёком 1986 году он во дворе играл в футбол и в одном из игровых стыков получил травму ноги, которая в итоге привела к перелому. Причиной своего несчастия героя увидел в неправильных футбольных правилах. Теперь он пытается их пересмотреть, активно продвигая собственную спортивную реформу. Несмотря на весь комизм ситуации, Порумбойю в своём фильме раскрывает целый спектр проблем современного румынского общества: бесперспективность, серость повседневности, вынуждающей людей мечтать о другой жизни. Последствия революции, ставящие под сомнения, был ли переворот на самом деле или нет. И, конечно же, бюрократия, тонко рассмотренная на примере 92-летней бабушки, которая уже 27 лет не может оформить землю в наследство.


Пленница / A Woman Captured (2017)

A Woman Captured 1L2.jpg

Режиссёр: Бернадетт Туза-Риттер

Страна: Венгрия

Программа: Конкурс документальных фильмов

***

«Я познакомилась с женщиной по имени Эта, которая гордилась тем, что у неё есть прислуга и ей не нужно ничего делать… Тогда я ещё не знала, что современное рабство существует». С такого эпиграфа начинается шокирующий документальный фильм Бернадетт Туза-Риттер «Пленница», которая рассказывает о судьбе пятидесятилетней венгерки Мариши, терпящей унижения и побои от хозяйки дома, в котором она уже десять лет жила и работала за «спасибо», до тех пор, пока о ней не узнала режиссёр данного фильма. Бернадетт потратила полтора года на съёмки и интервью Мариши, платя домовладелице за возможность с ней встретиться. Эти встречи в итоге помогли Марише собраться с силами и предпринять побег. Примечательно, что это не единичный случай – по одной лишь Венгрии начитывается около 22 тысяч незаконно закрепощённых людей, 1.2 миллиона в Европе и 45 миллионов по всему миру. Кстати, тематически «Пленница» дополняет другой фильм «Послания к человеку» ― замечательную драму «Счастливый Лазарь» Аличе Рорвахер.

Туза-Риттер показывает портрет поистине отчаявшейся женщины, мы ощущаем тревогу и страх в её жилах, чувствуем безвыходную ситуацию, в которую она попала. Что немаловажно, режиссёр также затрагивает тему беспомощности полиции во всей этой ситуации (чем это объясняется – рассказано в фильме). Её кино о смелости, силе воли и чувстве собственного достоинства, которое нельзя подавить никакими угрозами и насильственным закрепощением. Ведь, в конце концов, любой человек заслуживает уважения, даже тот, который лишился всего.


День Победы / Victory Day (2018)

VICTORY DAY_2.jpg

Режиссёр: Сергей Лозница

Страна: Германия, Литва

Программы: Конкурс документальных фильмов

***

Работы титулованного украинского режиссёра делятся на три типа: монтажные, игровые и фильмы-наблюдения. Так получилось, что в 2018 году Лозница представил свои новые работы всех трёх типов да ещё и на трёх главных мировых кинофестивалях: на только что закончившемся Венецианском был показан монтажный «Процесс», в Каннах – игровой «Донбасс», получивший приз за режиссуру в «Особом взгляде», а Берлину достался фильм-наблюдение «День Победы». Начинается он с вальяжного марша новобранцев под пение Булата Окуджавы рядом с памятником советскому солдату со спасённым ребёнком на руках. Лозница приглашает нас в знаменитый немецкий Трептов-парк, чтобы показать, как каждый год там, на 9 мая, собирается самая различная, но преимущественно русская диаспора отметить день великой победы и положить цветы на могилы павших солдат.

Сергей Лозница в первую очередь снимает о памяти. Он освещает, воссоздаёт важные эпизоды истории – о которых нужно помнить и нельзя забывать: блокада Ленинграда, события на Майдане или просто рабочие будни местной фабрики. Его порой ошибочно называют излишне политизированным режиссёром, далеко не во всех его картинах этот политический подтекст есть, тем более в «Дне Победы». Здесь нет ни торжественных парадов, ни чиновнических проповедей – нет следов политической памяти. Лозница выводит на главенствующую позицию память обычного человека, приходящего в тот же Трептов-парк ежегодно словно по ритуальному зову, обычаю.


На её плечах / On Her Shoulders (2018)

On_Her_Shoulders.jpg

Режиссёр: Александрия Бомбэк

Страна: США

Программа: Panorama.doc

***

У 23-летней Надии Мирад было всего три минуты, чтобы выступить на Генеральной Ассамблее ООН и рассказать собравшимся делегатам историю своей жизни, которая уже к тому моменту включала секс-рабство в ИГИЛ, члены которого регулярно насиловали девушку и убили всех её родственников, а также выживание во время геноцида её народа. Надия является представителем курдской этноконфессиональной группы Езидов – единственного не исламского народа, проживающего в Ираке. С 2014 года езиды подвергаются геноциду со стороны Исламского государства, о чём мировая общественность узнала во многом благодаря храброму поступку Надии, чудом спасшейся от гонений, рабства и фактически смертного приговора.

Александрия Бомбэк в очень чувственной, трепетной манере рассказывает в своей работе не только о страданиях и отваге активистки, но также изображает портрет сильной женщины, которая в свои 23 сумела привлечь внимание всего мира и взвалила фактически единолично судьбу родного несчастного народа на свои хрупкие плечи. Яркое, пронзительное высказывание о правах человеках, продолжающее тематику замечательного документального фильма «Он назвал меня Малала» 2015 года.


Об отцах и сыновьях / Of Fathers and Sons (2017)

03_OFAS_cBASISBERLIN_07.jpg

Режиссёр: Талал Дерки

Страна: Германия, Сирия, Ливан

Программа: Panorama.doc

***

Одна из самых публицистически сильных работ фестиваля проделана сирийцем Талалом Дерки, который возвращается на родину в семью радикальных исламистов, захватив с собой камеру. Получивший на Санденсе приз за лучший документальный фильм, «Об отцах и сыновьях» запечатлевает грустную и страшную картину того, как растёт новое поколение исламистов, с горящими глазами смотрящее на своих отцов, которые рассказывают, как брали города, убивали «противников веры» и свидетельствовали то, как их товарищи «становились мучениками во благо общего дела». Мы наблюдаем за отцом семейства, в котором поразительным образом сочетается бурлящая ненависть (особенно к Америке) и искренняя любовь в отношении к своим детям. Мы наблюдаем и за его сыновьями, Омаром и Айманом, которые растут без образования и под влиянием исламского халифата. «Директор – ублюдок, Бог – хороший», ― кричат они, обкидывая камнями школьный автобус. Поистине ужасающее зрелище.

Дерки показательно не сводит камеры с детей, особенно останавливаясь на двухлетнем малыше, стеснительно прячущимся за длинной отцовской бородой, будто бы пытаясь в глазах ребёнка разглядеть будущего убийцу. Нам показывают последовательные интервью, Талал мирно беседует то со взрослым папой, то с детишками – и самое интересное, что мы не видим в глазах автора ни вражды, ни симпатии, в них читается чисто человеческое непонимание той системы координат, в которой он сам родился, но чудом успел покинуть до возникновения Исламского государства. Мы видим взгляд космополита, прирождённого публициста, который умеет сказать больше, обходясь без слов. Разрушенные здания, военный лагерь для детей, шпана во дворе мастерит бомбу из пластиковых бутылок, а несколько сцен спустя их же отец подрывается уже на настоящей мине и лишается ноги. Взрослый мужчина с безграничной верой в свои слова на Коране клянётся, что третья мировая вот-вот произойдёт, ибо так было в Священном писании, другой грозится убить свою дочь из-за того, что та отказывается носить хиджаб, а ведь ей только 2 годика! Безумие и абсурд, от которого становится не до шуток. Важный и обязательный документальный фильм.


Всему есть цена / The Price of Everything (2018)

2222.jpg

Режиссёр: Натаниель Кан

Страна: США

Программа: Panorama.doc

***

Работа Натаниеля Кана посвящена современному искусству, но даже не надейтесь, что вас научат его понимать (да и вряд ли этому научишь), фильм «Всему есть цена» рассматривает денежную сторону вопроса и подробно раскрывает тезис «искусству важно быть дорогим». Автор изучает современное искусство как бизнес-машину, перебирая все его винтики и сопровождая познавательными экскурсами в историю – какой ситуация была в 70-х, что было в тренде в 60-х, как тогда проводились аукционы и кто купался в золоте. Нам показывают, как странные, сомнительные и порой даже ещё не завершённые продукты творчества превращали в многомиллионные достояния общественности – рассказ об этом, между прочим, сопровождается кадрами из «Волка с Уолл-Стрит» Скорсезе, где ДиКаприо по телефону договаривается о сделке под всеобщий восторг.

«Всему есть цена» ― это захватывающий взгляд на то, как мир искусства превратился в денежный рынок, в печать купюр. Портрет мира, в котором всё можно купить и продать, а также лента о подмене основополагающих понятий цены и ценности.


Внутренняя работа / The Work (2017)

The Work (1).jpg

Режиссёры: Джайрус МакЛири и Гетин Алдоус

Страна: США

Программа: Panorama.doc

***

Настоящая сила терапии и вера в реабилитацию показаны в пробирающей до костей документальной работе Джайруса МакЛири и Гетина Алдоуса. Каждую неделю в государственной тюрьме Фольсом проводится сеанс интенсивной терапии. Дважды в год туда приглашаются волонтёры, которым на ближайшие четыре дня нужно будет полностью раствориться с самыми жестокими преступниками, осуждёнными по тяжелейшим правонарушениям, и вести с ними оживлённую беседу на равных. МакЛири рассказывает о трёх добровольцах – тучном чернокожем бармене Чарльзе, молодом работнике музея Крисе и ассистенте учителя Брайане. Во время сеансов они постепенно открываются перед собравшимися и испытывают настоящий катарсис. Здесь нет места расовым разногласиям, нет разделения на кланы, нет различия между заключёнными и гостями снаружи – каждый борется со своими демонами в душе.

Режиссёры запечатлевают поистине шокирующие кадры, напоминающие утерянные сцены из сиквела «Изгоняющего дьявола»: в катарсическом припадке людей трясёт, буквально выворачивает наизнанку, и даже с десяток накаченных заключенных вместе с обученными кураторами программы не всегда могут удержать человека, пытающегося выкричать накопившееся. Но всё же мораль документальной работы вырисовывается чётко – даже совершившие самые страшные преступления заключённые, которых все уже давно списали в утиль, заслуживают шанса на искупление.


Глаза Орсона Уэллса / The Eyes of Orson Welles (2018)

The Eyes of Orson Welles (2)bb.jpg

Режиссёр: Марк Казинс

Страна: Великобритания

Программа: Panorama.doc

***

«Глаза Орсона Уэллса» ― это фильм-обращение: режиссёр Марк Казинс, по образованию историк, на протяжении двух часов своей документальной работы ведёт разговор с величайшим, по его мнению, режиссёром всех времён и народов. Уэллс, конечно же, не отвечает ему, отчего фильм по форме похож на нечто среднее между исповедью (особенно учитывая, что Казинс часто переходит чуть ли не на шёпот) и любовном письмом, которое автор пишет с большим уважением и обожанием адресата. Цель его исследования не рассказать, кем был Орсон Уэллс, или проанализировать его картины, Марк Казинс пытается понять, каким видел мир режиссёр «Гражданина Кейна».

Структурно документальная работа разбита на три главы. В первой автор рассматривает огромную коллекцию рисунков и набросков Уэллса, к которой он получил доступ (до этого никому не удавалось к ним даже притронуться), проводя параллель между его художествами и кадрами/сценами из его фильмов. Во второй главе рассматриваются политические взгляды Уэллса, третья же акцентирует своё внимание на любви режиссёра – в частности, на любви к местам, видам и пейзажам. Марк Казинс также предпринял попытку пофантазировать, чтобы Орсон Уэллс смог сделать с возможностями современного мира: «Ты уже давно покинул нас, Орсон… Мир изменился, появился интернет… Эх, чтобы ты смог сделать с его помощью…». Получившая награду за лучший документальный фильм на Каннском кинофестивале, лента «Глаза Орсона Уэллса» ― обязательное произведение для всех тех, кто хочет ещё больше узнать о величайшем режиссёре и попытаться понять, как гении смотрят на мир.


И напоследок, как обещали, пробежимся по замечательной программе игровых фильмов «Кино Сверхреальности», в котором собрались сливки с различных мировых фестивалей:

  • Одно из главных событий всего «Послания к человеку» ― российская премьера «Лоро» Паоло Соррентино, которую посетит сам режиссёр;
  • Победитель Каннского кинофестиваля «Магазинные воришки» Хирокадзу Корээды;
  • Пронзительная черно-белая биографическая лента «Три дня с Роми Шнайдер» с Берлинского кинофестиваля;
  • Одно из открытий этого года – лента «Ангел» Луиса Ортеги;
  • Драма «Мне плевать, если мы войдём в историю как варвары», завоевавшая Хрустальный глобус в Карловых Варах;
  • Новое творения легендарного Джафара Панахи «Три лица», награждённое призом за сценарий в Каннах;
  • Восхитительная лента Аличе Рорвахер «Счастливый Лазарь», также отмеченная наградой за лучший сценарий в Каннах;
  • Новая лента Маттео Гарроне «Догмэн», за роль в которой Марчелло Фонте получил пальмовую ветвь лучшему актёру;
  • А также сенсация прошедшего Каннского кинофестиваля, драма «Девочка» Лукаса Донта, которая забрала целую охапку престижных наград, включая за лучший дебют и приз ФИПРЕССИ.

Напоследок же отметим два важных короткометражных фильма, участвующих в конкурсе и являющимися лауреатами всё того же Каннского кинофестиваля. Это российский «Календарь» Игоря Поплаухина и австралийский «Все эти существа» Чарльза Уильямса. О них мы вам расскажем отдельно, более подробно.

28 кинофестиваль «Послание к человеку» пройдёт с 15 по 22 сентября. Информацию о всех программах, фильмах, расписании и билетах можно найти на официальном сайте: https://message2man.com/.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s